136 обращений поступило на «горячую линию» связи с избирателями в Псковской области за месяц
0Руководитель аппарата отделения Неля Лебедева отметила, что по мере приближения Дня голосования еженедельно увеличивалось количество обращений от граждан. Так, если в среднем за неделю на телефон поступало порядка 20 обращений, то с 15 по 17 сентября на линию поступило 33 обращения.
Больше всего звонков поступало из Пскова и Великих Лук, а также из Палкино, Печор, Изборска, Острова, Себежа, Струг Красных, Красногородска, Новосокольников, Псковского, Новоржевского, Невельского районов. Операторы «горячей линии» отмечали, что впервые в эту кампанию зафиксировали звонки из Санкт-Петербурга, Новгорода, Москвы, Твери. Так, например, обратилась избирательница из Новгорода, которая имеет постоянную регистрацию в Пскове, а в соседнем регионе работает и имеет временную регистрацию – она интересовалась, как ей можно проголосовать, если не сможет приехать за открепительным в Псков. №Похожая история произошла со звонком из Твери - женщина там работает в одном из отделений банка, руководство настоятельно рекомендовало проголосовать, а регистрации у неё там нет, зарегистрирована в Пскове; из Санкт-Петербурга поступила жалоба, что нет приглашений на выборы», - рассказала Неля Лебедева.
Также, по ее словам, операторы линии заявили, что подавляющее большинство обращений в эту кампанию поступает в общей категории «вопросы избирателей» - почти 70%. Это вопросы по организации избирательного процесса, организации голосования избирателей, спискам избирателей. Например, избиратели уточняют время работы комиссий; интересуются, как проверить себя в списках избирателей, как проголосовать в другом городе, другой стране, в поезде дальнего следования; обращаются с просьбой найти адрес/телефон своего избирательного участка. В этом операторам помогают интернет-ресурсы Избирательной комиссии Псковской области.
Неля Лебедева добавила, что в середине кампании в этом сегменте больше всего поступало вопросов по открепительным удостоверениям: самый распространенный вопрос - «что делать, если постоянная регистрация в одном месте, а временная в другом, как я могу проголосовать». Также избиратели интересовлались, кто имеет право получить открепительное удостоверение; какие нужны документы для этого; можно ли получить открепительное за родственников; могут ли привезти открепительное на дом или выслать по почте; как, где, в какое время получить открепительное. «Очевидно, что такое количество звонков по данному вопросу связано с отменой досрочного голосования и введением голосования по открепительным удостоверениям», - считает Неля Лебедева. Она также сказала, что поступило и несколько жалоб от избирателей по поводу отмены досрочного голосования: некоторые в этот день работают и считают, что отмена досрочного является нарушением их прав.
Ближе к дню голосования больше звонков стало с вопросами о том, как проверить себя в списках избирателей, и обращений информационного характера. Также в этой категории регистрировали вопросы о том, где найти информацию о кандидатах и партиях, просьбы дать телефоны кандидатов или штабов, некоторые избиратели жаловались на то, что им не хватает «живого» общения с кандидатами.
Много поступило сообщений и вопросов по поводу агитации, в том числе и жалоб на незаконную агитацию -10%. В частности, граждане жаловались, что кандидаты расклеивают листовки на домах, а не на информационных стендах. Также на «горячую линию» обратилась избирательница, которая сообщила, что жильцы дома стали свидетелями того, как подъехала машина, из которой вышли молодые люди и своими ключами открыли домофон, чтобы разложить в почтовые ящики агитационные материалы. Поступило несколько жалоб по факту продажи агитационной продукции, а именно пакетов с символикой партии в гипермаркете «Империал», некоторые избиратели были недовольны уровнем дебатов среди кандидатов.
В этом сегменте поступали не только жалобы, но и вопросы. Так например, обращался менеджер одной из радиостаций с просьбой пояснить, должен ли быть у кандидата уполномоченный представитель, или сам кандидат может вести финансовые дела по поводу агитационных материалов). Обратились и с просьбой пояснить условия проведения публичной агитации кандидатами в депутаты на мероприятиях высшего учебного заведения, было даже обращение из прокуратуры по поводу законности установки рекламного щита в Новоржевском районе.
Кроме того, в данную кампанию поступило 8 обращений по поводу того, что избиратели не получили приглашения, и на то, что не удобно расположены участки «Это значительно меньше, чем в прошлые кампании. Вероятно, это может говорить о том, что избирательные комиссии учитывают рекомендации, которые ежегодно поступают по итогам работы «горячей линии», и в эту кампанию работа УИКов организована значительно лучше», - заметила Неля Лебедева.
Традиционно на «горячую линию» поступают и обращения социально-бытового характера, они составляют порядка 10% и в последние дни перед голосованием перестали поступать. Такие обращения касались пригородного железнодорожного и автобусного сообщения, улучшения мобильной связи, жилищно-коммунального хозяйства. Также люди обращались по вопросу защиты прав инвалида. «По данным обращениям операторы связываются с соответствующими структурами, организациями, делают запросы для того, чтобы помочь решить проблему», - пояснила Неля Лебедева. По ее словам, в эту кампанию по сравнению с предыдущими звонков социально-бытового характера стало значительно меньше. «Это свидетельствует о том, что граждане стали воспринимать «горячую линию» не как возможность высказать критику и жалобы, а как возможность разобраться избирательных вопросах», - считают организаторы «горячей линии».
Значительно меньше зарегистрировали обращений в категории «иные» - всего 7 обращений. «В «Ассоциации юристов» сказали, что в эту категорию операторы относят звонки, когда гражданам необходимо просто выговориться или высказать свое возмущение по любому поводу. Всего два обращения поступило по правам наблюдателей и журналистов.
Отметим, все звонки на «горячую линию» учитываются в специально-разработанной программе, информация регулярно анализируется и предоставляется в СМИ, жалобы по поводу нарушений избирательного законодательства передаются в Избирательную комиссию Псковской области для проверки фактов обращений, по обращениям социально-бытового характера готовятся запросы. За указанный период было сделано 4 запроса в областную избирательную комиссию, по 1 - в ТИК Пскова и ТИК Печорского района. По всем запросам сразу же были получены обоснованные ответы, которые передали избирателям, заверила Неля Лебедева.
В целом операторы линии отметили высокую гражданскую активность избирателей Псковской области, желание участвовать в выборах и проголосовать 18 сентября, даже находясь на отдыхе, желание разобраться в вопросах и нововведениях избирательного законодательства.
Комментарии