Бюджетное послание губернатора Псковской области Андрея Турчака
0Уважаемый Александр Алексеевич, коллеги-депутаты, приглашенные!
Вашему вниманию представлен главный финансовый документ области — бюджет на 2016 год.
В связи с изменением федерального законодательства, а также в связи со сложной экономической ситуацией, областной бюджет сформирован на один год.
Коллеги, обострение военно-политической обстановки в мире происходит на фоне санкций против нашей страны, на фоне нефтяных и валютных колебаний.
В экономике потребительский спрос упал, по некоторым группам товаров, до 30%. Сократились текущие налоговые поступления в бюджет.
Впервые за несколько лет в уходящем году мы перешли сначала на ежемесячный, затем на еженедельный, а теперь и на ежедневный план платежей, для того, чтобы не допустить задержек выплат заработных плат, выплат по социальным обязательствам, чтобы ритмично закрывать наши обязательства перед поставщиками и подрядчиками.
Тем не менее, мы вместе с вами достойно прожили этот год.
Мы строили социальные объекты, в полном объеме выполняли свои социальные обязательства, открывали новые производства и, в целом, сохранили, положительную динамику развития Псковской области.
Сегодня как никогда от всех нас требуется взаимопонимание и дисциплина в повседневной работе.
Сегодня нужно сплотиться вокруг нашего лидера, не просто пережить сложное время, а найти путь развития и победы.
Пользуясь случаем, я хочу искренне поблагодарить всех депутатов Областного Собрания за патриотическое единство, конструктивное взаимодействие, которое сложилось в нашем регионе в уходящем году.
Мы с вами реалисты, и понимаем, что 2016 год легче не будет, тем не менее, я считаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы и в следующем году сохранить социальную направленность бюджета, достигнутый в прежние годы уровень социальной защищенности населения; сохранить инвестиционную активность, реализуя программы импортозамещения в сельском хозяйстве и промышленности.
Для того, чтобы реализовать эти задачи, мы в течение всего года проводили целый комплекс мероприятий, направленных на эффективное расходование бюджетных средств.
Напомню:
— мы сократили количество чиновников Администрации на 191 единицу, в том числе 67 должностей государственной службы;
— ставки двух Заместителей Губернатора;
— ликвидировали Представительство области в Москве;
— госзадание бюджетным учреждениям было сокращено на 10%;
— программные мероприятия на 26%.
Была проведена реорганизация сети в здравоохранении, в образовании, в социальной защите и в сфере культуры. При этом, как мы и говорили изначально, фактическая вся территориальная сеть больниц, школ, интернатов, домов культуры осталась у нас без изменений.
34 медицинских учреждения были объединены в 15 межрайонных медицинских центров;
43 школы и детских сада были объединены в 24 педагогических комплекса;
116 учреждений соцзащиты было реорганизовано в 66.
Да, мы существенным образом за счет юридического объединения сократили ставки директоров и их заместителей, бухгалтеров, юристов и завхозов, но фактические услуги населению оказываются там же где и раньше, теми же врачами, учителями и соцработниками.
Сегодня можно уже точно сказать, что для граждан эта реорганизация осталась практически незамеченной, лишь только вывески на зданиях поменялись. 181 поселение, которые зачастую имели бюджет ниже расходов на собственный аппарат, были сокращены на 71 единицу, до 110 объединенных поселений.
Работа по созданию комфортной для граждан системы управления будет продолжена. В 2016 году волости будут укомплектованы автотранспортом, первые 24 автомобиля поступят уже в первом полугодии.
Также в полном объеме заработает сеть МФЦ по оказанию государственных и муниципальных услуг населению.
В следующем году «поиск внутренних резервов» будет продолжен. Так, например, на прошлой неделе вы уже приняли закон о сокращении льгот для крупных сельхозпроизводителей на 25%. Дополнительные поступления в областной бюджет, благодаря данному решению, составят 106 млн рублей.
Благодаря успешным переговорам с Министерством финансов, нам удалось перевести почти 3 млрд рублей коммерческих кредитов в бюджетные, что дало нам уже в конце текущего года экономию в 30 млн рублей на обслуживании госдолга.
Уважаемые коллеги, я призываю Вас заниматься работой по повышению эффективности бюджетных расходов вместе и постоянно в рамках областного оперативного штаба, давайте вместе находить эти решения.
Перейдем к основным показателям бюджета 2016 году.
Доходы консолидированного бюджета составят 25,8 млрд рублей, в том числе собственные налоговые и неналоговые доходы составят — 20,1 млрд рублей. Безвозмездные поступления планируются в объеме 5,7 млрд рублей.
Традиционно, как это происходит у нас ежегодно, в течение финансового года планируется поступление дополнительных трансфертов из федерального бюджета в общей сумме 4,8 млрд рублей.
Это средства по дорожной отрасли в размере 1,3 млрд руб., субсидии на поддержку сельского хозяйства без малого 1 млрд рублей, на объекты капстроительства 207, на ежемесячные денежные выплаты по рождения третьего и последующих детей 182, на капитальный ремонт и строительство новых школ 1,5 млрд рублей, на онкодиспансер 388 млн руб., субвенции на лекарственное обеспечение 118 млн рублей.
