Псковские фермеры рассказали о наболевшем столичным чиновникам
0
Делегация псковских фермеров приняла участие в XXVII съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), состоявшемся на минувшей неделе в Москве. На знаковое для российского крестьянства мероприятие приехали более 800 делегатов из 70 регионов страны.
В числе почетных гостей - депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, руководители министерства сельского хозяйства России, органов АПК субъектов РФ и ученые-аграрники.
Делегацию от нашей области возглавил президент ассоциации «Псковский фермер» Александр Конашенков. Центр Деловой Информации попросил его рассказать о своих впечатлениях.
Не с пустыми руками
По словам Александра Конашенкова, главной темой пленарного заседания стало обсуждение стратегических задач развития сельского хозяйства и сельских территорий. Особое внимание уделили эффективности использования средств господдержки, импортозамещению, повышению достатка крестьян и решению социальных проблем села.
«Наша делегация ехала на съезд с конкретными вопросами и предложениями к министерству сельского хозяйства, депутатам Государственной думы, и все запланированное мы выполнили», - подчеркивает он.
В частности, псковские фермеры хотели услышать от министра сельского хозяйства Александра Ткачева позицию по РИД-инфицированному скоту. Напомним, с января 2016 года вступил в действие технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». Согласно его требованиям к непереработанному продовольственному (пищевому) сырью животного происхождения к обращению допускается сырое молоко, полученное от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от лейкоза.
«Если это требование будет выполняться, более половины хозяйств нашей области прекратят существование. Надо отметить, что не во всех странах мира обращают внимание на РИД, например в той же Америке это не является актуальным», - говорит Александр Конашенков.
На вопрос псковского фермера Владимира Коробецкого, по какому документу происходит сегодня выдача ветеринарных свидетельств и сдача молока?» ответил руководитель департамента ветеринарии Владимир Боровой. Он сообщил, что Минсельхоз совместно с Минэкономразвития с прошлого года активно работают с таможенным союзом по продлению переходного периода, но с учетом, чтобы в последующем больные животные были изъяты из сельхозпредприятий.
«В настоящее время мы работаем по национальным правилам. Все ветеринарные службы регионов в курсе», - заверил чиновник.
Золотой анализ
Еще одна «молочная» проблема, озвученная на съезде псковскими фермерами - высокая стоимость анализа молока, которая не зависит от размера хозяйства. Александр Ткачев ответил, что эту работу необходимо упорядочить, но это, скорее, задача региональных властей. «Мы не можем из Москвы все эти вопросы проконтролировать», - добавил он.
Псковичи предложили брать анализы молока на месте у переработчиков. Министр оценил эту идею как рациональную и пообещал изучить ее. Если она найдет поддержку и понимание, то ее могут внедрить и по всей стране.
Первый заместитель министра сельского хозяйства Евгений Громыко напомнил, что ситуация по молоку в Псковской области уже обсуждалась. «Такие высокие цены за анализ молока никому не нужны. Этот абсурд работать не будет. Нам нужна система. Если кто-то недоработал, мы сейчас поймем кто: или департамент ветеринарии, или служба субъекта, или губернатор. Не везде ведь так работают, когда, например, ведро молока получают и не могут продать, или ведро картошки».
От первого лица
Президенту ассоциации «Псковский фермер» Александру Конашенкову выдалась возможность рассказать о проблемах псковского села более обстоятельно. Он выступил с речью на второй день съезда, на пленарном заседании. Хотя регламент был достаточно жестким, необходимо было уложиться в 7 минут, аграрий смог обрисовать несколько проблемных точек регионального сельхоз сектора.
- Свою речь я посвятил решению задач по развитию личных подсобных хозяйств. Не секрет, что на сегодняшний день ЛПХ не могут продавать свою животноводческую продукцию без убоя в забойном цеху. Это положение относится и к птице, и к овцам, и к КРС. Крестьяне вынуждены продавать свою продукцию либо нелегально, либо перекупщикам за низкую цену. Мы предложили пересмотреть положения и разрешить забой скота и выдачу ветдокументов без забойного пункта».
