Свои люди: Человек-оркестр Александр Цветков
0
Сегодня исполняется 80 лет художественному руководителю
Великолукского духового оркестра, дирижеру А. И. Цветкову
Если в живописных уголках Великих Лук – в скверах, парках, на площадке возле фотоэкспозиции «Город сегодня» – играет духовой оркестр, значит, к нам действительно пришел праздник, неотъемлемой частью которого является неугомонный человек с дирижерской палочкой в руке, зорко наблюдающий за тем, что и как исполняют его музыканты. И даже если сильнейший ветер срывает с пюпитров легкокрылые листы партитур, которые приходится собирать самому дирижеру, оркестр в то же время принимает щедрые дары – овации благодарной публики.
Да, духовой оркестр, преобразованный в 2011 году из городского эстрадно-симфонического, которому в Псковской области и сегодня нет аналогов, – это огромный и плодотворный этап неутомимого труженика музыки Александра Ивановича Цветкова. С музыкой он не расставался никогда, а оркестровой деятельности только в Великих Луках посвятил 57 лет жизни, ибо начинал ее в далеком 1960-м в стенах Дома культуры имени Ленина, куда был принят руководителем эстрадного оркестра.
«Музыка – не часть биографии, музыка – это моя жизнь»
Прежде, чем прийти в большой оркестр, 15-летний Цветков дерзнул выполнить оркестровку сложнейшего вальса-фантазии М. И. Глинки, после чего знаки судьбы, видимо проступившие в детстве, начали давать о себе знать.
Оркестр – это своеобразная армия, где все чаяния музыкантов подчинены жесткой дисциплине и воле дирижера. «Демократии» в оркестре просто быть не может, иначе, как заметил некогда знаменитый Артуро Тосканини – итальянский собрат Александра Цветкова: «Покажите мне оркестр, который любит своего дирижера, и я покажу вам плохой оркестр».
Александру Ивановичу повезло – рядом с ним всегда был хороший оркестр и хорошие музыканты. И в дождь, и в снег – неважно! – они всегда на посту со своими верными друзьями – музыкальными инструментами. И в дождь, и в снег они играют не только бравурные марши для мажореток, но и… увертюры к Бетховенским «Эгмонту» и «Кориолану», Штраусовские вальсы, любимые народом мелодии Соловьева-Седого, Богословского, Дунаевского…
В одном из прежних интервью Александр Иванович откровенно признался: «Не думаю, что музыка является лишь частью моей биографии, я убежден: музыка – это моя жизнь».
Он хорошо помнит свое военное детство на Псковщине, в деревеньке Бербелёво. В лесу расположились солдаты. Повсюду слышны звуки гармошек…
– И мне это так нравилось, – вспоминает Александр Иванович, – что я разобрал телефонный кабель, вытащил стальную проволоку, натянул ее на лучинку и стал тренькать, подражая им. Мой отец, погибший на Малой земле, в Новороссийске, был самоучкой и остался в памяти играющим на скрипке.
Когда Великие луки освободили от гитлеровцев, юный Александр с мамой перебрались туда.
Как сейчас вижу город, зализывающий военные раны, –продолжает вспоминать Цветков, – и, как сейчас, вижу: расчищенный Октябрьский проспект, кинотеатр «Победа»… Сквозь его стены доносится музыка. Мощная такая и красивая. Так она и вела меня по жизни, был ли я руководителем духового оркестра, был ли директором Дома культуры имени Ленина или руководил городским эстрадно-симфоническим оркестром, который просуществовал почти 20 лет и стал, как мне кажется, вершиной пути. И всё же , свои знания и практические навыки, касающиеся создания оркестра и работы в нем, я приобрел во время службы в Вооруженных силах. Армия для меня, без преувеличения, это две музыкальные консерватории!
Сыграть для Хрущева
Служил Александр Иванович Цветков в Балтийском военном округе, недалеко от Калининграда, где был назначен руководителем духового оркестра. Из этого удивительно творческого, артистичного коллектива позже вышло немало профессиональных музыкантов, одним из которых, к примеру, был Юрий Маргос, возглавивший после легендарных Покрассов в Москве эстрадно-симфонический оркестр. Настоящим самородком – ярким, самозабвенным, самоотверженным, в своем служении Музыке оказался и Александр Цветков.