Расходы. Расходы консолидированного бюджета области составят 27,8 млрд рублей. Расходы в 2016 году за счет поступления средств федерального бюджета и неиспользованных остатков увеличатся на 6 млрд рублей: 4,8 дополнительные федеральные поступления, а также 1,1 млрд - остатки 2015 года.
Приоритетом в области бюджетных расходов является безусловное исполнение социальных обязательств, а также эффективное выполнение майских указов Президента.
Фонд оплаты труда бюджетников рассчитывается по показателю средней зарплаты по экономике в регионе. В текущем году он составлял чуть более 20 тыс рублей, на 2016 год ФОТ рассчитан из прогноза 21 тыс рублей.
Ключевым остается программно-целевой подход, почти 93% бюджетных средств будут распределятся по 18 государственным программам. Как я уже отмечал, бюджет следующего года остается социально-ориентированным: на социальную сферу планируется 58% всех бюджетных расходов (образование 25 %; социальная политика 17 %, здравоохранение 16 %).
Дефицит бюджета составит 10%, или 1,6 млрд руб. В 2015 году он у нас с вами составлял почти 14%. Снижение дефицита бюджета произошло, в том числе, в рамках соглашения с Минфином, которое позволило привлечь без малого 3 млрд рублей бюджетного кредита под процентную ставку 0,1%. Экономия на обслуживании кредитов составит не менее 120 млн рублей в год.
Государственный долг сохранится в рамках Бюджетного кодекса и составит 88% от общего годового объема собственных доходов без учета безвозмездных поступлений.
Вспоминая наши с вами дискуссии прошлых лет по поводу кредитования, бюджетного дефицита и госдолга, не могу не отметить правильность тех решений.
Если бы мы, начиная с 2009 года, активно не пользовались кредитными инструментами, то мы не смогли бы и мечтать о стройках и ремонтах, дорогах и крупных инфраструктурных проектах, которые мы реализовали за последние шесть лет. А в сегодняшних экономических реалиях и вообще вряд ли смогли бы привлечь кредиты на приемлемых для региона условиях.
Далее подробнее по основным направлениям. Традиционно начнем с социальной сферы.
Всего по направлению «Социальная политика» предусмотрено 4,3 млрд рублей, в том числе средств областного бюджета — 3,36 млрд рублей и федерального бюджета — 946 млн.
Снижение объемов по сравнению с 2015 годом составит 130 млн рублей из областного бюджета, и 229 млн из федерального.
Обращаю внимание. Некоторое снижение общего объема финансирования по данному направлению — не означает уменьшение количества социальных выплат или объема финансирования льгот граждан.
Например, на содержание областной сети учреждений социального обслуживания в 2014 году мы направляли 1,16 млрд рублей. Благодаря реорганизации сети, о которой уже было сказано, при сохранении физических объемов самой услуги, в 16 году на эти же цели мы закладываем 990 млн рублей, то есть на 170 млн рублей меньше.
На 64 млн рублей меньше будет направлено на жилье ветеранам Великой Отечественной войны, поскольку эта программа выполнена на 97% и планово завершается в следующем году.
Количество жителей области, которые воспользовались мерами социальной поддержки в 2015 году, составило 300 тысяч человек, из них 90 тысяч воспользовались правом на льготы.
В следующем году количество граждан, пользующихся мерами социальной поддержки, пособиями, компенсациями, субсидиями не уменьшится. На это запланировано 2 млрд рублей, на 21 млн больше, чем в 2015 году.
При этом, коллеги, мы считаем показательным опыт текущего года по введению принципа нуждаемости, это справедливый и эффективный механизм. Так же как и дискуссионное решение прошлого года о едином размере компенсации на оплату ЖКУ для педагогов, проживающих в сельской местности — 1,1 тыс рублей. Жизнь доказала правильность этого решения. Оно позволило выровнять ситуацию, когда 70% льготников получали по 200 -500 рублей в месяц, а 30% таких же бюджетников по 5, 10 тыс и более.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наши профсоюзы в лице Ульяны Александровны Михайловой, за то, что мы вместе прошли этот юридический путь до Верховного суда и окончательно разобрались с правовой стороной вопроса.
При этом те 30 %, которые стали получать меньше единой выплаты, в случае необходимости, имеют право воспользоваться субсидией на жилищно-коммунальные услуги на общих основаниях, так как это делают наши реально нуждающиеся граждане.
Сегодня мы предлагаем установить такой же справедливый подход для всех категорий работников бюджетной сферы, а так же ветеранам труда и ввести для них единый размер денежной выплаты 1,1 тыс рублей, что также позволит устранить перекосы и соблюсти принцип равенства вне зависимости от условий проживания.
Далее.
На социальную поддержку многодетных семей будет направлено 506 млн рублей. Правом на социальные выплаты многодетным семьям с доходом ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи в 2015 году воспользовались почти 4,7 тыс семьей. В 2016 году такие семьи будут получать по 10 тыс рублей ежемесячно.
Эта ежемесячная выплата увеличена более чем на 2 тысячи, для сравнения в 2015 году такие семьи получали по 8 тыс рублей, в 2014 году по 7 тысрублей. Таких семей, как вы видите, достаточно много в нашем регионе, и я считаю, что именно таким многодетным семьям в первую очередь необходимо подставлять плечо.
