Во вторник, 26 апреля, в администрации Псковской области состоялась рабочая встреча губернатора региона Андрея Турчака с уполномоченным по правам предпринимателей в Псковской области Аркадием Мурылевым.
Стороны обсудили итоги совместной работы по улучшению делового климата в регионе в 2015 году и наметили планы взаимодействия на этот год. Официальный портал государственных органов приводит стенограмму первой части встречи. А. Турчак: Добрый день! В мой адрес поступил ежегодный доклад о результатах Вашей деятельности за 2015 год. Хотелось бы сегодня обсудить основные параметры: что удалось нам вместе достичь в 2015 году, какие у Вас планы по 2016 году, какие совместные задачи мы должны решить, чтобы деловой и инвестиционный климат в регионе улучшались, чтобы сокращались сроки различных процедур, то, что мы сегодня обсуждали в ходе заседания администрации области, регламенты, появились конкретные алгоритмы действий органов исполнительной власти. И это не только сфера строительства, а самый широкий спектр административного регулирования, так называемого воздействия на предпринимательскую среду. Я знаю, что у Вас достаточно активно работает институт общественных приемных. Вы не сидите на месте в городе Пскове, выезжаете, проводите встречи с предпринимательским сообществом и в наших районах, и в нашей южной столице. Это хорошая практика и ее, безусловно, нужно продолжать. А. Мурылев: Хочу сказать, что после нашей последней встречи налажено активное взаимодействие с бизнес-сообществом, органами исполнительной власти, контрольно-надзорными органами. В конце 2015 года был созданконсультационно-экспертный Совет при Уполномоченном, в который вошли представители всех крупных общественныхбизнес-объединений (ТПП, РСПП, «Опора России»), члены Общественной палаты, депутаты разных уровней, эксперты, помощники. Этот совет был создан, чтобы выявлять существующие административные барьеры, рассматривать некие предложения, общения предпринимателей по ведению предпринимательской деятельности, по улучшению делового климата. Уже в январе этого года состоялось первое заседание Совета. По итогам Совета было направлено в Ваш адрес обращение с предложениями. Эти же предложения содержатся и в докладе и дополнены некоторыми предложениями в части улучшения ведения предпринимательской деятельности. Что касается проблем, они озвучены. Ключевых, которые я считаю основные у бизнеса, их пять. Это задолженность перед малым и средним бизнесом по исполненным муниципальным государственным заказам. Они до сих пор существует, особенно на уровне муниципалитетов. Предприниматели ждут эти деньги, а в итоге у них налоговая база растет, закредитованность — ситуация накалена. Также в числе проблем — внеплановые проверки. А. Турчак: Но они же сейчас существенным образом регламентируются и, насколько я знаю, серьезно сократились. А. Мурылев: Сократились, да, и плановые за 2015 год, и внеплановые, но тенденция такая есть и предприниматели обеспокоены, что все-таки количество внеплановых проверок будет расти. А. Турчак: А кто, по Вашему мнению, больше всего этим пользуется? А. Мурылев: По последним жалобам, Трудовая инспекция. А. Турчак: Трудовая инспекция соблюдает как раз права самих трудящихся с точки зрения своевременности и полноты выплаты заработной платы, состояния рабочих мест, поэтому в этом контексте нужно находить золотую середину. А. Мурылев: Они проверяют в комплексе исполнение всего трудового законодательства, но поводом для этого становится буквально одна строчка, которая поступает им из ФСС, нашего комитета по труду. Это, так называемая специальная оценка условий труда. Многие предприятия не прошли этой специальной оценки условий труда и это дает повод для внеплановой проверки, соответственно большие штрафы ложатся потом на юридических лиц. Вот такая практика. Что касается налогообложения, я тоже обратил внимание в докладе, что в 2015 году было право у региона, областного Собрания выйти с инициативой снизить налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения в части дохода. Таким правом регион не воспользовался и у меня уже есть обращение «Опоры России» в мой адрес о том, чтобы снизить с 6 до 3%. У меня в докладе содержится предложение снизить до 4%. Мы все понимаем, что если сейчас мы не дадим какое-топослабление по налогам для малого и среднего бизнеса, они либо закроются, либо уйдут в тень и налоговая база никаким образом не вырастет. Если мы дадим послабления, то мы каким-то образом сможем оставить эти предприятия на плаву, сохранить рабочие места, и они будут дальше продолжать платить налоги, в том числе пополнять налог на доход физических лиц. А. Турчак: Вы знаете, что администрация области на протяжении последних лет является последовательным сторонником применения льготного режима налогообложения, мы понимаем, что это дает возможность развивать налоговую базу для последующих периодов, поэтому вопрос дискуссионный. Если Вы обобщите позицию наших общественных организаций,бизнес-сообщества, давайте мы ее обсудим и внесем в областное Собрание депутатов. А. Мурылев: В мае я планирую собрать Совет и как раз эту тему обсудить. А. Турчак: Хорошее предложение. А. Мурылев: Что касается субъектов малого и среднего бизнеса, то статистика такова, что субъекты малого и среднего бизнеса не остались на том же уровне. Часть из них — 3 тыс 145 закрылась, а 3 тыс 317 — открылась. Это говорит о том, что закон о налоговых каникулах сыграл свою роль, и предприятия просто переформатировались: кто-то ушел на нулевую ставку, кто-то