Татьяна Фомченкова: Нет таких вопросов, к которым я осталась бы равнодушной
0 4 фото
Директора успешной школы можно сравнить с капитаном корабля, который, благодаря хорошему знанию законов навигации, грамотно управляет своим судном и его командой, заботится о том, чтобы на его борту пассажирам было уютно, чтобы по окончании плавания о путешествии у них остались светлые воспоминания. От директора школы, как и от капитана корабля, всё, или почти всё, зависит.
И кто, как ни Татьяна Александровна Фомченкова – директор достаточно молодой, но пытливый, ищущий, неравнодушный и креативный, как теперь говорят, знает об этом не понаслышке. Гимназические будни для нее – это своеобразное плавание длиной в жизнь, а не в одиннадцать лет, как для ее выпускников, гимназические будни для нее – это постоянная работа над ошибками, это строгость самооценок и неугасающая память и благодарность тем людям, кто на традициях «сильной» школы № 3 заложил новые традиции и создал такую мощную структуру в системе Великолукского образования, как гимназия имени С. В. Ковалевской.
В 2016 году это образовательное учреждение, входящее в Ассоциацию гимназий Санкт-Петербурга, отметило свою серебряную пору зрелости. Ему исполнилось 25 лет. 10 из них Т. А. Фомченкова преподает в нем русский язык и литературу и, по сути, является хранительницей того духовного и интеллектуального наследия, что передали ей прежние руководители гимназии – заслуженные учителя Российской Федерации Т. Е. Денисович и С. Д. Козлов.
– Я никогда не забываю, – говорит Татьяна Александровна, – что наша гимназия – особенное учреждение в городе, что создавали его и руководили им до меня две сильные личности, поддерживаемые очень преданным своему делу коллективом педагогов. На базе гимназии, являющейся сегодня, как считают специалисты высшей школы, наиболее удачной экспериментальной площадкой в России, работают легендарный клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», научное общество «Через тернии к звездам», выпускается «Гимназета», рождаются смелые идеи. Наши выпускники – студенты многих престижных вузов страны. Всё это помогает удерживать статусность образовательного учреждения на должном уровне, что, конечно же, нелегко. И в то же время из гимназии из педагогов не хочет уходить. Дух творчества и свободы, доброжелательная атмосфера дают возможность дерзать и быть востребованными, а значит и счастливыми. Все у нас живут судьбами учеников и выпускников, которые своими блестящими успехами и достижениями в различных областях стяжали гимназии славу.
– Не могу не заметить, – продолжает Татьяна Александровна, – что среди великолучан, да и псковичей уже сложился определенный образ нашего гимназиста. Могу подчеркнуть лишь одно: мы стараемся привить ученикам высокий дух творческого созидания, чтобы, уезжая в другие города, они не чувствовали бы себя там потребителями, чтобы сумели проявить на деле качества, которые воспитали в них мои коллеги.
Учитель гимназии… Чем он отличается от других, к примеру, от тех, что работают в обычных школах? Самоотдачей? Непременной нацеленностью на профессиональный успех? Каким-то необыкновенным интеллектуальным багажом?
Татьяна Александровна Фомченкова – педагог гимназический и литератор настоящий. Сама себя она считает давней поклонницей Федора Достоевского, при этом обожает поэзию Бориса Пастернака. В юные годы, соприкоснувшись с творчеством Анны Ахматовой, написала на ее стихи несколько песен, которые и исполняла под гитару. Не прошла она и мимо романтической поэзии Марины Цветаевой, но на всю жизнь в сердце запала пробуждающая лира Александра Сергеевича Пушкина. Благодаря сотворчеству с этим, русским по духу, поэтом, уроки литературы, которые вела Т. А. Фомченкова, становились необыкновенно живыми и сокровенными.
– Мои ученики меня перерастают, – с чувством гордости вспоминает своих бывших отличниц, Инну Никитину и Женю Гаврилову, Татьяна Александровна. – Жене я даже доверяла проводить уроки, посвященные творчеству Маяковского, у нее это хорошо получалось.
