20 мая заместитель губернатора Псковской области Сергей Перников стал гостем прямого эфира радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM). В рамках программы «Дом Советов» ведущие программы - Максим Костиков и Александр Савенко - поговорили с ним о социально-экономическом развитии региона, о преодолении экономического кризиса, инвестиционной политике, о перспективах ОЭЗ «Моглино» и поддержке аграрного сектора.
Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы. Александр Савенко: Добрый день, в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», программа «Дом Советов». Это проект, в рамках которого на наши вопросы, а также на вопросы радиослушателей и читателей интернет-портала «Псковская Лента Новостей», отвечают представители органов государственной власти. В студии сегодня я, Александр Савенко, и мой коллега Максим Костиков. Максим Костиков: Добрый день, и у нас сегодня в гостях человек, очень хорошо известный в узких административных кругах, один из ведущих чиновников и политиков нашего региона. В то же время это человек достаточно не публичный, слабо представленный в региональной прессе, и многие журналисты, я знаю, давно мечтают с ним пообщаться. Александр Савенко: Я уже 6 лет мечтаю. Максим Костиков: И я тоже - многие годы. Последний раз общался еще будучи чиновником. Журналистам это редко удается. А у нас большая удача - к нам пришел заместитель губернатора Псковской области Сергей Перников. Добрый день, Сергей Григорьевич. Сергей Перников: Добрый день, Максим. Добрый день, Александр. Добрый день, уважаемые радиослушатели. Максим Костиков: Сергей Григорьевич отвечает в администрации области за наши доходы, за пополнение регионального бюджета... Александр Савенко: Это сейчас он отвечает за эти вопросы, а еще недавно, в течение большого отрезка времени он был первым заместителем губернатора. Максим Костиков: Да. Так вот, Сергей Григорьевич отвечает за средства, с помощью которых функционирует наше здравоохранение, образование, социальная сфера - то, что сегодня подвергается сокращению и оптимизации. Сегодня мы поговорим о том, как наполняется региональная «кубышка» и почему в период кризиса власти чаще задумываются о том, как бы сэкономить, как бы оптимизировать расходные статьи, а не о том, как они пополняются. По крайне мере, мы слышим об этом значительно меньше. Может быть, работа в этом направлении и ведется, но нам, простым смертным, это стало известно. Давайте, Сергей Григорьевич, начнем с того, почему мы так мало знаем о вашей работе и почему о вас сложилось такое представление, что вы - человек не публичный, закрытый и не любящий прессу и общение с широкой общественностью? Сергей Перников: На самом деле, наверное, доля правды в том, что вы говорите, есть, и, прежде всего, это связано с характером моей деятельности. Достаточно широкий круг вопросов входит в мои обязанности, и это требует значительного времени. В том числе сегодня у меня больше кабинетной работы, работы с бумагами и работы с коллегами по администрации. По этой причине мой характер общения с пространством за пределами администрации несколько ограничен. Тем не менее, я стараюсь максимально активно общаться с людьми, которые, так или иначе, работают в направлениях, которые я курирую - экономика, АПК, природные ресурсы, имущество, и основные участники экономического развития Псковской области, полагаю, меня знают. И от них я ни разу не слышал оценки, что я каким-то образом уклоняюсь от общения. Я открыт для общения и с коллегами, и с населением. За более чем 6 лет работы я совершал много поездок по региону, неоднократно встречался с гражданами. Так что это не до конца объективная оценка. И сегодняшнее мое присутствие здесь, в студии радиостанции, говорит о том, что я не пытаюсь уклониться от общения, в том числе и с журналистским сообществом. Александр Савенко: Кстати, вопрос в продолжение ваших слов об открытости. Не могу не вспомнить февральскую сессию областного Собрания, когда вы выступили перед депутатами и до окончания рассмотрения вопроса покинули зал заседаний, чем вызвали гнев ряда народных избранников. Ряд депутатов оскорбились вашим уходом, посчитали его некорректным и пожаловались Андрею Турчаку, который, в свою очередь, пообещал, что в будущем такое не повторится. Так вот хочу у вас спросить, был ли нагоняй, выволочка? Или как-то забыли об этом моменте? Сергей Перников: Во-первых, хотел бы, пользуясь случаем, если кто-то оскорбился, что я покинул зал заседаний, прокомментировать. Никоим образом мой уход не был связан с неуважением к депутатам. Это было бы верхом некорректности. Безусловно, это не так. По существующему регламенту Заксобрания было время для выступлений и было время для ответов на вопросы. И все это время я присутствовал в зале и на все вопросы ответил. У меня была назначена рабочая встреча, и на тот момент меня уже минут 20 ждали другие люди. Тем не менее, я