Великолукская литературно-художественная творческая группа «Рубеж» выпустила книгу о военной истории Пушкинского Заповедника «Михайловское». В 1972-м году Семен Степанович Гейченко написал рассказ «Как гитлеровцы сожгли дом Пушкина в Михайловском» Героиней рассказа стала женщина - артиллерист Анна Петровна Нестерова.
Однако в военных документах той поры такой «боец» не упоминается. Что это? Искусная мистификация, вносящая в трагедийную канву повествования пушкинские нотки? Для Михайловского Анна Петровна — это прежде всего — А.П. Керн, к которой обращены строки «Душе настало пробужденье....». В контексте освобождения усадьбы поэта от захватчиков «пробуждение» ассоциируется с «пробуждением» природы после взрывов снарядов, возрождением мира поэзии, возвращением муз, «гениев» - хранителей места, прилетом птиц, возвещающих звонким многоголосьем о приходе на эту израненную войной землю мира и гармонии. О том, кто, на самом деле был реальным прототипом героини рассказа, какие политические и «архитектурные» перипетии сопутствовали строительству «Дома поэта» в 1937 году, кто и как его уничтожил и чем отличался новый «Дом», построенный на пепелище великим С.С. Гейченко в 1949 году, рассказывает эта книга. В книге содержится значительный фактический материал, неизвестный не только широкому кругу читателей, но и профессионалам, и в подробностях воспроизводящий последовательность военных действий в окрестностях Пушкинского Заповедника в период с марта по июль 1944 года. Новая книга Дарьи Тимошенко адресована историкам, филологам, краеведам, культурологам и всем, интересующимся прошлым Пушкинского Заповедника «Михайловское» Военная история в документальной работе Дарьи Тимошенко о пушкинских местах времён Великой Отечественной тесно переплетается с темой нашей исторической памяти, с воспитанием чувства ответственности за сделанное или несделанное нами. Автор помогает читателю задуматься, что значит для него культурный слой, который реально присутствует везде, и в чём заключается преемственность культуры, преемственность пушкинских заветов. Как это коротко и просто «Сожжён домик Пушкина». Между тем события весны-лета 1944 года заслуживают самого пристального внимания, которое на них и обратила Дарья Александровна, превратив сухие данные архивов в живую, даже животрепещущую, историю. Во время проведения одной из своих экскурсий С.С. Гейченко сказал, что история Пушкинского Заповедника — это история страны, но представленная под увеличительным стеклом. Действительно, на гармоническом фоне «Солнца нашей поэзии» все события выглядят особенно ярко и контрастно. Особенно в годы войн и лихолетья. Псковское порубежье на протяжении веков испытывало натиск внешних сил, особенно в веке двадцатом: Первая Мировая, Гражданская, Великая Отечественная… До сих пор «на неведомых дорожках» в окрестностях Михайловского видны следы и шрамы, оставленные пронесшимися над этой землей бурями: оплывшие окопы, остатки блиндажей, воронки от снарядов и израненные пулями стволы старых деревьев. И это тоже история Пушкиногорья, за которой - судьбы солдат и генералов, известных пушкинистов и вовсе неизвестных рядовых участников баталий, развернувшихся в сердце русской культуры — «Михайловском». Ровно три года длилась его оккупация германской армией в годы Великой Отечественной войны. С 1-го марта по 11 июля 1944 года Сороть была передовой линией, разделявшей наши войска и 218-й фузилерный батальон 218-й берлинской пехотной дивизии вермахта. В книге на основе документов и свидетельств подробно, в деталях воспроизводятся события той последней войны, которая располосовала холмы, пригорки, нивы, воспетого поэтом ландшафта. Название «Сделано: сожжён домик Пушкина» — это цитата из журнала боевых действий. «Домик» - пятый по счету «Дом поэта», построенный в 1937 году и уничтоженный в 1944-м. В 1949 году С.С. Гейченко был построен шестой «Дом», внешне являющийся точной копией пушкинской «обители». С тех пор на этой святой земле уже много лет царят мир и спокойствие. Сегодня Михайловское — действительно, является «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья», местом притяжения для многих и многих паломников, легко «прочитывающих» окружающий мир с помощью пушкинских строк: «Вот три сосны, вот холм лесистый, вот мельница...» Но без прошлого нет будущего, а без памяти (часто горькой) – не бывает опыта созидания. Созидания и хранения жемчужины русской культуры - «Пушкинского Заповедника», который С.С.Гейченко назвал сказочным «Лукоморьем». Миром чудес, открытий и самоидентификации русского народа.
Комментарии