На поддержку малоимущих семьей будет направлено 205 млн рублей.
Будут продолжены мероприятия по семейному устройству детей-сирот, на эти цели будет направлено 17,5 млн рублей.
На выплаты опекунам и приемным родителям в бюджете 2016 года предусмотрено 330 млн рублей.
Выплаты ветеранам труда, реабилитированным, труженикам тыла, проживающим в сельской местности, составят без малого 1 млрд рублей. На обеспечение жильем детей-сирот запланировано 167 млн рублей. Это чуть меньше, чем в 2015 году, хотя и существенно больше, чем в предыдущие годы.
В этом вопросе я считаю целесообразным установить широкий общественный контроль над тем, кому, где и какое жилье приобретается, кому из сирот, и в каких условиях проживания государство оплачивает аренду жилого помещения. 116 млн рублей будет направлено на приобретение жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, что на 64 млн меньше, чем в текущем году, как я уже говорил, по причине завершения этой программы.
В текущем году 152 ветерана получили жилищные сертификаты на сумму 180 млн рублей. Всего же за эти годы, обеспечено жильем 4278 человек или 97% от числа ветеранов.
Несмотря на сложный период, мы продолжаем строительство «Социального городка» на паритетных началах с Пенсионным Фондом Российской Федерации. Многие из вас наверняка видели уже построенные корпуса недалеко от «Деревни — SOS». В будущем году предусмотрено выделение 80 млн рублей, ожидаем поэтапной сдачи и заселения объекта в 2016–17 годах.
Теперь перейдем к здравоохранению.
Всего в 2016 году на здравоохранение предусмотрено 4,52 млрд рублей. Ожидаемое же исполнение составит 6,2 млрд рублей. Такая разница объясняется тем, что мы планируем поступления дополнительных 118 млн рублей на лекарственное обеспечение и переходящий остаток федеральных средств на строительство Перинатального центра в размере 1,1 млрд. рублей.
Коллеги, вы знаете, как пристально мы следим за ситуацией в здравоохранении в свете нашей главной проблемы, демографической.
Ежемесячно, на заседаниях Администрации, что называется «по косточкам» мы разбираем проблемы рождаемости и смертности. Действительно, если посмотреть на те значительные вложения последних лет в ремонты больниц, оборудование, создание сосудистых центров, то эффект кажется не совсем быстрым и несовсем пропорциональным.
Тем не менее, за несколько лет мы практически в два раза сократили разрыв между смертностью и рождаемостью, несмотря на вхождение в детородный возраст малочисленного поколения 90-х.
Мы действительно остановили падение рождаемости, наши парки и дворы снова наполнили мамы с колясками, у нас наметилась определенная динамика преодоления нашего демографического креста.
Рождаемость за 9 месяцев 2015 года составила 11,1 промилле, это на одну десятую больше чем за 9 месяцев 14 года и составило 5 тыс 400 детей в абсолютных цифрах.
Смертность от всех причин за 9 месяцев 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на одну десятую меньше, и составляет 18,4 промилле, или 8 тыс 948 жизней в абсолютных цифрах.
За прошедший год существенно снизилась смертность от инфекционных заболеваний и от внешних причин.
Вместе с тем, после резкого снижения младенческой смертности в прежние годы, в текущем году положительная динамика фактически остановилась.
Замедлилась у нас динамика по снижению смертности от новообразований, этот показатель стал даже несколько хуже, чем в 2012 году. Тогда, в 2012-м смертность составила 248 на 100 тысяч населения, за 9 месяцев этого года уже 250.
В свете этого наглядно видно, насколько важно для региона выйти на новый качественный уровень в борьбе с младенческой смертностью и новообразованиями. В 2016 году мы сконцентрируем свои усилия на строительстве и вводе в эксплуатацию двух важнейших медицинских объектов, перинатального и онкологического центров.
На одном из них вы сами недавно побывали и оценили его практически 100-процентную готовность. Это современный и высокотехнологичный онкологический центр, затраты на создание которого с 2012 по 2015 год составили почти 1,3 млрд рублей, в том числе 890 млн из федерального бюджета.
Хочу доложить, что после череды «ночевок в московских приемных» и получения положительного заключения Главгосэкспертизы нам удалось отстоять в федеральном бюджете 2016 года еще 388 млн рублей на окончание строительства операционного блока и реанимации. Есть все основания полагать, что этот важнейший объект начнет функционировать в 2016 году.
Другой принципиальный для нашего здравоохранения объект — Перинатальный центр. За ходом его строительства можно наблюдать в сети Интернет в режиме прямой трансляции. Весь проект «весит» 2,5 млрд рублей, из них 2 млрд – это средства федерального бюджета. В следующем году 432 млн рублей в порядке софинансирования будет направлено из областного бюджета. Ввод в эксплуатацию планируется в конце 4-го квартала 2016 года.
Также в начале следующего года после капитального ремонта будет введен в эксплуатацию хирургический корпус Великолукской городской больницы.