оставался в зале и отвечал дополнительно на вопросы. Затем я поинтересовался у тех, кто администрировал сессию, могу ли я идти. Мне было сказано, что я могу идти, поскольку, согласно Регламенту, ответил на все вопросы. И только после этого я покинул зал заседаний. Максим Костиков: То есть это недоразумение? Сергей Перников: На сто процентов. Александр Савенко: И дверью не хлопали, как тогда говорили депутаты? Сергей Перников: Если вы были в зале заседаний областного Собрания, то знаете, что там нет доводчика и сквозняк. Она просто даже когда никто не входит и не выходит, хлопает сама по себе. Максим Костиков: Надо управлению финансово-хозяйственной деятельности сделать замечание. Александр Савенко: Еще один момент, связанный с вашим публичным выступлением. Когда вы говорили о мерах, предпринимаемых администрацией области и антикризисным штабом, и о том, как мы выглядим на фоне остальных регионов северо-запада, вы сказали о том, что по ценам на ряд продуктов мы находимся на 4 месте, при этом употребив эпитет «комфортное место». Насколько я знаю, многие обратили на это внимание. Максим Костиков: Это даже стало интернет-мемом на какое-то время. Александр Савенко: Да-да, и многим показалось, что это совершенно неуместная характеристика для четвертого места в условиях, когда цены бешено растут, уровень доходов низкий, и говорить о том, что мы находимся на каком-то «комфортном» месте.... Максим Костиков: Зато людям, которые посещают социальные сети, это очень понравилось. Растащили на цитаты. Александр Савенко: И в СМИ об этом писали. Если вернуться назад, и появилась бы возможность переписать текст этого выступления, стали бы вы такой эпитет употреблять или воспользовались бы другими словами? Сергей Перников: Я на это могу сказать следующее. Дело в том, что оценка роста стоимости продуктовой корзины в России сегодня происходит по 40 наименованиям. И тот эпитет, который я употреблял, касался сравнительной оценки уровня роста цен в Псковской области относительно других регионов СЗФО. Потому что одним из определяющих факторов влияния на цену продуктов питания является местонахождение того или иного субъекта. Думаю, что не надо разъяснять, в связи с чем. К примеру, стоимость определенных продуктов на юге дешевле в силу климатических условий. Безусловно, когда я говорил о стоимости этой корзины, я применил один из способов сравнения относительно других регионов, которые находятся в одной климатической зоне с нами. Это немаловажно в плане стоимости продуктов и логистики. Я сравнивал со сравнимым. А если сравнивать со сравнимым, то среди более 10 регионов СЗФО мы действительно занимали и пока занимаем по стоимости корзины четвертое место. Полагаю, ситуация у нас в регионе не оптимальная, но она все-таки говорит о том, что работа, проводимая администрацией региона, местными сельхозтоваропроизводителями и отчасти торговыми сетями (как федеральными, так и региональными) дает свой результат. И он оценен четвертым местом. В принципе, считаю, это результат неплохой. Александр Савенко: Но не комфортный. Сергей Перников: Я не могу сказать, комфортный или не комфортный. Считаю, он неплохой. Это объективно так. Максим Костиков: Я, например, с вами согласен. Сергей Перников: Хотя, конечно, мы были бы гораздо более удовлетворены своей работой, если бы были ближе к первому месту. Но надо понимать, что мы производим не весь набор продуктов, и тут есть момент логистики, доставки этих продуктов. Есть факторы, на которые мы можем повлиять, а есть те, на которые не можем, но стараемся делать это не в прямую, так косвенно. Мы понимаем, что социальный аспект крайне важен для жителей региона, поэтому этому вопросу уделяли, уделяем и будем уделять большое внимание, прежде всего, непосредственно концентрируя усилия в сфере сельского хозяйства и производства сельхозпродукции. Это очень важно, потому что любые процессы, влияющие на рост цен, независимо от нас развиваются по тем продуктам, которые поставляются в наш регион, а не производятся внутри него. Например, некоторые фрукты, овощи и крупы. Все помнят историю с гречей, которая, к сожалению, не произрастает в нашем регионе, а завозится. Мы знаем, что эта ситуация носила в России спекулятивный характер,и это было зафиксировано ФАС. И псковский регион был, к сожалению, одним из практически всех регионов, которые оказались в такой ситуации. Однако, мне кажется, мы могли с ней справиться. Могу сказать, что по грече в ряде магазинов - и это официальные данные статистики - разница цен на гречу действительно была чуть ли не в два раза. И это был вопрос к торговым сетям. ФАС сделала свои выводы. Могу сказать, что по статистике более 60 нарушений было выявлено в результате работы. Все они были зафиксированы и переданы соответствующим структурам для принятия мер реагирования. А с одной из сетей в Красногородском районе, где было установлено завышение цен, мы вели непосредственный