По всему видно, что любовь к своему предмету Т. А. Фомченкова сумела заронить и в сердца многих учеников, если они поступают на филологические факультеты Института русского языка им. А. С. Пушкина, Московского государственного университета, избирают для детального изучения византийскую литературу и культуру.
Склонность к литературоведческому анализу, глубокий интерес к литературоведению вообще делают личность Татьяны Александровны одухотворенной, зрелой, перспективно мыслящей. Да, она настоящий учитель классической гимназии! А, кроме того, и менеджер. И это не столько призвание, сколько покорность веянию времени, и оно обязывает даже такого мягкого человека собирать свою волю в кулак.
– Сегодня для меня нет таких вопросов, – рассуждает Т. А. Фомченкова, – к которым я, человек коммуникабельный, многим интересующийся, осталась бы равнодушной. До всего дело есть! Но, с дрогой стороны, не во всем я пока компетентна. Работая координатором общественных советников в 8-м округе, охватывающем проспекты Ленина и Октябрьский, район школы № 5 и ДК ЛК, мне приходится встречаться с разными людьми, женщинами и мужчинами, молодыми и пожилыми. В большинстве своем они доброжелательны и искренне заинтересованы в том, чтобы облагородить дворы своих жилых домов, сделать их ухоженными и привлекательными. И приятно, что эти советники главы города, недавно избранные, меня постоянно тревожат. Так, все вместе, вместе с властью, мы, думаю, сможем устранить многие недостатки в нашей жизни. А инициатива снизу особенно важна. Ведь городская Администрация, живо реагируя на то позитивное, что, к примеру, есть в системе Великолукского образования, безусловно, поддерживая ее, проявляет постоянную заботу и об отдельно взятых образовательных учреждениях, и о конкретных людях – учителях. Так буде и в отношении благоустройства дворовых территорий, проходящих сейчас паспортизацию.
Говоря об общественном служении, которое как-то плавно вошло в судьбу Т. А. Фомченковой, нельзя умолчать о главном. Два года назад депутаты Псковского областного Собрания выразили ей доверие и избрали ее членом Общественной палаты Псковской области. С тех пор Татьяна Александровна состоит в двух комиссиях – по образованию и межнациональным отношениям. И здесь у нее огромное поле для деятельности.
– Хотя члены Общественной палаты наделены лишь рекомендательными функциями, – поясняет Татьяна Александровна, – в своей работе на заметку заносим вопросы, волнующие жителей региона в первую очередь, начиная от тех, что связаны со здравоохранением и ЖКХ, и заканчивая проблемами сохранения русского языка. Жизнь в палате, однозначно, на месте не стоит. За эти два года я познакомилась с удивительными людьми. Это и литературный критик, член Союза писателей России Валентин Курбатов, и хранитель Пушкиногорского государственного заповедника Георгий Василевич, и наместник Псково-Печерского Успенского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), и ректор Псковского государственного университета Юрий Демьяненко, и председатель Общественной палаты, долгие годы возглавлявший областной драматический театр Валерий Павлов. Благодаря этому знакомству мой взгляд на проблемы нашего региона претерпел некоторые изменения, стал более выверенным.
– Приобретенный в этой работе опыт, – продолжает рассказ Татьяна Александровна, – хотелось бы применить и в родном городе, ведь все мы, его жители, и, в первую очередь, люди, от которых это зависит, можем создать в Великих Луках более комфортные условия для проживания наших детей, чтобы по окончании высших учебных заведений они вернулись домой и продолжили дело, начатое их родителями. Без преемственности поколений, без сохранения духовно-нравственных традиций, без национальной памяти нам далеко не уйти. Это замечательно, что они у древнего города есть вместе с его героической историей. А будущее города я связываю, конечно же, с молодежью – яркой, задорной, умной и высоко образованной. Именно в такой город нуждается. Чтобы, наравне с промышленным потенциалом, развивались в нем наука и музейное дело, богател талантами и хорошими постановками драматический театр, строились новые школы, учреждения культуры, спортивные арены.
