Сотрудники специализированного отдела по ОУПДС г. Пскова и Псковского района УФССП России по Псковской области направили на имя директора ФССП РФ – главного судебного пристава РФ Дмитрия Аристова жалобу в адрес руководства УФССП России по Псковской области.
В распоряжении редакции Псковской Ленты Новостей имеется текст письма. Подписанты (и более 50 человек) просят Дмитрия Аристова решить вопрос о правомерности действий руководства УФССП России по Псковской области в лице руководителя управления Сергея Колесникова и его заместителя Владимира Петрова, курирующего вопросы ОУПДС, которые касаются привлечения работников структурных подразделений к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени. Также псковские приставы просят руководителя управления разобраться в многочисленных нарушениях трудового законодательства, ведомственных приказов и в возможных случаях злоупотребления должностными полномочиями. В письме сообщается, что с 20 мая 2016 года на территории Пскова и Псковской области действует приказ №97 «Об организации и проведении рейдовых мероприятий в рамках исполнительных производств», согласно п. 2.1 которого руководителем управления утверждается график проведения рейдовых мероприятий. В соответствии с графиками, привлечение сотрудников к рейдовым мероприятиям производится с 18 до 22 часов, то есть после окончания 8-часового рабочего дня в 18.00. Согласно п. 2.3 приложения к приказу №297 от 13.06.2017 «Перечень должностей, при замещении которых гражданским служащим устанавливается ненормированный рабочий день» судебным приставам по ОУПДС назначен ненормированный рабочий день. Согласно ст. 101 ТК РФ, ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Работа в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением работнику дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью три календарных дня, иной компенсации за работу в указанном режиме рабочего времени законодательство не предусматривает. Вразрез с содержанием ст. 101 ТК РФ имеется признак систематичности, а не эпизодичности привлечения работников к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, так как сотрудники ОСП № 1 г. Пскова, ОСП № 2 г. Пскова, СО по ОУПДС г. Пскова и Псковского района привлекаются к работе в режиме 12-часового рабочего дня раз в неделю, каждую неделю, начиная с мая 2016 года. При попытке прояснить у руководства управления условия и основания для данных привлечений, сотрудниками были неоднократно получены ответы в виде указания на ненормированность рабочего дня и на то, что продолжительность рабочего дня определяется УФССП и их распоряжениями, а также на то, что у всех сотрудников имеется компенсация за данные привлечения в виде дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день в виде трех календарных дней. Если обращаться за юридической консультацией к сторонним источникам, то практически сразу можно найти письмо Федеральной службы по труду и занятости от 07.06.2008 №1316-6-1, в котором прописано буквально следующее: «Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически) и в определенных случаях». Как следует из приказа №97, последний имеет лишь одну цель — повышение эффективности применения судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения в рамках исполнительных производств, соответственно, ни одно из привлечений сотрудников к работе сверх установленной продолжительности служебного времени не имело под собой объективного обоснования. По мнению заявителей, Порядок привлечения имеет грубые нарушения, так как руководителем управления нарушается и прописанное в ст.101 ТК РФ условие о наличии распоряжения работодателя о привлечении работников к работе за пределами установленной продолжительности служебного времени: п.7 Порядка организации и проведения рейдовых мероприятий в рамках исполнительных производств, утвержденного приказом №97, содержит указание на то, что данное распоряжение издается начальником отдела – старшим судебным приставом и хранится в номенклатурном деле структурного подразделения. «Формально никаких нарушений, опираясь на содержание приказа №97, однако на практике выходит, что неуполномоченное лицо привлекает сотрудников к работе по окончании рабочего дня, так как на всех распоряжениях о привлечении сотрудников за пределами нормальной продолжительности дня подписи только начальников отделов, не имеющих на то полномочий», - отмечают в письме псковские приставы. Одно из основных нарушений, по их мнению, состоит в отсутствии оплаты за привлечение к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, либо иной законной компенсации (предоставление отгулов за ранее отработанное время, смещение рабочего времени и т.д.) Также имеет место грубое нарушение пункта Инструкции о порядке выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств и мерах по соблюдению правил оборота оружия в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 11.12.2015 №586. Абзац 5 п.114 вышеуказанной Инструкции запрещает при обращении со специальными средствами находиться в общественных местах, если это не вызвано служебной необходимостью. В то же время во время рейдов судебные приставы по ОУПДС также обязаны неукоснительно исполнять приказ УФССП России по Псковской области от 28.02.2017 №33 «О порядке осуществления исполнительных действий по месту их совершения, надлежащего документирования и их учета в АИС ФССП России», п. 7.1 которого обязывает судебных приставов по ОУПДС во время осуществления исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения находиться в форменном обмундировании и в средствах индивидуальной бронезащиты. П.6 Приказа №97 обязывает начальника отдела материально-технического обеспечения обеспечивать рейдовые мероприятия транспортными средствами, но фактически данное требование не выполняется и не может быть выполнено по той причине, что только по Пскову задействуется не менее 20 групп, состоящих из судебного пристава-исполнителя и судебного пристава по ОУПДС, которых необходимо доставить по не менее чем 20 участкам, находящимся на разных концах города. И таким образом руководство управления вынуждает подчиненных идти на нарушение, а именно прибывать к месту совершения исполнительных действий на общественном транспорте в вечерний час-пик. Как следствие, судебный пристав по ОУПДС не только вынужден после 8-часового рабочего дня и ношения бронежилета сохранять бдительность, чтобы пресечь потенциальные попытки хищения у него специальных средств в условиях автобусной давки, но еще и вынужден откровенно позориться перед обычными гражданами за то, что везет бронежилет не в служебном автотранспорте, а по проездному билету. В ходе рейдовых мероприятий имеет место контроль сотрудниками УФССП за проведением исполнительных действий в виде проверок отдельных сотрудников на нахождение в адресах в период времени с 18 до 22 часов, ношение бронежилета, специальных средств и т.