диалог и несколько изменили ситуацию. Максим Костиков: Вы своим подробным ответом предвосхитили мой вопрос о работе комиссии, которую вы возглавляете, и антикризисного штаба под руководством губернатора. Есть ли у региональной власти реальные механизмы борьбы с кризисом? Что это такое - борьба с ветряными мельницами? Некая квази-деятельность, чтобы продемонстрировать, что власть контролирует, держит руку на пульсе? Некое церемониальное действие? Или вы реально можете повлиять на ситуацию? Если можете, надо ли это делать? Целый ряд псковских предпринимателей, в том числе Игорь Савицкий, в этой студии нам говорили: «И хорошо, что власть ничего не может. Только пусти ее немного порегулировать, и все мы пойдем с протянутой рукой». Как бы вы охарактеризовали вашу работу в этом направлении? Сергей Перников: Безусловно, кризисные явления присутствуют в российской экономике, и это связано не только с экономическими факторами, но и отчасти с политическими. Они наложили отпечаток на развитие экономики России, и мы как один из регионов страны тоже подвержены этим явлениям. Тот же рост цен отчасти был связан с временным прекращением поставок продуктов из других стран. Тем не менее, считаю, что в России достаточно быстро были приняты меры, наладив организацию поставок внутри Российской Федерации продовольствия, которое до этого шло на экспорт. Что касается созданных структур, их работа, прежде всего, направлены на координацию усилий не только органов власти, но и представителей общественных организаций и бизнес-сообщества, которые входят в состав этих структур. Мне кажется, подобный формат совместной работы власти и общества является абсолютно правильным, приемлемым, дает возможность органам власти видеть оценку своей работы со стороны... Максим Костиков: Получать обратную связь... Сергей Перников: Совершенно верно: получать обратную связь и, я могу сказать, реальную поддержку в практической работе. Вы же понимаете, что мы не можем видеть всего, тем более когда значительное время проводим в кабинете. Поэтому это крайне важно. В сегодняшних условиях, когда есть ряд факторов, негативно влияющих на экономику, такой формат совместной работы наиболее правильный и оправданный. В рамках этого штаба были созданы рабочие группы, и я возглавляю одну из них, которая занимается доходной частью бюджета и в целом вопросами, связанными с экономикой региона. И на мой взгляд, инструменты, которые у нас есть на уровне региона, дают возможность положительно влиять, а не стопорить работу бизнеса. С 2010 по 2014 годы доля собственных доходов Псковской области выросла более чем на 40 процентов. Это факт, и мы его не можем отрицать. Считаю, это результат серьезной работы и органов власти, и бизнеса. Потому что добиться его за свет одних усилий власти невозможно - необходима тесная совместная работа. И в этой связи я не о соглашусь с коллегой Савицким. Считаю, как раз тут надо работать тесно, вместе и быть постоянно в контакте. Более того, с Игорем Савицким я встречался неоднократно, и эти встречи касались моей работы, его деятельности в регионе. Мне кажется, мы вполне конструктивно обсуждали целый ряд вопросов, касающихся экономики региона. Максим Костиков: То есть, как я понимаю, вы позитивно оцениваете режим коммуникаций между вами, возглавляемым вами блоком и представителями псковской бизнес-элиты. Это выстроено в какую-то систему или имеет характер спорадический? Сергей Перников: Это выстроено в систему. В нее входит не только структура, которую возглавляет губернатор, но и ряд других форматов, которые мы сегодня используем, в том числе экспертная группа по экономике, которая функционирует не первый год. В нее входят представители разных направлений бизнеса - не только крупных, но и мелких и средних предприятий. Я регулярно встречаюсь с представителями разного уровня предпринимательства. Это крайне важно, поскольку доля малого и среднего бизнеса в ВВП региона сегодня доходит до 30 - 40% в зависимости от года. Это очень существенно для региона с точки зрения не только экономического, но и социального развития региона, поскольку предусматривает решение вопроса занятости. Малый и средний бизнес во всем мире является локомотивом, который привносит новые направления в экономику любой страны, любого региона. И мы, понимая это, активно стараемся поддерживать это направление. В нашу систему также входят рабочие группы по вопросам развития сельского хозяйства и рыбоводства, рыбодобычи, экспертный совет с аграрными предприятиями, инвестиционная комиссия, которую я тоже возглавляю, земельная комиссия... На самом деле круг моей работы достаточно широк и требует постоянного участия и контакта с представителями тех структур, которые работают в том или ином направлении. Я себе не представляю, как без обратной связи можно заниматься управлением той или иной деятельности в экономике и жизнедеятельности региона. Александр Савенко: В