Великим Лукам в истории нередко выпадала роль плацдарма. Правда, чаще это было связано с боевыми действиями. В мирные же дни пусть станет наш город плацдармом для возрождения тех дел, что оставят глубокий след в памяти потомков.
И кто, как ни Татьяна Александровна Фомченкова – директор достаточно молодой, но пытливый, ищущий, неравнодушный и креативный, как теперь говорят, знает об этом не понаслышке. Гимназические будни для нее – это своеобразное плавание длиной в жизнь, а не в одиннадцать лет, как для ее выпускников, гимназические будни для нее – это постоянная работа над ошибками, это строгость самооценок и неугасающая память и благодарность тем людям, кто на традициях «сильной» школы № 3 заложил новые традиции и создал такую мощную структуру в системе Великолукского образования, как гимназия имени С. В. Ковалевской.
В 2016 году это образовательное учреждение, входящее в Ассоциацию гимназий Санкт-Петербурга, отметило свою серебряную пору зрелости. Ему исполнилось 25 лет. 10 из них Т. А. Фомченкова преподает в нем русский язык и литературу и, по сути, является хранительницей того духовного и интеллектуального наследия, что передали ей прежние руководители гимназии – заслуженные учителя Российской Федерации Т. Е. Денисович и С. Д. Козлов.
– Я никогда не забываю, – говорит Татьяна Александровна, – что наша гимназия – особенное учреждение в городе, что создавали его и руководили им до меня две сильные личности, поддерживаемые очень преданным своему делу коллективом педагогов. На базе гимназии, являющейся сегодня, как считают специалисты высшей школы, наиболее удачной экспериментальной площадкой в России, работают легендарный клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», научное общество «Через тернии к звездам», выпускается «Гимназета», рождаются смелые идеи. Наши выпускники – студенты многих престижных вузов страны. Всё это помогает удерживать статусность образовательного учреждения на должном уровне, что, конечно же, нелегко. И в то же время из гимназии из педагогов не хочет уходить. Дух творчества и свободы, доброжелательная атмосфера дают возможность дерзать и быть востребованными, а значит и счастливыми. Все у нас живут судьбами учеников и выпускников, которые своими блестящими успехами и достижениями в различных областях стяжали гимназии славу.
– Не могу не заметить, – продолжает Татьяна Александровна, – что среди великолучан, да и псковичей уже сложился определенный образ нашего гимназиста. Могу подчеркнуть лишь одно: мы стараемся привить ученикам высокий дух творческого созидания, чтобы, уезжая в другие города, они не чувствовали бы себя там потребителями, чтобы сумели проявить на деле качества, которые воспитали в них мои коллеги.
Учитель гимназии… Чем он отличается от других, к примеру, от тех, что работают в обычных школах? Самоотдачей? Непременной нацеленностью на профессиональный успех? Каким-то необыкновенным интеллектуальным багажом?
Татьяна Александровна Фомченкова – педагог гимназический и литератор настоящий. Сама себя она считает давней поклонницей Федора Достоевского, при этом обожает поэзию Бориса Пастернака. В юные годы, соприкоснувшись с творчеством Анны Ахматовой, написала на ее стихи несколько песен, которые и исполняла под гитару. Не прошла она и мимо романтической поэзии Марины Цветаевой, но на всю жизнь в сердце запала пробуждающая лира Александра Сергеевича Пушкина. Благодаря сотворчеству с этим, русским по духу, поэтом, уроки литературы, которые вела Т. А. Фомченкова, становились необыкновенно живыми и сокровенными.
– Мои ученики меня перерастают, – с чувством гордости вспоминает своих бывших отличниц, Инну Никитину и Женю Гаврилову, Татьяна Александровна. – Жене я даже доверяла проводить уроки, посвященные творчеству Маяковского, у нее это хорошо получалось.
По всему видно, что любовь к своему предмету Т. А. Фомченкова сумела заронить и в сердца многих учеников, если они поступают на филологические факультеты Института русского языка им. А. С. Пушкина, Московского государственного университета, избирают для детального изучения византийскую литературу и культуру.