Предусмотрены средства на текущие ремонты и замену оборудования и в других медицинских учреждениях. Будут приобретены аппараты искусственной вентиляции легких для Детской областной больницы, флюорограф для Себежской больницы, оборудование для больных с нарушениями мозгового кровообращения для Псковской городской больницы, также будет установлен лифт в госпитале ветеранов. Будут проведены ремонты стационара Дновской районной больницы и капитальный ремонт Великолукской межрайонной больницы.
Большое внимание, мы продолжим уделять вопросу доступности медицинской услуги. Мы ввели в строй 26 модульных и мобильных ФАПов, обновили парк машин Скорой медицинской помощи, запустили услугу медицинского автобуса. Также практически во всех межрайонных медицинских центрах сформированы графики выезда востребованных специалистов на приемы в районные поликлиники.
Коллеги, говоря о здоровье населения, необходимо сказать и о сфере массовой физкультуры и спорта.
В текущем году сдан в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа в Великих Луках. Приобретено и будет установлено искусственное покрытие на стадионе Экспресс.
За счет внебюджетных средств построен спорткомплекс для занятий теннисом в Псковском районе, в Порхове построен первый в районе бассейн.
В декабре ожидаем завершение строительства спорткомплекса в Борисовичах. На реализацию проекта направлено 228 млн рублей федерального бюджета, 15 областных и 92 млн. привлечено из внебюджетных источников.
С открытием данного объекта мы планируем решить еще одну нашу застарелую проблему, которая неоднократно поднималась и в наказах избирателей и вами, депутатами. В новом спорткомплексе в 2016 году начнет функционировать областной физкультурно-спортивный диспансер.
На следующий год нами подана заявка в Министерство спорта на включение в ФАИП строительства Великолукского центра по подготовке велосипедистов. На строительство центра планируется привлечь 100 млн рублей. Также в 2016 году запланированы средства на второй физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в г. Великие Луки, а также на приобретение искусственного футбольного поля для стадиона «Машиностроитель» в Пскове.
Таким образом, мы планируем сохранить традицию ежегодной сдачи новых спортивных объектов на территории области, тем более, что все они, начиная от сельских стадионов заканчивая ледовым дворцом востребованы нашими жителями и функционируют на полную мощность.
Перейдем к сфере образования.
В 2016 году на сферу образования будет направлено 4,63 млрд рублей (в 2015 г. — 4,79 млрд). Уменьшение произойдет за счет завершения федеральной программы по модернизации дошкольного образования.
Очереди в детские сады была одной из острейших социальных проблем в регионе. Ее ликвидация для детей от 3 до 7 лет это наша с вами общая победа. В 2009 году было введено 195 мест, в 2010 — 120, в 2011 уже 410, в 2012 — 680, в 2013 — 1480 и в 2014 — 1290. Наопомню, в текущем году на эти цели было направлено 152 млн рублей. В феврале будет достроен и введен в эксплуатацию очередной детский сад в Новом Изборске, это был также наказ депутатов, на 80 детей с объемом финансирования 50 млн рублей. К 2020 году мы планируем на 100% обеспечить местами детей от 1,5 до 3 лет.
Уважаемые коллеги, как Вы уже знаете, на смену федеральной программе по детским садам пришла программа по школам. Распоряжением Правительства она утверждена на 2016–2025 годы с общим объемом финансирования на 10 лет — 3,2 трлн рублей. Основная задача, ликвидация третьих и вторых смен, а также создание новых, современных условий в школах.
На сегодня мы подготовили проектную документацию и заявки от всех районов Псковской области. В основном они связаны с ремонтом уже существующих зданий, но несколько школ нуждаются в капитальной реконструкции, а в Пскове требуется строительство новой школы.
Министерство образования и науки Российской Федерации приняло нашу заявку. В ведомстве содержатся предложения о капитальном ремонте железнодорожной школы № 50 в Дно, реконструкции основного и строительстве нового корпуса школы № 6 в Великих Луках, строительстве новой школы (на 200 человек) в Линово Пыталовского района и пристройки к базовой школе в Гдове.
Отдельной задачей стоит строительство общеобразовательной школы на 1350 человек, с бассейном и стадионом на Завеличье в Пскове. В 2016 году мы ожидаем, выделения средств именно на этот объект. Ожидаемый объем финансирования, который будет отражен в дополнительных доходах следующего года до 1,5 млрд рублей в 2016 году.
«Дорожная карта» по зарплатам в сфере образования за 9 месяцев 2015 года в целом выполнена: у преподавателей и мастеров профессионального образования процетн выполнения составил 86,4% от средней зарплаты в области (по дорожной карте стоял показатели в 80,12%), у работников дополнительного образования 77,3% при плановом значении 75%, у учителей и воспитателей 95,6% и при планвом показателе 94,7% .
Для себя мы ставим задачу в 2016 сохранить такое соотношение заработной платы на уровне не ниже 2015 года. Приобретение учебников, премиальные выплаты педагогам, вознаграждение за классное руководство, программа по школьному питанию сохранится в 2016 году в полном объеме.
Организация отдыха и оздоровления детей также сохранит параметры 2015 года. В загородных лагерях поправят свое здоровье 31,2 тыс наших детей на сумму 71,3 млн рублей из областного бюджета.