продолжение разговора о работе антикризисного штаба. Это не единственный ответ власти на кризис. Чуть более полугода назад губернатор объявил об оптимизации бюджетных рсходов. Хотелось бы узнать вашу оценку этого процеса и поинтересоваться, почему так проиходит: когда назревает кризис, власти начинают сокращать, урезать, ужиматься, но при этом не звучат слова «давайте-ка больше зарабатывать» и не находится экстренных способов пополнить «кубышку»? Максим Костиков: При этом, знаете что интересно? С одной стороны все чиновники, включая вашего непосредственного руководителя, любят повторять: «кризис - это время мобилизоваться, найти новые пути, что это не только точка падения, но и старт для нового роста. Мы мобилизуемся, найдем новые направления». Но почему-то ничего про эти направления не слышно. Расскажите, как сегодня пополняется эта «кубышка», наша копилка? Сергей Перников: С одной стороны кризис, который происходит сегодня, - это продолжение мирового кризиса, который начался в 2008 году и пока еще продолжается в экономиках в том числе развитых стран мира. Сегодня в состоянии кризиса находятся многие развитые страны и США. Мы знаем, какие непростые процессы проходят в Европе., связанные со сложным экономическим положение ряда субъектов, например Греции и не только ее. Александр Савенко: Я понял. Вы сейчас будете говорить, что по сравнению с Грецией мы находимся на «комфортном» месте. Сергей Перников: Нет, Александр. Тот процесс, который происходит у нас, так как Россия интегрирована в мировое сообщество, не может нас не коснуться. И мы как участники мирового рынка в полной мере находимся в этом процессе. Почему я привел в пример Европу и США, а также и в азиатской экономике не все в порядке. Дело в том, что не все в порядке в экономике Китая. Это страна с очень быстро растующей экономикой, но испытывающая большие сложности, в том числе социальные, поскольку там огромная доля населения, и вопрос социальной поддержки стоит очень серьезно. И это нормальная реакция любой власти - предпринимать меры по стабилизации ситуации, когда происходят процессы, так или иначе влияющие на социально-экономическую жизнь страны или региона. Считаю, это нормально. Эти меры могут быть связаны с оптимизацией, сокращением расходов. Но я соглашусь с тем, что вопросы сокращения должны коррелироваться с поиском источников доходов, и не соглашусь с тем, что процессы, кот происходят, идут только сейчас. Объективности ради надо сказать, что, когда я курировал другие направления в администрации области, вопросы оптимизации стояли всегда. Например, в 2009 году в Псковской области было 51 государственное предприятие, процентов 70 из них - убыточные. На сегодняшний день госпредприятий осталось 19. Их будет 11 - останутся только те, которые работают практически на самоокупаемости. И этот процесс был начат в 2009 году. Я привел только один маленький пример, учитывая дефицит времени, но можно было бы привести намного больше. Максим Костиков: Давайте об источниках доходов. Сергей Перников: Что касается источников доходной части бюджета, я начал разговор с того, что база собственных доходов за 5 лет выросла на 30 процентов. Это тоже результат работы, начатой тогда, и этот процесс продолжается все время. И, поверьте мне, мы его не останавливаем. Он активно продолжается в сельском хозяйстве - это отрасль, деомонстрирующая положительную динамику на протяжении последних шести лет. Мы находимся на третьем месте среди регионов СЗФО по динамике объемов производимой продукции и качества отдельных направлений. Радиослушатель: Меня зовут Михаил Петров, но больше я известен как «Физрук». Хотел бы спросить у Сергея Перникова. Я-то знаю, что он занимался спортом. Может быть, он расскажет, каким именно спортом и занимается ли он сейчас. Максим Костиков: Вопрос несколько не по теме... Александр Савенко: … Но вполне оправданный, потому что все окружение Андрея Турчака занимается спортом: по утрам ходит в Ледовый дворец играть в хоккей, занимается дзюдо, другими видами единоборств. А про господина Перникова слышно не было. Максим Костиков: Сдается мне, - теннис. Сергей Перников: На самом деле, чтобы как-то развеять миф о закрытости господина Перникова, могу сказать, что да, действительно: губернатор занимался одним видом спорта, Максим Жаворонков и я - другим. В свое время я достаточно профессионально бегал, когда-то даже неплохо выступал на уровне города Ленинграда, был в сборной, участвовал в международных соревнованиях. Поэтому это основной вид спорта, к которому я имею отношение и которым продолжаю заниматься как физкультурой в силу разных обстоятельств, в том числе занятости по работе. Времени для спортивных занятий, к сожалению, остается не очень много. Есть у меня еще одно увлечение, которым хотелось бы заниматься, но пока не очень получается. Это яхтинг. Пытаюсь содействовать энтузиастам нашего региона. Вы знаете, уже было проведено