– Мы много выступали в Риге, – рассказывал он мне, – обслуживали концертами все проходящие в округе Военные советы, выступали в гарнизонах для летчиков, моряков, морских пехотинцев, пограничников. Довольно серьезно готовились и к «правительственному» концерту: военный корабль, на борту которого находился Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, шел к берегам Англии и должен был зайти в порт Калининграда. Корабль с первыми лицами государства в порт действительно зашел, но наш концерт почему-то отменили…
Одним словом, со своим первым – армейским оркестром Цветкову приходилось не только концертировать (большой репертуар коллектива музыкантов был подготовлен даже с одной из солисток Вильнюсской оперы), но и сдавать экзамены по теоретической подготовке, делать различные оркестровки. Что же, молодой маэстро Цветков был готов ко всему.
Трудолюбивый, неунывающий, Александр Иванович освоил в своей жизни многие музыкальные инструменты. Великолучане в дни городских торжеств нередко видели его с барабаном. Играл же он и на теноре. «Мне так хотелось солировать в юности, – вспоминает дирижер, – и мой учитель Василий Генрихович Эйхвальд дал мне в руки кларнет. А потом освоил и саксофон». Для кого-то он, по-видимому, стал, как поется в популярной эстрадной песне, тем «удивительным соседом», который «играет на кларнете и трубе», а для музыкантов – отцом-командиром, живым символом самой Великолукской культуры, человеком-оркестром на долгие времена.
«Человек-эпоха»
Первой песней, исполненной на бис оркестром А. И. Цветкова в бытность его работы в Доме культуры имени Ленина, была «Куба – любовь моя» А. Пахмутовой, когда всё, что происходило на «Острове Свободы», остро воспринималось жителями нашей страны. А позже в репертуаре уже другого коллектива, возглавляемого маэстро Цветковым , появилось около пятисот разнообразных произведений – от фрагментов из Моцартовских симфоний до излюбленных публикой шлягеров разных лет. В 1992 году в городе был создан эстрадно-симфонический оркестр, о котором мечтали как сами музыканты, так и их поклонники. Вместе с горожанами этот коллектив под руководством Цветкова прожил довольно яркий этап и своего становления, и того, что в истории искусств называют «belle époque» – «прекрасной эпохой». Человек в белом смокинге, с дирижерской палочкой в руке, А. И. Цветков олицетворял ее и в День города, и в День Победы, и на вечерних улицах, когда шумно скандируя, чья школа лучше, весело шли по ним пассажиры великолукской «Бригантины».
Своих музыкантов, – тех, кто внимательно наблюдал за ним во время концерта, Цветков всегда считал лучшими. Уважал их преданность делу, их безотказность (ведь играть порой приходилось и в дождь, и в снег!), их бессребреничество, понимая, что без них и он, как музыкант и дирижер, никогда бы не состоялся. Поэтому готов был им и «в ножки поклониться». И это, разумеется, не фигура речи со стороны юбиляра, это – порыв его благодарного любящего сердца.
– Игра в оркестре, – считает Александр Иванович, – это одна из ступеней лестницы, по которой возможно восхождение настоящего музыканта. А это подразумевает и чтение с листа, и умение слушать своих коллег, это и беспрекословное подчинение воле дирижера. Именно послушание ведет к творческому росту.
– Вы вообще грозный руководитель? – спросила я несколько лет назад у Александра Ивановича.
– Я – строгий. В оркестре может быть только авторитарная форма управления, иначе всё развалится.
Одним словом, он подтвердил формулу Артуро Тосканини, с которой, собственно, и начиналось это повествование. Хотя Александру Цветкову куда ближе отечественные гении – Федосеев, Свиридов, Хохлов…
Он не любит хвастать своими регалиями, и, тем не менее, является обладателем медали «За трудовое отличие», а также множества грамот, дипломов и благодарностей, врученных Александру Ивановичу руководителями Псковского региона и Великих Лук. Одной из недавних наград, которую Цветкову передадут в подобающей случаю обстановке, стала благодарность Псковского областного Собрания депутатов.
Вместе со своим духовым оркестром, оптимистичный, неутомимый, не расстающийся с Музыкой маэстро Цветков и сегодня, в свои почтенные 80 (на которые он совершенно не выглядит!), готов к новым свершениям. Музыка ведет его по ухабам жизни. Музыка поднимает дух и обязывает, ну, просто обязывает соответствовать тем высоким, некогда взятым нотам, без звучания которых творческая жизнь маэстро не состоялась бы.