В нашем Центре лечебной педагогики будет создано дошкольное отделения. Новый корпус позволит открыть 3 дошкольные группы и 4 начальных класса для 44 детей. Объем вложений 50,25 млн рублей. Что касается опасений, что филиализация и объединение образовательных учреждений — это первый шаг к сокращению образовательной сети, то чтобы Вы знали, по итогам 2014 года после реорганизации ни одно образовательной учреждение на селе закрыто не было, в полном объеме образовательная сеть будет функционировать и в следующем году.
Далее давайте рассмотрим сферу культуры.
Общий объем финансирования отрасли в 2016 году составит без малого поло милрд рублей. Здесь мы фиксируем уменьшение объемов обусловлено завершением работ по реконструкции набережной Псковы от Троицкого моста до Кузнецкого, включая улицы Милицейскую, Воровского и Карла Маркса.
Также завершается первый этап работ по реконструкции улицы Калинина с примыкающими Детской, Георгиевской и Красных просвещенцев.
Общая стоимость по двум этапам составила 213 млн. рублей.
В 2016 году будет продолжена реконструкция ул. Калинина с примыкающими улицами, с объемом финансирования 54,3 млн рублей. Набережные Пскова, реконструированные парковые зоны, первые в регионе велосипедные дорожки и подсветка, зоны отдыха уже по достоинству оценили псковичи и гости нашего города.
Общественные пространства древнего Пскова становятся визитной карточкой региона в преддверии Ганзейских торжеств. Всего за 5 лет реализации проекта туристско-рекреационного кластера, из федерального бюджета было привлечено 1,2 млрд. рублей, из областного и городского бюджетов 258 млн, частных инвестиций порядка 4 млрд рублей.
Официальная статистика показывает устойчивый рост туристического и экскурсионного потока: 2009 год — 270 тыс. человек, 2010 — 293 тысячи, 2012 — 360 и в 2014 на уровне 500 тысяч туристов.
В ближайшие три года нам предстоит провести большую работу по подготовке к 39-м Ганзейским дням в Пскове. Как вы знаете, на федеральном уровне софрмирован оргкомитет под руководством вице-премьера Ольги Голодец. Хочу также напомнить, что в 2014 году в рамках Народной программы и многочисленных наказов наших сельских жителей мы приняли Программу по ремонту сельских домов культуры.
Всего отремонтировано 28 домов культуры, прежде всего в тех волостях, где ДК являются центром жизни, где есть коллективы народной самодеятельности, и ведется активная деятельность. В следующем году мы продолжим эту работу. На ремонты 42 сельских клубов и на модернизацию Дновского районого дома культура будет направлено 67 млн. рублей.
Кроме того, 43 млн рублей по Программе устойчивого развития сельских территорий будут выделены на строительство долгожданной пристройки к РДК в Бежаницах. Знаковым событием 2016 года станет празднование 850-летия первого упоминания в летописи города Великие Луки. Полным ходом идет подготовка к юбилейным мероприятиям. Вы знаете наш подход, для нас юбилейная дата это повод решить накопившиеся проблемы территории.
Ключевыми объектами станут реконструкция и техническое перевооружение Великолукского драматического театра с общим объемом финансирования более 300 млн рублей и строительство железнодорожного путепровода объемом 1,8 млрд рублей.
Что касается охраны объектов культурного наследия. На 2016 год по ФЦП «Культура России 2012–2018» подготовлены заявки на сумму 292 млн рублей. Будут привлечены внепрограммные средства федерального бюджета на финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия «Дом Печенко», «Солодежня», «Библиотека Каверина».
Уважаемые депутаты, завершая социальный блок, хочу еще раз отметить, что, не смотря на фактическое сокращение общего объема бюджета по эти статьям, мы смогли спланировать и обеспечить финансированием важнейшие направления в социальной сфере.
Перейдем к экономическому разделу послания, рассмотрим приоритетную для нас отрасль сельского хозяйства.
В 2016 году на эту сферу запланировано выделение 507,5 млн. рублей из областного бюджета и более 1,2 млрд. из федерального.
Благодаря поддержке инвесторов, а также ответным экономическим санкциям сектор АПК показывает мощный рост. По итогам 10 месяцев текущего года объем продукции в денежном выражении составил 24 млрд. рублей или 119% к аналогичному периоду прошлого года.
Всего же за период с 2010 по 2015 год объем производства продукции сельского хозяйства в нашей области увеличился в 2,5 раза.
Общий объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2015 года составил 5 млрд рублей. С начала реализации крупных инвестпроектов создано 2500 новых рабочих мест.
В 2016 году новые рабочие места будут создаваться в основном за счет ввода в производство свиноводческих площадок. Так, в Усвятском районе Великолукским свиноводческим комплексом будут введены 6 новых площадок на 480 тыс. голов свиней, что позволит обеспечить работой дополнительно более 1000 человек. Я думаю, что никому в этом зале не нужно объяснять важность создания рабочих мест у нас в районах.
Кроме того, начато строительство 3-й очереди крупнейшего на Северо-западе комбикормового завода. Стоимость этих проектов составляет 10 млрд рублей. На этих площадках уже ведутся строительно-монтажные работы.