несколько регат, в следующем году будет чемпионат мира по яхтингу в малом классе и хотелось бы, чтобы мы возродили это направление в нашем регионе с учетом количества водоемов, истории и традиции, которая была с точки зрения детского яхт-спорта. Я бы хотел надеяться, что усилия, которые мы прилагаем вместе с Федерацией яхтингового спорта России, увенчаются успехом, и нам удастся сделать что-то полезное. Максим Костиков: Давайте поговорим об инвестиционной политике. Вы очень интересно нам рассказывали, как все развивается в мире, но, как говорят наши друзья-американцы, «не надо рассказывать, какой ты умный - покажи свои деньги». Покажите нам наши деньги. Где они - эти инвестиции? Где крупные инвесторы, которые должны к нам прийти, построить заводы, производства.... Где крупные корпорации? Могу сказать, что действительно есть точки роста - тот же «Идаванг», тот же «Великолукский мясокомбинат», ТАН «Невский»... Сергей Перников: Спасибо за оценку. Максим Костиков: Точечные результаты усилий власти, несомненно, есть. Но хотелось бы услышать о том, когда произойдут серьезные кардинальные перемены, которых мы все как жители области ждем. Сергей Перников: Перемены происходят, и я только что привел показательные примеры по цифрам. Рост собственной доходной базы области значителен, а это возможно только за счет развития бизнеса и роста вложений бизнеса в развитие Псковской области. Два основных налога, которые формирует сегодня бюджет любого региона - налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, которые тоже напрямую зависят от эффективности бизнеса. Соответственно, если такой рост произошел в нашем регионе, значит бизнес все-таки развивается, работает эффективно. Считаю, что на сегодняшний день задача органов власти, прежде всего, заключается в создании благоприятных условий для развития бизнеса. То, о чем говорил господин Савицкий - «не мешайте, а содействуйте». Полагаю, что меры поддержки бизнеса, которые реализуются в регионе сегодня и продекларированы на следующие годы, как раз в полной мере направлены на поддержку и развитие. Радиослушатель: Меня зовут Владимир. Вы занимаете пост заместителя губернатора последние 6 лет. Какие цели вы ставили перед собой 6 лет назад, добились ли вы их и чего достигаете сейчас? 1 марта 2015 года в силу вступил новый земельный закон, по которому полномочия по внесению изменений в разрешенный вид использования земельного участка отданы в администрацию области. До текущего дня никаких действий с участками произвести невозможно, потому что земельный комитет собраться не может. По какой причине и когда, наконец, будут возможности для внесения изменений? И последний вопрос: какую ответственность вы несете за свои действия или бездействие на посту, который занимаете? Сергей Перников: Все мои цели на госслужбе связаны только с полномочиями, которые я выполняю по тем направлениям, которые курирую. Других целей у меня быть не может. И я полагаю, что ряд целей были достигнуты, в том числе в виде результатов в сельском хозяйстве и доходной части бюджета, о которых я говорил. Можно назвать и результаты работы администрации в сфере охраны природных ресурсов. Например, объем поступаемой платы за пользование лесом за 4 года вырос с 60 до 80 млн рублей. Объем освоения природных ресурсов за полтора года вырос с 10 до 30 процентов. Ну и так далее. Таких цифр можно назвать достаточно много и в других сферах. Это факт, который зафиксирован и в статистике, и главное, он напрямую сказывается на доходной части бюджета. Что касается краткосрочных целей, то они тоже связаны с псковским регионом, задачами, которые ставит перед регионом, губернатором и, соответственно, передо мной, государство. Эти цели, направленные на пополнение доходов бюджета, на расширение и улучшение качества производства сельхозпродукции, на развитие лесной отрасли и наиболее эффективное использование природресурсов. Это цели, связанные с эффективным использованием имущества Псковской области, в том числе земельных ресурсов, о которых идет речь. На самом деле этот вопрос важен для нашего региона. В последние годы он стоит особенно остро, поскольку в регионе много неиспользуемой земли. Объем невостребованных паев в регионе сегодня составляет более 300 тыс га. Создана комиссия, которой я занимаюсь. Удалось за последние годы оформить в собственность и муниципалитетов, и региона более 50 тыс. га невостребованных земель, которые мы смогли передать сельхозпроизводителям. И два предприятия - наши, псковские - получили земельные участки по существующей процедуре. Одно предприятие (это одно из молочных хозяйств Псковского района) получило несколько тысяч гектаров земли, которая уже обрабатывается. И это конкретный результат работы. В силу принятого закона по земле действительно дана возможность передачи полномочий на уровень региона, и мы в этом году приняли решение провести эксперимент с двумя муниципальными