Великолукского духового оркестра, дирижеру А. И. Цветкову
Если в живописных уголках Великих Лук – в скверах, парках, на площадке возле фотоэкспозиции «Город сегодня» – играет духовой оркестр, значит, к нам действительно пришел праздник, неотъемлемой частью которого является неугомонный человек с дирижерской палочкой в руке, зорко наблюдающий за тем, что и как исполняют его музыканты. И даже если сильнейший ветер срывает с пюпитров легкокрылые листы партитур, которые приходится собирать самому дирижеру, оркестр в то же время принимает щедрые дары – овации благодарной публики.
Да, духовой оркестр, преобразованный в 2011 году из городского эстрадно-симфонического, которому в Псковской области и сегодня нет аналогов, – это огромный и плодотворный этап неутомимого труженика музыки Александра Ивановича Цветкова. С музыкой он не расставался никогда, а оркестровой деятельности только в Великих Луках посвятил 57 лет жизни, ибо начинал ее в далеком 1960-м в стенах Дома культуры имени Ленина, куда был принят руководителем эстрадного оркестра.
«Музыка – не часть биографии, музыка – это моя жизнь»
Прежде, чем прийти в большой оркестр, 15-летний Цветков дерзнул выполнить оркестровку сложнейшего вальса-фантазии М. И. Глинки, после чего знаки судьбы, видимо проступившие в детстве, начали давать о себе знать.
Оркестр – это своеобразная армия, где все чаяния музыкантов подчинены жесткой дисциплине и воле дирижера. «Демократии» в оркестре просто быть не может, иначе, как заметил некогда знаменитый Артуро Тосканини – итальянский собрат Александра Цветкова: «Покажите мне оркестр, который любит своего дирижера, и я покажу вам плохой оркестр».
Александру Ивановичу повезло – рядом с ним всегда был хороший оркестр и хорошие музыканты. И в дождь, и в снег – неважно! – они всегда на посту со своими верными друзьями – музыкальными инструментами. И в дождь, и в снег они играют не только бравурные марши для мажореток, но и… увертюры к Бетховенским «Эгмонту» и «Кориолану», Штраусовские вальсы, любимые народом мелодии Соловьева-Седого, Богословского, Дунаевского…
В одном из прежних интервью Александр Иванович откровенно признался: «Не думаю, что музыка является лишь частью моей биографии, я убежден: музыка – это моя жизнь».
Он хорошо помнит свое военное детство на Псковщине, в деревеньке Бербелёво. В лесу расположились солдаты. Повсюду слышны звуки гармошек…
– И мне это так нравилось, – вспоминает Александр Иванович, – что я разобрал телефонный кабель, вытащил стальную проволоку, натянул ее на лучинку и стал тренькать, подражая им. Мой отец, погибший на Малой земле, в Новороссийске, был самоучкой и остался в памяти играющим на скрипке.
Когда Великие луки освободили от гитлеровцев, юный Александр с мамой перебрались туда.
Как сейчас вижу город, зализывающий военные раны, –продолжает вспоминать Цветков, – и, как сейчас, вижу: расчищенный Октябрьский проспект, кинотеатр «Победа»… Сквозь его стены доносится музыка. Мощная такая и красивая. Так она и вела меня по жизни, был ли я руководителем духового оркестра, был ли директором Дома культуры имени Ленина или руководил городским эстрадно-симфоническим оркестром, который просуществовал почти 20 лет и стал, как мне кажется, вершиной пути. И всё же , свои знания и практические навыки, касающиеся создания оркестра и работы в нем, я приобрел во время службы в Вооруженных силах. Армия для меня, без преувеличения, это две музыкальные консерватории!
Сыграть для Хрущева
Служил Александр Иванович Цветков в Балтийском военном округе, недалеко от Калининграда, где был назначен руководителем духового оркестра. Из этого удивительно творческого, артистичного коллектива позже вышло немало профессиональных музыкантов, одним из которых, к примеру, был Юрий Маргос, возглавивший после легендарных Покрассов в Москве эстрадно-симфонический оркестр. Настоящим самородком – ярким, самозабвенным, самоотверженным, в своем служении Музыке оказался и Александр Цветков.