- Не мог я обойти вниманием тему инвестиций. Кто у нас считается инвестором? Тот, кто смог в государственном банке взять миллиардный кредит, отстроить производство (при этом на одних животных и стройке озолотиться) и на этот миллиардный кредит получать миллиардную субсидию от государства. Земля такому инвестору выделяется мгновенно. У нас даже в некоторых районах принята норма - до 70% от общего количества земли такой инвестор может получить.
- Инвестор очень выгоден чиновникам для отчета. Построил за государственные деньги мегакомплекс и отчитывайся в Москву о мощном приросте производства. Вне поля зрения остается собственно сельская жизнь. Что получают от прихода инвестора местные жители? Практика показывает, что почти ничего. Даже там, где инвестиции реально работают, крупные предприятия предпочитают возить бригады из сотен гастарбайтеров, вместо того чтобы нанимать местных. В итоге жителям остается испорченная экология и разоренная территория, банкам - долги. По нашей области таких примеров достаточно. Для инвестора сельская территория - это всего лишь площадка для бизнеса, которую необходимо освоить несмотря ни на что.
- Для собственника, который сам живет на селе, сельское хозяйство - это образ жизни, а инвестор заботится только о собственной прибыли. Об устойчивом развитии сельских территорий в этом случае не может быть и речи. Необходимо, чтобы инвесторами были сами местные жители , которые желают работать в сельском хозяйстве. Денег у них нет, поэтому необходимо искать людей желающих работать и создавать для них предприятия под ключ.
- Далее схема может быть разной или аренда имущества или что- то другое, а желающие найдутся. Как показала практика грантовой поддержки и начинающих фермеров и семейных ферм желающих получить гранты и работать намного больше, чем выделяется грантов. Только эффективность у них недостаточная. На выходе грантополучатель должен получить готовое производство и работать, ни на что не оглядываясь. Обязательно в эту работу должны включаться районные власти. Схемы должны быть отработаны и прозрачны. В каждой деревне должна быть ферма, а может и несколько, если позволяют земельные площади. Чтобы среднего размера хозяйство начало сразу работать по самым скромным подсчетам необходимо в зависимости от специализации и размера на старте около 20 миллионов рублей. И соответственно земля - основное средство производства.
- За те миллиарды, которые государство тратит на поддержку мегакомплексов, можно было уже открыть тысячи таких ферм. Эти фермы и были бы основой жизни села. Мы бы получили тысячи хозяев, а не единицы, как сейчас. И эти хозяева составили бы тот каркас сельской жизни, который бы сделал сельскохозяйственное производство действительно устойчивым к любым потрясениям.
- Ведь на мегапредприятиях, работающему там персоналу ничего не принадлежит и держит людей только зарплата. И при любом потрясении все дружно оттуда сбегут. И другая сторона медали: если инвестору прибыли будет недостаточно, то он также вместе с капиталами уйдет туда, где больше заработает. Такой закон рынка.
Господдержку нужно пересмотреть
- Псковские фермеры предложили объединить все виды господдержки в одну - несвязную погектарную поддержку, которая должна рассчитываться в зависимости от региона (поправочный коэффициент, учитывающий климат, состояние производства, население и т.д.)
- Это позволит наполнить данный вид поддержки денежным содержанием, сделать ее существенной. Все сельхозпроизводители будут в равных условиях. Выделять деньги на несвязную поддержку необходимо к весенней посевной. Благодаря этому, значительно уменьшится зависимость крестьян от банковских кредитов. Банки должны конкурировать за право предоставить кредит. Эти деньги можно сразу потратить на посевную или на проценты на банковский кредит. Появится дополнительный стимул для вовлечения земли в севооборот.
Мы произвели несложные вычисления и по Псковской области - получилось около 12 тысяч рублей на гектар. Можно легко сосчитать по любому региону: поделить все выделенные средства на количество используемых гектаров. Необходимо оставить целевые программы по развитию малого предпринимательства на селе. Основная идея таких программ, чтобы участник на выходе получал готовое производство и эффективно работал.
Александр Конашенков уверен, принятые на XXVII съезде АККОР решения, безусловно, будут способствовать дальнейшему развитию фермерского движения, малых форм хозяйствования на селе, что особенно важно в нынешних сложных финансово-экономических условиях.