образованиями - Гдовским и Себежским районами, чтобы отладить предложенную систему. Этот процесс должен идти плавно, он не должен быть резким и разрушать существующую систему работы с землей. Процедура запущена. Основной механизм через который мы будем работать с гражданами, - это многофункциональные центры, которые сегодня есть в каждом муниципальном образовании. Всю работу мы хотим вести по принципу «одного окна», чтобы максимально упростить задачу гражданам и юрлицам, желающим совершать те ил иные операции с землей. И сейчас эту работу мы проводим на уровне двух муниципалитетов. Если эксперимент будет успешен, мы распространим этот опыт на другие муниципальные образования региона. Я привел пример работы с сельхозземлей. К сожалению, в силу объективных и субъективных причин муниципалитеты не вели активно эту работу, и как раз централизация управления, координация этой работы в региональной власти позволила увеличить долю участков, которые удалось оформить и, главное, передать в пользование сельхозпроизводителей. И они уже начали эту землю активно использовать. Ведь у нас за последний год произошел неплохой рост ввода сельхозземель в хозяйственный оборот - у нас сейчас более 40 тысяч гектаров земли, которая пашется, засеивается с неплохим результатом по урожайности зерновых, что является крайне важным для такой отрасли как животноводство. Что касается ответственности. Я несу все виды ответственности, которые сегодня существуют и в административном, и в гражданском, и в правовом смысле перед государством и людьми, для которых мы работаем. Радиослушатель: Анна Владимировна. У меня нет вопросов, потому что я уверена, что на любой вопрос вы найдете восторженный утвердительный ответ. Поэтому просто хочу сказать, что большинство людей теперь уже думает по-другому. Моя молодость прошла в те времена, когда ругали Америку и говорили «а у вас линчуют негров». Теперь мы так не можем сказать. И сейчас вы говорите, что там, на Западе, в Америке, тоже страдает экономика. У меня подруга школьная в Америке живет. Она ни дня не проработала, получает достойную пенсию, медицинское обеспечение. Ведь люди двигаются и знают, как живут на Западе. Ну невозможно так! Вы говорите, что так много работаете на благо Родины, и я вспоминаю Катюшу Маслову: «Я жила только с вами и больше ни с кем». Ну нельзя же так! Говорите правду - кризис! Александр Савенко: У Анны Владимировны не было вопроса, а я все-таки задам в продолжение этой реплики вопрос от читателя ПЛН: «Как выживать с таким уровнем зарплат и такими ценами, которые постоянно растут?». Этот вопрос находит большую поддержку - под ним активно ставят лайки. Сергей Перников: По статистике уровень зарплат в Псковской области растет как у бюджетников, так и у тех, кто работает в бизнесе. И этот факт говорит о том, что проводимая работа имеет результат. Я соглашусь, что уровень роста зарплат не так высок, чтобы удовлетворять тех, кто получает эти зарплаты, в том числе значительную часть населения региона. Но работа, которую мы сегодня проводим, как раз направлена на то, чтобы создавать условия для бизнеса, чтобы число субъектов предпринимательства увеличивалось, чтобы не только создавать условия для работы не только по найму, в бюджетных учреждениях, но и поддерживать тех, кто хочет открыть свой бизнес. У нас на протяжении 6 лет действует программа поддержки малого и среднего бизнеса в разных сферах. Максим Костиков: Она эффективна? Сергей Перников: Она очень эффективна. Я приводил пример, что около 30 процентов ВВП региона производится в малом и среднем бизнесе, а сегодня в регионе таких предприятий и индивидуальных предпринимателей более 8 тысяч. Эта программа направлена на предоставление поручительств, микрозаймов, на помощь в организации ярмарочно-выставочной деятельности и рекламировании продукции, которая производится. Программа направлена на поддержку лизинга, на обучение и на консалтинг. У нас существует 24 центра (почти в каждом муниципалитете) , осуществляющих консультирование малого и среднего бизнеса на предмет работы с банками, разработки бизнес-планов. То есть эта система подтвердила свою эффективность в полной мере, в том числе по росту числа субъектов. Их было около 5 тысяч, а сейчас, как я уже сказал, более 8 тысяч. Число людей, занятых в малом и среднем бизнесе, увеличилось - порядка 70 тыс. жителей области занято в этой сфере. А если учесть, что количество работающего населения у нас около 300 тыс человек, а в реальном секторе работает 214 тысяч, то это значительная доля - практически 40%. И это хорошая возможность для тех, кто хочет получать дополнительные возможности для заработка, - прибегнуть к помощи таких программ по предлагаемым направлениям. Мы понимаем, что малый и средний бизнес охватывает огромную сферу различных направлений экономики, и тут открываются хорошие возможности, в том числе в сельском хозяйстве. Да практически в каждой