Кроме того, в 2016 году будет дан старт новым инвестиционным проектам. Это строительство молочно-товарных ферм на 1800 голов каждая в хозяйствах «Озерное» Бежаницкого, «ПсковАгроИнвест» Псковского и «Красное знамя» Новосокольнического районов. Общий объем инвестиций составит 3,9 млрд рублей.
В текущем году возвращено в оборот 11 тысяч га сельхозугодий. Лидерами стали Пушкиногорский, Пыталовский и Псковский районы.
В 2016 году будет продолжена в полном объеме практика грантовой поддержки крестьянско-фермерских хозяйств. В текущем году 26 хозяйств и семейных ферм получили гранты на общую сумму 48 млн рублей.
Конечно, нельзя сказать, что в нашем сельском хозяйстве все так безоблачно, однако вместе с коллегами мы комплексно разрешаем сложные ситуации, возникающие на наших предприятиях. Так было в свое время с банкротством птицефабрики «Псковская», выпомните эту ситуацию, которая только за текущий год в 7,5 раз нарастила объем выпуска мяса птицы.
Сегодня похожая ситуация сложилась в «Совхозе Шелонском». Кредиторская задолженность составила 227 млн рублей, предприятие, на котором работают более 400 человек, оказалось на грани банкротства. Вместе со Сбербанком и с инвестором в лице ПсковАгроИнвест мы выработали комплекс антикризисных мер и начали работу по модернизации производственных мощностей. Помимо модернизации он предусматривает и возвращение в севооборот сельхозугодий в Порховском районе.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить присутствующего здесь автора антикризисного плана Александра Братчикова, который взял на себя персональную ответственность за возрождение Шелонского.
Коллеги, в ближайшее время мы ожидаем рабочий визит в регион Министра сельского хозяйства Александра Ткачева, о его итогах я проинформирую вас дополнительно.
Теперь остановимся на инвестициях.
Объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2015 года составил 16 млрд рублей, эта цифра на 20% ниже аналогичного периода прошлого года. Спад объема инвестиций связан с общей макроэкономической ситуацией в России. Но в следующем году с запуском Особой экономической зоны и программ импортозамещения мы планируем его нарастить.
Очередной раз, может быть, опережая традиционный вопрос о том, что налоговые льготы для инвесторов лучше направлять на другие нужды, хочу сразу это прокомментировать. С 2009 года налоговые льготы предоставлены на сумму более 1 млрд рублей для 53 организаций. При этом инвестиции в экономику от этих же организаций за этот же период составили более 10 млрд рублей, и было создано почти 2 тыс рабочих мест.
На сегодняшний день осуществляется сопровождение 14 стратегических проектов с общим объемом инвестиций без малого 30 млрд рублей.
Всего по состоянию на сегодняшний день стратегическими признано 40 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 44,5 млрд рублей. Сегодня основная задача в нынешних политических реалиях — сохранить этих инвесторов и реализовать проекты.
Буквально недавно, в ноябре, был запущен уникальный для всего Северо-Запада завод по глубокой переработке древесины в Дедовическом районе. Объем инвестиций составил 2,3 млрд рублей, создано 287 рабочих мест. Ожидаемый объем налоговых поступлений в бюджет области — 91 млн рублей.
Количество предприятий малого и среднего предпринимательства, действующих на 1 января 2015 года составило 8 тыс 400, что на 287 предприятий больше, чем в 2014 году. Хочу напомнить, в малом и среднем бизнесе занято порядка 70 тыс наших жителей.
Для нас крайне важным является сохранить эти показатели. Благодаря гарантиям Фонда гарантий и развития предпринимательства, предприятия малого и среднего бизнеса в 2015 году смогли получить доступ к кредитам и микрозаймам на сумму 155 млн рублей.
На 2016 год планируется полное сохранение объемов поддержки.
В этом году начал реализовываться План содействия импортозамещению в рамках федерального плана. В работу включились «Лесхозмаш», ЗЭТО, Псковгеокабель, Псковэлектросвар, «Автоэлектроарматура», «Великолукский завод щелочных аккумуляторов», «Великолукский опытный машиностроительный завод», «Островский завод электрических машин» и «ГИСприбор-М».
Подключение к Плану позволило предприятиям уже сегодня по крайней мере сохранить объемы производимой продукции и наладить выпуск десятков видов импортозамещаемой продукции. Например, наш завод ЗЭТО из Евросоюза получает заказ на производство элементов оборудования для европейского Большого Андронного Колайдера. Я думаю, что Александр Николаевич Козловский в кулуарах нам потом расскажет, что он поставляет в Евросоюз.
Вообще, сложившийся стереотип о том, что мы ничего не производим, что наш регион вторичный комплектатор в промышленности со слабой производственной базой можно и на таких примерах нужно стереотипы нужно разрушать.
Решить эту задачу поможет создание Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Моглино», которое ведется в полном соответствии с графиком. В настоящее время на площадке завершается монтаж электрической подстанции и очистных сооружений, заканчивается строительство дорожной сети, очистных сооружений, идет монтаж ограждения. При строительстве объектов инфраструктуры используется до 80% отечественных комплектующих, приличная часть оборудования изготовлена в Псковской области.