«Фермеры и сельскохозяйственные кооперативы с каждым годом увеличивают объемы выпуска продукции, многое могут сделать для импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности страны», - заключил он.
Александр Серединин
В числе почетных гостей - депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, руководители министерства сельского хозяйства России, органов АПК субъектов РФ и ученые-аграрники.
Делегацию от нашей области возглавил президент ассоциации «Псковский фермер» Александр Конашенков. Центр Деловой Информации попросил его рассказать о своих впечатлениях.
Не с пустыми руками
По словам Александра Конашенкова, главной темой пленарного заседания стало обсуждение стратегических задач развития сельского хозяйства и сельских территорий. Особое внимание уделили эффективности использования средств господдержки, импортозамещению, повышению достатка крестьян и решению социальных проблем села.
«Наша делегация ехала на съезд с конкретными вопросами и предложениями к министерству сельского хозяйства, депутатам Государственной думы, и все запланированное мы выполнили», - подчеркивает он.
В частности, псковские фермеры хотели услышать от министра сельского хозяйства Александра Ткачева позицию по РИД-инфицированному скоту. Напомним, с января 2016 года вступил в действие технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». Согласно его требованиям к непереработанному продовольственному (пищевому) сырью животного происхождения к обращению допускается сырое молоко, полученное от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от лейкоза.
«Если это требование будет выполняться, более половины хозяйств нашей области прекратят существование. Надо отметить, что не во всех странах мира обращают внимание на РИД, например в той же Америке это не является актуальным», - говорит Александр Конашенков.
На вопрос псковского фермера Владимира Коробецкого, по какому документу происходит сегодня выдача ветеринарных свидетельств и сдача молока?» ответил руководитель департамента ветеринарии Владимир Боровой. Он сообщил, что Минсельхоз совместно с Минэкономразвития с прошлого года активно работают с таможенным союзом по продлению переходного периода, но с учетом, чтобы в последующем больные животные были изъяты из сельхозпредприятий.
«В настоящее время мы работаем по национальным правилам. Все ветеринарные службы регионов в курсе», - заверил чиновник.
Золотой анализ
Еще одна «молочная» проблема, озвученная на съезде псковскими фермерами - высокая стоимость анализа молока, которая не зависит от размера хозяйства. Александр Ткачев ответил, что эту работу необходимо упорядочить, но это, скорее, задача региональных властей. «Мы не можем из Москвы все эти вопросы проконтролировать», - добавил он.
Псковичи предложили брать анализы молока на месте у переработчиков. Министр оценил эту идею как рациональную и пообещал изучить ее. Если она найдет поддержку и понимание, то ее могут внедрить и по всей стране.
Первый заместитель министра сельского хозяйства Евгений Громыко напомнил, что ситуация по молоку в Псковской области уже обсуждалась. «Такие высокие цены за анализ молока никому не нужны. Этот абсурд работать не будет. Нам нужна система. Если кто-то недоработал, мы сейчас поймем кто: или департамент ветеринарии, или служба субъекта, или губернатор. Не везде ведь так работают, когда, например, ведро молока получают и не могут продать, или ведро картошки».
От первого лица
Президенту ассоциации «Псковский фермер» Александру Конашенкову выдалась возможность рассказать о проблемах псковского села более обстоятельно. Он выступил с речью на второй день съезда, на пленарном заседании. Хотя регламент был достаточно жестким, необходимо было уложиться в 7 минут, аграрий смог обрисовать несколько проблемных точек регионального сельхоз сектора.
- Свою речь я посвятил решению задач по развитию личных подсобных хозяйств. Не секрет, что на сегодняшний день ЛПХ не могут продавать свою животноводческую продукцию без убоя в забойном цеху. Это положение относится и к птице, и к овцам, и к КРС. Крестьяне вынуждены продавать свою продукцию либо нелегально, либо перекупщикам за низкую цену. Мы предложили пересмотреть положения и разрешить забой скота и выдачу ветдокументов без забойного пункта».
- Не мог я обойти вниманием тему инвестиций. Кто у нас считается инвестором? Тот, кто смог в государственном банке взять миллиардный кредит, отстроить производство (при этом на одних животных и стройке озолотиться) и на этот миллиардный кредит получать миллиардную субсидию от государства. Земля такому инвестору выделяется мгновенно. У нас даже в некоторых районах принята норма - до 70% от общего количества земли такой инвестор может получить.