сфере экономики малый и средний бизнес представлен. Это крайне важно. Радиослушатель: Здравствуйте, господа. Меня Юрий зовут. Я хотел бы задать вопрос по программе оказания помощи начинающим фермерам. Будет ли продолжено ее финансирование в следующем году и в последующие годы вплоть до 2020? Сергей Перников: Могу с полной уверенностью сказать: безусловно, эта программа будет продолжена. Она крайне важна для нашего региона, потому что в силу исторических причин фермерство в Псковской области развивалось всегда и в последнее время, отрадно заметить, развивается еще более активно. У нас на территории региона функционирует более 70 различных крестьянских фермерских хозяйств. Есть среди них более успешные, есть менее успешные. Большинство успешных, так получилось, сосредоточено в Печорском районе, и они даже теперь уже объединяются в кооперативы, чтобы не только повышать производственную эффективность, но и продвигать продукцию за пределами региона. В прошлом году поддержку по программе получили 14 фермерских хозяйств. В этом году надеемся расширить число участников, но мы ограничены возможностями бюджета - и регионального, и федерального. Но полагаем, что число участников программы будет в этом году больше. Направления, по которым фермерство у нас развивается, различны. Это животноводство, растениеводство, фермеры реконструируют здания, закупают технику, обучаются. То есть все возможные направления, которые им требуются, сегодня как раз поддерживаются программой. Я призываю граждан принять активное участие в этих программах. Конечно, конкурс большой. В прошлом году на 14 мест было 70 заявлений. Поэтому мы пытаемся совершенствовать систему предоставления поддержки, чтобы охватить максимальное число эффективных фермеров, способных активно развивать свой бизнес на начальном этапе. Это крайне важно, ведь наша задача - не только дать денег, но и дальше сопровождать этот процесс, поддерживать фермеров по всем другим направлениям поддержки. Фермерство - крайне важно. Александр Савенко: Кстати, к вопросу о поддержке фермерских хозяйств. Присутствуют ли у вас какие-то критерии деления? «Правильные и неправильные»... Максим Костиков: … «Наши» и «не наши». Александр Савенко: Например, Александр Конашенков из Гдовского района, руководитель ассоциации фермеров он как - «наш» или «не наш»? Максим Костиков: Он говорил, что «нет взаимопонимания у нас с властью, нет диалога и вообще на наши сборища даже господин Романов не приходит, не говоря уже о самом Сергее Григорьевиче Перникове». Более того, говорят, что вы пытаетесь создать какое-то параллельное объединение... Александр Савенко: … на которое уж точно будете ходить. Сергей Перников: Могу сказать, что присутствует некое лукавство в том, о чем говорит господин Конашенков. Потому что мы с ним не раз встречались и беседовали на темы сельского хозяйства. Если он меня сейчас слышит, надеюсь, он готов это подтвердить. В том числе мы встречались в администрации области и на совместных заседаниях ассоциации. Просто ранее ее возглавлял другой человек. Но в силу трагических обстоятельств произошла смена. У нас нет деления на «наших» и «не наших». Нет и быть не может. Мы поддерживаем всех фермеров. В том числе среди тех, кто входит в ассоциацию, которую возглавляет господин Конашенков, сто процентов есть те, которые получают поддержку по линии фермерских и личных подсобных хозяйств. Это красноречивее всего говорит о том, что никто никого не делит и не может делить. Александр Савенко: Это только среди фермеров такой подход или он действует и в других сферах? Сергей Перников: Безусловно, те меры поддержки, которые действуют, носят универсальный характер. Они задают только критерии. Это касается молока, племенного скота, социальной сферы, направлений растениеводства, погектарной поддержки. Они универсальны для всех. Максим Костиков: У администрации есть локомотивный проект - это «Великолукский мясной комбинат», можно сказать, любимое детище, которому дается «зеленый свет» и административное сопровождение на каждом этапе. Есть «Идаванг», другие крупные предприятия. А для некоторых - наоборот. В частности, широко обсуждался в свое время проект «Слактис», который реализовывал небезызвестный Дмитрий Матвеев, которому предыдущая администрация области давала такую же «зеленую улицу». Получается, у каждой новой администрации есть какие-то свои фавориты, которым оказываются особое содействие, а другим - нет. Вы согласны с этой точкой зрения? Сергей Перников: Нет, я с ней несогласен. Даже относительно Дмитрия Матвеева (к разговору, что кто-то фаворит, а кто-то нет) могу сказать: с нашей стороны за последние 5 - 6 лет проведена достаточно большая работа, направленная на поддержку его предприятия. Думаю, если Дмитрий меня слышит, не даст соврать. Я, наверное, раз 10 - 15 посещал его предприятие, причем, с различным уровнем специалистов и представителей органов федеральной