Художник Борис Неменский нашёл в псковском музее свою картину и рассказал о начинавшемся под Великими Луками воинском пути баталиста
0Целью визита супругов Неменских в псковский музей стало знакомство с его богатейшим художественным собранием. Экскурсию по картинной галерее для гостей провели директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев, заведующая художественным отделом Ольга Алексеева и искусствовед, старший научный сотрудник художественного отдела Наталья Салтан.
Живописец дал высокую оценку выставке работ советского реализма второй половины XX века «Ленинградская школа живописи. Коллекция перемен», приуроченную к 140-летию музея и 10-летию Музейного выставочного центра «Петербургский художник». «Русское изобразительное искусство второй половины ХХ века — это уникальное явление. Это время, когда мы шли в авангарде европейской живописи», - отметил Борис Неменский.
Большое впечатление произвело на живописца и русское изобразительное искусство XVIII-XX веков, собранное в залах псковской картинной галереи. «Вашему художественному собранию может позавидовать любой музей России. Особенно мне понравилось ваша галерея портретов местного дворянства. Работы, выполненные кистью неизвестных мастеров, приковывают к себе внимание. Хочется еще раз посетить ваш музей и насладиться картинами», - поделился гость.
После знакомства с экспозицией «Искусство Западной Европы XVI-XIX веков» Борис Неменским поделился своими воспоминаниями от встреч с Иваном Вороновым (архимандритом Алипием, в 1959-1975 гг — наместником Псково-Печерского монастыря), чья коллекция составила основу этой части псковского музейного собрания.
В книге почетных гостей Псковского музея-заповедника художник оставил следующую запись: «Прекрасный музей, прекрасно построенная экспозиция и богатая коллекция. Трудно говорить, что интереснее. Русское искусство разных веков богато и прекрасными работами. Очень интересны работы неизвестных художников XVIII века – недооцениваем сами себя. И советское искусство, и зал Петра Оссовского – моего друга и соседа по мастерской. Было. И вторая половина двадцатого – интереснейший период русского искусства. Интересна для меня встреча с одним из вариантов своей картины «Солдаты – отцы». Я рад, что она в таком прекрасном музее. Желаю коллективу музея многих успехов и радости, чтобы вы могли нести людям эти богатства. Б. Неменский. 10 марта 2016 г.»
Сотрудники музея, воспользовавшись оказией, взяли у гостя небольшое интервью:
- Борис Михайлович, в годы Великой Отечественной войны Вы служили в студии военных художников имени М.Б. Грекова. В 1942 году Ваш воинский путь начинался под Великими Луками. Известны ваши фронтовые рисунки, один из них - «Сирота из Великих Лук». Расскажите об этой стороне вашего творчества.
- У меня есть картина… сейчас она называется «Это мы, Господи». В первом варианте она называлась «Безымянная высота». Я служил в Панфиловской дивизии, которая застряла под г. Холмом. Мы постреливали в друг друга, а продвинуться в болотах не могли. Началось наступление под Великими Луками. Командование разрешило мне самостоятельно двигаться к фронту. Я шел долго, устал. Там зарево боя. Я присел немного отдохнуть. А рядом колышется трава. Январь. Какая трава может расти? Оказалось, что это колышутся волосы убитого немца. Оказалось, что он мальчишка. В его возрасте очень похожий на меня. Для меня это было потрясение. Потом я, конечно, много трупов видел. Это был первый труп, который увидел тогда, в январе 1943. Отсюда и родилась картина. Потом у меня было несколько ее вариантов. Я все время её переосмысливал. Для меня было важно – как может этот мальчишка, похожий на меня, прийти сюда убивать, разрушать? Как это могло получиться? Этой картиной я изживал ненависть к немцам. Поскольку начинал понимать, что это тоже люди и всякая война братоубийственная. Первый вариант я уничтожил. На нем было высокое майское небо, цветущие травы. Тогда я понял, что я хотел сказать о человеческой трагедии, а сказал о том, что природе наплевать на этих погибших мальчишек.
- В экспозиции Псковского музея находится Ваша картина «Твоё далёкое детство. Отцы. 1941 год». Как создавалось это полотно?
- Я долго считал этот вариант 1969 года утерянным. Только совсем недавно в интернете прочитал, что он хранится в вашем музее. Очень рад, что она украшает экспозицию.
- В 1951 году вы получили Сталинскую премию за картину «О далёких и близких». Какова история её создания?
- Мой первый фронт был под Холмом – Великими Луками. Я попал в Панфиловскую дивизию. Она застряла в болотах. Туда с трудом доходили письма. Солдаты перечитывали полученные письма до дыр. И у меня это в сознании осталось. Эту картину я написал, будучи студентом 3-го курса Суриковского института. Выдвинули на Сталинскую премию, дали Сталинскую премию. А потом выдвинули в академики. Но оказалось, что студент не может стать академиком.
- С 1966 года вы - профессор художественного факультета ВГИКа….
- И один из моих учеников – Александр Петров – обладатель премии «Оскар». Он его получил за анимационный фильм «Старик и море» в 2000 году. Мне было приятно, встретить его студенческую работу среди рисунков на готовящейся совместной выставке в Псковском музее.
Комментарии