реорганизовался из ООО в ИП. Соответственно эта структура осталась стабильной. Что касается упрощенной системы налогообложения, ее тоже можно сдвигать, т. к. статистика показывает, что 15% никто не платит по упрощенке, платит только 1%, все уходят в минус. Поэтому если мы ее снизим и оставим единой для всех видов деятельности — это тоже может дать определенный экономический всплеск и развитие деловой активности. А. Турчак: Здесь должна быть улица с двухсторонним движением. Вы должны до предпринимательского сообщества, до малого и среднего бизнеса, и нашу позицию доносить: если мы принимаем какие-то послабляющие решения в виде льготного налогообложения, то все должно быть «белым» — и зарплата, и налог на доход физических лиц, который является бюджетообразующим для нас налогом. А. Мурылев: Да, на последней встрече с предпринимателями и прокурором Псковской области в городе Великие Луки поднималась проблема легальности бизнеса. А. Турчак: Да, я знаю, там речь шла о пассажирских перевозках. А. Мурылев: Да, такси, бытовые услуги на дому, в том числе парикмахерские услуги, и автосервис в гаражах. Все это теневой бизнес, который не облагается налогом. А. Турчак: Здесь вопрос касается даже не столько налогообложения, сколько безопасности граждан, особенно если речь идет об услугах нелегальных такси, которые никто не проверяет. А. Мурылев: В том то и дело, что предприниматели обращаются, а правоохранительные органы говорят, что мы не можем их проверять, так как они не являются субъектами малого и среднего бизнеса. А. Турчак: Я бы им предложил использовать опыт города Пскова. Вы помните такая ситуация в Пскове была. Легальные перевозчики такси объединились, создали свою ассоциацию и четко выстроили общественный договор с властью, по регламентам техобслуживания транспорта, по лицензированию этой деятельности. Разговоры доходили вплоть до единого цветового решения для легальных таксомоторов. В Великих Луках вообще очень интересно складывается рынок пассажирских перевозок. Удельные веса государственных перевозчиков там практически отсутствуют по сравнению с городом Псковом. Есть только межгород. Там действительно надо порядок наводить. И мы с прокурором в рамках президиума координационного совещания (областное Координационное совещание по правопорядку — прим.ред) это обсуждали. Соответствующие поручения Комитету по транспорту и Комитету Михеева (Государственный комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике — прим.ред) нами даны. Давайте вместе с Вами это отработаем. А. Мурылев: Наибольшее беспокойство вызывают, Вы сами знаете, интернет-такси, которые дают возможность работать любому физическому лицу, выполнять заказы. А. Турчак: Есть обратная сторона этой медали. Но, опять же, есть примеры субъектов, таких как Москва и Санкт-Петербург, которые вышли на соглашение с «Юбером», с одним из таких сетевых перевозчиков, и в рамках этого соглашения максимально легализовали налоговую составляющую и ввели пошлины за таксомотор. Обратная сторона какая: в условиях продолжающейся финансовой турбулентности, наша задача не передавить. У граждан доходы падают. Если они готовы в сфере легальных перевозок работать, мы должны создать все условия для того, чтобы они этим занимались. Если передавим, то ни к чему хорошему это не приведет. Вы наоборот должны защищать. А. Мурылев: Согласен. Кстати, сразу дополню, что по малому и среднему бизнесу беспокоит недостаточное субсидирование мер поддержки малого и среднего бизнеса. Оно и так было небольшое в том году, в этом году оно опять снижено. Средств от 20 до 40% будет меньше. Поэтому количество субъектов поддержки уменьшится. И хотелось бы, в докладе это отражено, предложения по конкурсам, расширить критерии, чтобы дать больше возможностей участвовать предприятиям. Чтобы это были открытые конкурсы с участием самих заявителей. А. Турчак: Вы сами ответили за меня. Количество действительно уменьшилось, но качество должно увеличиться. Потому что тот поток микрокредитов, что проходил через наше агентство, их качественный состав…. Мы просто проанализировали, что дальше произошло с этими микропредприятиями, микропарикмахерскими и прочими предприятиями сферы услуг. Они просто почили в бозе, их нет. А. Мурылев: Или на том же уровне. А. Турчак: Мне кажется, Ваша помощь, помощь организациям бизнес-сообщества в качественной подготовке этихбизнес-планов, бизнес-проектов, Ваша роль должна быть активнее. А. Мурылев: Я по мере возможности вхожу во многие рабочие группы и многие советы коллегиальные, везде принимаю участие, имею свою точку зрения. В том числе мы проводим информационные семинары. Те семинары, о которых мы говорили на прошлой встрече, они проведены в этом году, и по кадастровой оценке, и по 159-му ФЗ по приватизации. В этом году мы смогли общими усилиями с комитетом по экономике провести Форум поставщиков и заказчиков, который прошел активно и для Северо-Западного округа стал пилотным проектом. Но мы на этом не останавливаемся. Планы есть и в этом направлении, и в развитии, и в информационной поддержке. С новым директором Фонда гарантий и развития предпринимательства мы очень активно взаимодействуем. А. Турчак: Именно по Фонду стоит задача от количества перейти к качеству. С этим связано и уменьшение лимитов. Вы поймите, что если мы увидим, что ситуация внутри Фонда поменялась, работа выстроена в том ключе, в котором мы с Вами обсудили, то мы будем добавлять, а к этому будут добавляться федеральные средства, там же есть пропорция для софинансирования.
Комментарии