Склонность к литературоведческому анализу, глубокий интерес к литературоведению вообще делают личность Татьяны Александровны одухотворенной, зрелой, перспективно мыслящей. Да, она настоящий учитель классической гимназии! А, кроме того, и менеджер. И это не столько призвание, сколько покорность веянию времени, и оно обязывает даже такого мягкого человека собирать свою волю в кулак.
– Сегодня для меня нет таких вопросов, – рассуждает Т. А. Фомченкова, – к которым я, человек коммуникабельный, многим интересующийся, осталась бы равнодушной. До всего дело есть! Но, с дрогой стороны, не во всем я пока компетентна. Работая координатором общественных советников в 8-м округе, охватывающем проспекты Ленина и Октябрьский, район школы № 5 и ДК ЛК, мне приходится встречаться с разными людьми, женщинами и мужчинами, молодыми и пожилыми. В большинстве своем они доброжелательны и искренне заинтересованы в том, чтобы облагородить дворы своих жилых домов, сделать их ухоженными и привлекательными. И приятно, что эти советники главы города, недавно избранные, меня постоянно тревожат. Так, все вместе, вместе с властью, мы, думаю, сможем устранить многие недостатки в нашей жизни. А инициатива снизу особенно важна. Ведь городская Администрация, живо реагируя на то позитивное, что, к примеру, есть в системе Великолукского образования, безусловно, поддерживая ее, проявляет постоянную заботу и об отдельно взятых образовательных учреждениях, и о конкретных людях – учителях. Так буде и в отношении благоустройства дворовых территорий, проходящих сейчас паспортизацию.
Говоря об общественном служении, которое как-то плавно вошло в судьбу Т. А. Фомченковой, нельзя умолчать о главном. Два года назад депутаты Псковского областного Собрания выразили ей доверие и избрали ее членом Общественной палаты Псковской области. С тех пор Татьяна Александровна состоит в двух комиссиях – по образованию и межнациональным отношениям. И здесь у нее огромное поле для деятельности.
– Хотя члены Общественной палаты наделены лишь рекомендательными функциями, – поясняет Татьяна Александровна, – в своей работе на заметку заносим вопросы, волнующие жителей региона в первую очередь, начиная от тех, что связаны со здравоохранением и ЖКХ, и заканчивая проблемами сохранения русского языка. Жизнь в палате, однозначно, на месте не стоит. За эти два года я познакомилась с удивительными людьми. Это и литературный критик, член Союза писателей России Валентин Курбатов, и хранитель Пушкиногорского государственного заповедника Георгий Василевич, и наместник Псково-Печерского Успенского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), и ректор Псковского государственного университета Юрий Демьяненко, и председатель Общественной палаты, долгие годы возглавлявший областной драматический театр Валерий Павлов. Благодаря этому знакомству мой взгляд на проблемы нашего региона претерпел некоторые изменения, стал более выверенным.
– Приобретенный в этой работе опыт, – продолжает рассказ Татьяна Александровна, – хотелось бы применить и в родном городе, ведь все мы, его жители, и, в первую очередь, люди, от которых это зависит, можем создать в Великих Луках более комфортные условия для проживания наших детей, чтобы по окончании высших учебных заведений они вернулись домой и продолжили дело, начатое их родителями. Без преемственности поколений, без сохранения духовно-нравственных традиций, без национальной памяти нам далеко не уйти. Это замечательно, что они у древнего города есть вместе с его героической историей. А будущее города я связываю, конечно же, с молодежью – яркой, задорной, умной и высоко образованной. Именно в такой город нуждается. Чтобы, наравне с промышленным потенциалом, развивались в нем наука и музейное дело, богател талантами и хорошими постановками драматический театр, строились новые школы, учреждения культуры, спортивные арены.
Великим Лукам в истории нередко выпадала роль плацдарма. Правда, чаще это было связано с боевыми действиями. В мирные же дни пусть станет наш город плацдармом для возрождения тех дел, что оставят глубокий след в памяти потомков.