- Инвестор очень выгоден чиновникам для отчета. Построил за государственные деньги мегакомплекс и отчитывайся в Москву о мощном приросте производства. Вне поля зрения остается собственно сельская жизнь. Что получают от прихода инвестора местные жители? Практика показывает, что почти ничего. Даже там, где инвестиции реально работают, крупные предприятия предпочитают возить бригады из сотен гастарбайтеров, вместо того чтобы нанимать местных. В итоге жителям остается испорченная экология и разоренная территория, банкам - долги. По нашей области таких примеров достаточно. Для инвестора сельская территория - это всего лишь площадка для бизнеса, которую необходимо освоить несмотря ни на что.
- Для собственника, который сам живет на селе, сельское хозяйство - это образ жизни, а инвестор заботится только о собственной прибыли. Об устойчивом развитии сельских территорий в этом случае не может быть и речи. Необходимо, чтобы инвесторами были сами местные жители , которые желают работать в сельском хозяйстве. Денег у них нет, поэтому необходимо искать людей желающих работать и создавать для них предприятия под ключ.
- Далее схема может быть разной или аренда имущества или что- то другое, а желающие найдутся. Как показала практика грантовой поддержки и начинающих фермеров и семейных ферм желающих получить гранты и работать намного больше, чем выделяется грантов. Только эффективность у них недостаточная. На выходе грантополучатель должен получить готовое производство и работать, ни на что не оглядываясь. Обязательно в эту работу должны включаться районные власти. Схемы должны быть отработаны и прозрачны. В каждой деревне должна быть ферма, а может и несколько, если позволяют земельные площади. Чтобы среднего размера хозяйство начало сразу работать по самым скромным подсчетам необходимо в зависимости от специализации и размера на старте около 20 миллионов рублей. И соответственно земля - основное средство производства.
- За те миллиарды, которые государство тратит на поддержку мегакомплексов, можно было уже открыть тысячи таких ферм. Эти фермы и были бы основой жизни села. Мы бы получили тысячи хозяев, а не единицы, как сейчас. И эти хозяева составили бы тот каркас сельской жизни, который бы сделал сельскохозяйственное производство действительно устойчивым к любым потрясениям.
- Ведь на мегапредприятиях, работающему там персоналу ничего не принадлежит и держит людей только зарплата. И при любом потрясении все дружно оттуда сбегут. И другая сторона медали: если инвестору прибыли будет недостаточно, то он также вместе с капиталами уйдет туда, где больше заработает. Такой закон рынка.
Господдержку нужно пересмотреть
- Псковские фермеры предложили объединить все виды господдержки в одну - несвязную погектарную поддержку, которая должна рассчитываться в зависимости от региона (поправочный коэффициент, учитывающий климат, состояние производства, население и т.д.)
- Это позволит наполнить данный вид поддержки денежным содержанием, сделать ее существенной. Все сельхозпроизводители будут в равных условиях. Выделять деньги на несвязную поддержку необходимо к весенней посевной. Благодаря этому, значительно уменьшится зависимость крестьян от банковских кредитов. Банки должны конкурировать за право предоставить кредит. Эти деньги можно сразу потратить на посевную или на проценты на банковский кредит. Появится дополнительный стимул для вовлечения земли в севооборот.
Мы произвели несложные вычисления и по Псковской области - получилось около 12 тысяч рублей на гектар. Можно легко сосчитать по любому региону: поделить все выделенные средства на количество используемых гектаров. Необходимо оставить целевые программы по развитию малого предпринимательства на селе. Основная идея таких программ, чтобы участник на выходе получал готовое производство и эффективно работал.
Александр Конашенков уверен, принятые на XXVII съезде АККОР решения, безусловно, будут способствовать дальнейшему развитию фермерского движения, малых форм хозяйствования на селе, что особенно важно в нынешних сложных финансово-экономических условиях.
«Фермеры и сельскохозяйственные кооперативы с каждым годом увеличивают объемы выпуска продукции, многое могут сделать для импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности страны», - заключил он.
Александр Серединин
Источник: ЦДИ
Комментарии