По состоянию на 1 ноября в Минэке зарегистрировано три резидентами ОЭЗ, еще три в рассмотрении. Первые три резидента особой экономической зоны «Моглино» планируют выйти на площадку уже в апреле 2016 года.
Отдельно остановлюсь на сфере ЖКХ.
В течение последних лет мы активно занимались модернизацией нашего котельного хозяйства. За 5 лет каждая вторая «негазовая» котельная модернизирована или рядом построена новая.
Вот где действительно мы имеем экономию бюджетных средств, которая на первый взгляд незаметна из-за растянутости во времени. Экономия по закупу мазута, если смотреть по за прошлый год и первому периоду 2015 года, составляет по 250 млн рублей ежегодно. Представляете, что было бы с нашим бюджетом, если бы мы не занимались проблемой устаревших аварийных котельных, или сколько аварий в отопительный сезон нам удалось избежать после модернизации.
Благодаря программе по местным видам топлива в регионе заработали два торфобрикетных завода в Середке и в Великих Луках, а наши местные поставщики щепы кратно увеличили объемы поставок. В текущем году выполнены работы по строительству котельных в Вязье Дедовического района, Цевло Бежаницкогого района, запущена новая котельная в Пустошке, завершены капитальные ремонты котельных в Локне, Стругах Красных и Смуравьево. Продолжаются работы по строительству котельной № 11 в Себеже. Мы практически выполнили задачу ухода от мазутно-угольной зависимости, остается по-сути один Пушкиногорский район.
В рамках соглашения с Газпромом ведется реконструкция и модернизация 94 котельных и 234 км сетей. К концу этого года после строительства межпоселкового газопровода и ГРС Пыталово — поселок Белорусский там будет запущена котельная на природном газе, что также позволит Пыталовскому району уйти от мазутной зависимости.
К теме газификации я вернусь чуть позже, скажу несколько слов по расселению ветхого и аварийного жилья. Это приоритетная задача, которую поставил перед нами наш Президент. В 2015 году продолжалась реализация первых трех этапов областной адресной программы переселения. Расселение граждан в рамках мероприятий по первому этапу объемом 370 млн рублей завершено в полном объеме: расселено 60 аварийных многоквартирных домов, приобретено 361 квартира для 825 человек.
Общее финансирование второго этапа составляет 469 млн рублей, по итогам текущего года планируется расселить 420 аварийных жилых помещений или 81 многоквартирный дом, в котором проживают 1045 человек.
Общий объем финансирования по третьему этапу на 2015 — 2016 годы составляет 486,36 млн рублей. В рамках этого этапа будут расселены 77 многоквартирных домов в 11 районах области, в которых в аварийных условиях проживает примерно 1000 человек.
Всего программа позволит улучшить условия проживания 2 799 гражданам.
К сожалению, по самым различным причинам, где-то по вине подрядчиков, где-то из-за слабого контроля со стороны чиновников, а где-то и по причине пассивности самих граждан, иногда возникают неприятные ситуации, когда, пытаясь удержаться в нормативах программы по метражу, переселенцев вселяют в квартиры, с экзотической, если можно так выразиться, планировкой.
Если в многоквартирном доме в Себежском районе подрядчик и планировку, и цвет обоев обсуждал с будущими переселенцами, то в Великих Луках, к сожалению, случился конфликт о которым вы все знаете.
В наших общих интересах, прежде всего в интересах наших граждан, призываю и общественных активистов и переселенцев включать общественный контроль на этапе проектирования и строительства! Предлагаю и депутатам, представляющим конкретные территории держать этот вопрос на своем контроле.
Теперь вернемся к газификации жилого сектора, этот вопрос поднимался практически со всеми фракциями на консультациях по бюджету.
На программу газификации, начиная с 2013 года, направлено 494 млн рублей. Всего за этот период газ пришел в 939 домовладений в Дновском, Локнянском, Новосокольническом, Порховском районах, в Великие Луки и Псков.
В текущем году ведутся работы по газификации многоквартирного дома в Бежаницах и строятся газораспределительные сети в Великолукском районе для газификации 26 домов или 441 квартиры. Завершаются проектные работы для газификации 119 жилых домов в деревнях Ершово и Малая Остенка Псковского района.
В 2016 году будет завершено строительство газопровода высокого давления в Великолукском районе, а также перевод 8 многоквартирных домов (528 квартир) на природный газ в Пыталово. Также планируется завершить газификацию 108 индивидуальных жилых домов в Острове и 17 домовладений в Невеле.
По программе энергосбережения за 2013 — 2014 год в бюджет Псковской области поступили средства в объеме 543 млн рублей.
За этой счет федеральной субсидии закуплено:
— 252 частотных преобразователя для 22 районов нашей области;
— 166 котлов и 3 газовые горелки для модернизации 110 котельных;
— закуплены трубы общей протяженностью почти 35 тыс. м.п. для ремонта теплотрасс в 14 наших районах;
— 7 тысяч энергоэффективных светильников уличного освещения.
На 2016 год мы подготовили заявку в Министерство энергетики на продолжение данной программы. На данный момент заявка находится на рассмотрении. При одобрении нашей заявки в конкурсном отборе мы ожидаем поступление федеральных средств во втором квартале на эти 2016 года.