– Мы много выступали в Риге, – рассказывал он мне, – обслуживали концертами все проходящие в округе Военные советы, выступали в гарнизонах для летчиков, моряков, морских пехотинцев, пограничников. Довольно серьезно готовились и к «правительственному» концерту: военный корабль, на борту которого находился Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, шел к берегам Англии и должен был зайти в порт Калининграда. Корабль с первыми лицами государства в порт действительно зашел, но наш концерт почему-то отменили…
Одним словом, со своим первым – армейским оркестром Цветкову приходилось не только концертировать (большой репертуар коллектива музыкантов был подготовлен даже с одной из солисток Вильнюсской оперы), но и сдавать экзамены по теоретической подготовке, делать различные оркестровки. Что же, молодой маэстро Цветков был готов ко всему.
Трудолюбивый, неунывающий, Александр Иванович освоил в своей жизни многие музыкальные инструменты. Великолучане в дни городских торжеств нередко видели его с барабаном. Играл же он и на теноре. «Мне так хотелось солировать в юности, – вспоминает дирижер, – и мой учитель Василий Генрихович Эйхвальд дал мне в руки кларнет. А потом освоил и саксофон». Для кого-то он, по-видимому, стал, как поется в популярной эстрадной песне, тем «удивительным соседом», который «играет на кларнете и трубе», а для музыкантов – отцом-командиром, живым символом самой Великолукской культуры, человеком-оркестром на долгие времена.
«Человек-эпоха»
Первой песней, исполненной на бис оркестром А. И. Цветкова в бытность его работы в Доме культуры имени Ленина, была «Куба – любовь моя» А. Пахмутовой, когда всё, что происходило на «Острове Свободы», остро воспринималось жителями нашей страны. А позже в репертуаре уже другого коллектива, возглавляемого маэстро Цветковым , появилось около пятисот разнообразных произведений – от фрагментов из Моцартовских симфоний до излюбленных публикой шлягеров разных лет. В 1992 году в городе был создан эстрадно-симфонический оркестр, о котором мечтали как сами музыканты, так и их поклонники. Вместе с горожанами этот коллектив под руководством Цветкова прожил довольно яркий этап и своего становления, и того, что в истории искусств называют «belle époque» – «прекрасной эпохой». Человек в белом смокинге, с дирижерской палочкой в руке, А. И. Цветков олицетворял ее и в День города, и в День Победы, и на вечерних улицах, когда шумно скандируя, чья школа лучше, весело шли по ним пассажиры великолукской «Бригантины».
Своих музыкантов, – тех, кто внимательно наблюдал за ним во время концерта, Цветков всегда считал лучшими. Уважал их преданность делу, их безотказность (ведь играть порой приходилось и в дождь, и в снег!), их бессребреничество, понимая, что без них и он, как музыкант и дирижер, никогда бы не состоялся. Поэтому готов был им и «в ножки поклониться». И это, разумеется, не фигура речи со стороны юбиляра, это – порыв его благодарного любящего сердца.
– Игра в оркестре, – считает Александр Иванович, – это одна из ступеней лестницы, по которой возможно восхождение настоящего музыканта. А это подразумевает и чтение с листа, и умение слушать своих коллег, это и беспрекословное подчинение воле дирижера. Именно послушание ведет к творческому росту.
– Вы вообще грозный руководитель? – спросила я несколько лет назад у Александра Ивановича.
– Я – строгий. В оркестре может быть только авторитарная форма управления, иначе всё развалится.
Одним словом, он подтвердил формулу Артуро Тосканини, с которой, собственно, и начиналось это повествование. Хотя Александру Цветкову куда ближе отечественные гении – Федосеев, Свиридов, Хохлов…
Он не любит хвастать своими регалиями, и, тем не менее, является обладателем медали «За трудовое отличие», а также множества грамот, дипломов и благодарностей, врученных Александру Ивановичу руководителями Псковского региона и Великих Лук. Одной из недавних наград, которую Цветкову передадут в подобающей случаю обстановке, стала благодарность Псковского областного Собрания депутатов.
Вместе со своим духовым оркестром, оптимистичный, неутомимый, не расстающийся с Музыкой маэстро Цветков и сегодня, в свои почтенные 80 (на которые он совершенно не выглядит!), готов к новым свершениям. Музыка ведет его по ухабам жизни. Музыка поднимает дух и обязывает, ну, просто обязывает соответствовать тем высоким, некогда взятым нотам, без звучания которых творческая жизнь маэстро не состоялась бы.
Комментарии