д., с последующим требованием письменных объяснений, в случае выявления нарушений, как пример, в виде «…отсутствия сотрудников в адресах, указанных в «паспорте рейда» в 21:40», в связи с этим возникают вопросы об актуальности и законности данных требований. К участию в рейдовых мероприятиях привлекаются абсолютно все судебные приставы-исполнители и, как следствие, судебные приставы по ОУПДС в количестве, необходимом для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей. Заявления сотрудников о том, что они не могут участвовать в проведении рейдового мероприятия по каким-либо личным обстоятельствам, руководством управления не принимаются, доходит до того, что сотрудники вынуждены писать заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы на день проведения рейдового мероприятия, при этом отработав положенные 8 часов. Также к участию в рейдовых мероприятиях привлекаются судебные приставы-исполнители, которые не отработали с момента принятия на службу даже одного месяца и, более того, даже не получили удостоверения. Указание о стопроцентном участии личного состава в рейдовых мероприятиях, со слов работников аппарата управления и начальников структурных подразделений, поступает на оперативных совещаниях напрямую от руководителя управления Колесникова и его заместителя Петрова. Неучастие в рейдовом мероприятии даже по уважительной причине влечет за собой умышленное занижение квартальной премии и манипуляции с ее размером руководством Управления под выдуманными предлогами, угрозы о проведении служебных проверок, угрозы увольнением «по статье» и пр. Одним из примеров давления на сотрудников также являются многочисленные проверки и, как результат служебные записки с предложением о депремировании под надуманным предлогом. Например, как сообщается в письме. начальником отдела организации ОУПДС УФССП России по Псковской области Вилейским была составлена служебная записка, в которой он вносит предложение о депремировании сотрудников (хотя на то не было оснований) с нарушением порядка привлечения к дисциплинарной ответственности. Кроме того, 5 сентября сотрудники отдела под подпись были ознакомлены с «протоколом №5 еженедельного совещания при и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава СО по ОУПДС г. Пскова и Псковского района» от 22 августа, по итогам которого и.о. начальника отдела Петровым было принято решение «…о внесении предложения о снижении размеров премии в отношении сотрудников не выявивших за истекший период административных правонарушений по ч.2 ст.17.3 и 17.8 КоАП РФ на 30% . Старшим на постах, не организовавшим достаточную работу по выявлению административных правонарушений с указанными сотрудниками, снизить размер премии на 15%». По мнению заявителей, это тоже является нарушением норм трудового права и федерального законодательства. Какие-либо попытки руководства специализированного отдела по ОУПДС г. Пскова и Псковского района в лице Прищепы С. Л., а также рядовых сотрудников указать руководству УФССП по Псковской области на то, что трудовые права сотрудников нарушаются, поступают ответы, не содержащие никакого разъяснения сути вопросов. «Более того, попытки начальника специализированного отдела указать руководству на нарушения норм трудового законодательства, как мы считаем, привели к тому, что руководство управления начало «изживать» последнего с занимаемой должности, что выражается в направлении его в командировку в иные структурные подразделения территориального органа без согласия последнего, - поясняется в письме. - На место Прищепы С.Л. руководством Управления прикомандирован заместитель начальника отдела судебных приставов по Великолукскому, Куньинскому и Новосокольническому районам Петров В.Н., который так же, как и руководство, игнорирует заявления сотрудников отдела о нарушении их трудовых прав». «В связи с вышеизложенными обстоятельствами коллектив всего УФССП России по Псковской области морально и физически истощен, постоянные угрозы со стороны руководства управления о привлечении к дисциплинарной ответственности по малейшему поводу порождают у сотрудников состояние стресса. Недовольство действиями и решениями руководителя управления постоянно нарастает», - констатируют подписавшиеся под письмом псковские приставы. В связи с этим, во избежание оттока кадров и обращений в надзорные органы и судебные инстанции, они просят Дмитрия Аристова «отменить Приказ УФССП России по Псковской области от 20.05.2016 №97 «Об организации и проведении рейдовых мероприятий в рамках исполнительных производств» в его нынешней редакции, обязать руководителя управления привлекать сотрудников к работе сверх установленной продолжительности служебного только в строгом соответствии с трудовым законодательством (то есть эпизодически и с письменным распоряжением для каждого конкретного случая привлечения, содержащим объективное обоснование такого привлечения)». «Мы надеемся, что таким образом будут достигнуты цели сохранения кадрового потенциала и престижа государственной гражданской службы, обозначенные вами в Докладе на заседании коллегии ФССП России по вопросу «Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов за первое полугодие 2017 года и мерах по активизации работы во втором полугодии 2017 года»», - заключили авторы письма.
Комментарии