Теперь перейдем к нашим дорогам.
Объем дорожного фонда на 2016 год ожидается в размере 3 млрд рублей без учета федеральных субсидий на строительство путепровода в Великих Луках и возможное начало строительство 2-го пускового комплекса Северного обхода Пскова.
Расходы на содержание региональных автомобильных дорог в 2016 году составят 1,4 млрд руб.
Расходы на текущий и капитальный ремонты региональных дорог в 2016 году составят 467 млн. рублей, эта цифра значительно меньше, чем в текущем году. Вы знаете с чем это связано, мы фиксируем снижение сборов по акцизам. При этом будут продолжены работы по объектам, начатым в 2015 году, это ремонт дороги Старый Изборск-Палкино-Остров в Печорском районе на сумму 42 млн. рублей и разработка ПСД на ремонт дороги в Невельском районе.
Кроме того, будет осуществлен капремонт трех мостов: двух через реку Шелонь и одного через реку Великая.
Дополнительные федеральные средства, как я уже доложил, планируется направить на финансирование двух особо важных инфраструктурных объекта для нашего региона, это:
— продолжение строительство путепровода в Великих Луках в размере 757 млн рублей (в том числе 672 млн — за счет федерального бюджета, 85 млн рублей — за счет областных);
По проекту строительства 2-го пускового комплекса Северного обхода пока четкого ответа от Минтранса мы не имеем.
Расходы на строительство и реконструкцию «сельских дорог» в 2016 году запланированы в размере 150 млн. рублей за счет федеральных и областных средств без финансового участия муниципалитетов. Сюда входят 8 объектов в Печорском, Опочецком, Новосокольническом, Красногородском и Великолукском районах.
В 2014 и 2015 годах, вы помните, на сельские дороги средства вообще не направлялись, это наш первый шаг с учетом наказов избирателей в Народную программу. Будем работать с Министрами и стараться увеличивать финансирование по этой программе. Первые 125 млн рублей мы уже получим в следующем году.
Предоставление субсидий местным бюджетам на дорожную деятельность запланировано в размере 731 млн рублей:
— Пскову 256 млн рублей, без учета субсидии на реконструкцию улиц туркластера «Псковский».
— Великим Лукам 107 млн рублей, без учета субсидии на реконструкцию улиц, прилегающих к Великолукскому драматическому театру.
— районы области будут профинансированы на 300 млн руб.
Несколько слов по транспортной проблематике.
Автобусная маршрутная сеть области состоит из 466 маршрутов. Из них 80% являются социально-значимыми. 95% таких перевозок осуществляется государственными автотранспортными предприятиями. Объем средств на эти цели на 2016 год запланирован в районе 257 млн рублей.
Хочу отметить, что все действующие льготы на проезд инвалидов, участников войны, ветеранов труда, перевозку обучающихся в сельской местности до школ и обратно будут сохранены.
Также сохранятся и льготы на проезд обучающихся в профессиональных училищах, а также наших студентов железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения.
Коллеги, вы помните, после громких новогодних дискуссий с железнодорожниками в соответствии с заключенными договорами, в текущем году осуществляют движение 15 пар поездов пригородного сообщения. Количество пар на 2016 год по нашим расчетам останется на том же уровне. Новое соглашение мы планируем заключить уже в 1 квартале 2016 года.
На компенсацию убытков пассажирских компаний, связанных с установлением тарифа на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении в бюджете 2016 года, нами запланировано 85 млн рублей.
Хочу отметить, что только наша с Вами общая и довольно жесткая позиция, так называемая борьба со «старым» РЖД позволила существенным образом снизить размер компенсации. Напомню, при неизменном количестве пар, мы начинали с ультиматума в 300, на 2015 год мы договорились на 110, на следующий год - 85 млн. рублей. А в следующем году, если еще покапаемся, можем выйти на 45. 300 и 45 при том же количестве пар. Где вся "моржа"? Я помню, как потели на этой трибуне руководители ОЖД, РЖД... В этом есть безусловная заслуга всего депутатского корпуса, спасибо Вам за понимание и поддержку в непростой январский период.
Друзья! Я постарался донести до вас основные параметры 2016 года.
Еще раз повторюсь, год будет неимоверно сложным, с другой стороны, у нас с вами никогда легких лет и не было. Год будет предвыборным и градус общественно-политического накала в преддверии выборов в Государственную Думу и областное Собрание будет его важным фактором. Но за всеми нашими делами, дискуссиями и спорами есть главное: желание каждого сделать жизнь наших граждан лучше, комфортнее и хотя бы чуть-чуть легче.
Для нынешнего состава Собрания это крайнее рассмотрение бюджета на следующий год до истечения срока ваших полномочий. Еще раз хочу поблагодарить вас за совместную работу, за здравую критику и творческий подход в поиске решения самых сложных проблем и задач.
Как отметил вчера в своем послании Владимир Владимирович Путин: «Да, мы можем спорить о путях решения тех или иных проблем. Но мы должны сохранить нашу сплоченность, помнить, что главное для нас — Россия».
Искренне надеюсь, что большинство из вас достойно пройдет предвыборную кампанию и найдет поддержку своих избирателей.
Благодарю за внимание!
Комментарии