власти. И последние наши усилия, которые мы прилагали в прошлом году вместе с губернатором, были связаны с организацией помощи в финансировании со стороны Сберегательного банка, который является его давним партнером. Как результат этой работы - предоставленный ему кредит был пролонгирован. Это дало ему возможность совсем недавно запустить линию по производству сыров, которая находится на «Великолукском молочном комбинате», чему я очень рад. И это очень хороший пример эффективной совместной работы. Он создал собственную производственную базу, подготовил ее к переработке, как делается и на Великолукском мясном комбинате, и сейчас запустил эту линию. Как раз наши совместные усилия и помогли ему в этом процессе. Очень надеюсь, что его усилия и дальше будут направлены на развитие переработки и помогут еще больше повысить эффективность производства. Мы его будем всячески поддерживать. И не только его. Это и «Идаванг», и «ПсковАгроИнвест» и масса предприятий, крупных и мелких, которых мы поддерживаем и будем поддерживать. Максим Костиков: То есть любимчиков у вас нет? Сергей Перников: И не может быть. Предприятий огромное количество - и в молоке, и в мясе, и в рыбе, и в растениеводстве. Вы знаете, что в прошлом году наш регион был отмечен как один из лучших по урожайности зерна. Урожайность у нас сегодня более 30 центнеров с гектара, и это нашей климатической зоне! Максим Костиков: И все-таки вернемся к крупным инвестиционным проектам. Особая экономическая зона «Моглино» - миф - или реальность? 4 млрд вложений из федерального и регионального бюджетов туда в той или иной степени уже инвестировали. Когда же там все, так сказать, заколосится? Когда будет этот рай на земле? Окупится ли этот проект? Сколько рабочих мест там появится? Через сколько лет мы начнем пожинать результаты этого успеха? Сколько губернаторов должно смениться до этого времени? Ну и вообще, когда же будет свет в конце тоннеля? Сергей Перников: Для меня и администрации, безусловно, это один из приоритетных проектов. Мы полагаем, что это хорошая дополнительная точка роста для экономики нашего региона. Этот проект, на самом деле, находится только в начале пути - надо сказать объективно. К сожалению, средств в инфраструктуру пока не вложено, мы как раз находимся в стадии вложения. В этом году мы только вышли на земельный участок. Это было связано с субъективными и объективными причинами, поскольку финансирование нам открыли не так давно, но помимо этого еще требовались и согласования. Проект федеральный, поэтому любой шаг, любое действие согласовывается с федеральной властью. Возможности появились у нас только в этом году, и мы их начали реализовывать. Вы можете видеть, что на площадке ведутся работы. Мы рассчитываем, что около 70 процентов инфраструктуры будут созданы в этом году. Остальная - в следующем. Максим Костиков: А то, что касается бизнеса? Сергей Перников: За это время мы проводили переговоры с рядом компаний. Об этом писали СМИ. По ряду из компаний, в том числе европейских и азиатских, мы не были готовы предоставить в том году подготовленные участки или готовые здания и сооружения. Сегодня у нас есть два резидента - немецкая и датская компании. До конца мая мы планируем провести еще один экспертный совет. Еще три компании планируют в нем участвовать, заявиться, чтобы начать готовить бизнес-планы для подачи документов уже в Экспертный совет при Правительстве. Максим Костиков: Допустим, через пару лет резидентов будет 5. Сколько они обеспечат рабочих мест и каковы будут поступления в региональный бюджет от всего этого дела? Сергей Перников: Когда проект начинался и получал одобрение на уровне федерации, были зафиксированы основные цифры. Единственно, горизонт планирования достаточно высокий. Просто приведу один пример. Сегодня в России существует 6 подобных промзон. Мы - единственные на северо-западе. Одна из успешных зон - в Липецкой области. Или взять ту же Калугу. Там горизонт развития - более 10 лет. И они своих 20 - 25 резидентов набирали в течение 10 лет. Соответственно, горизонт, который задан нам, тоже составляет от 10 до 15 лет. Количество резидентов, которое мы планируем привлечь по тем или иным направлениям, - порядка 27. Число рабочих мест за этот промежуток времени заявлен 4,5 тысяч. Общий объем инвестиций - 40 млрд рублей. Что касается бюджетной эффективности, то основной налог, на который мы ориентируемся для бюджета, это НДФЛ и сопряженные эффекты. Объясню почему. Потому что мы планируем привлекать резидентов в те направления, которые традиционно развиваются в наше регионе, чтобы тот бизнес, который уже существует, интегрировался вместе с резидентами и работал на производство продукции, которую планируют производить резиденты. И резиденты, с которыми мы ведем переговоры, как раз заинтересованы в том, чтобы здесь был бизнес по схожему направлению, который мог бы производить комплектующие, необходимые для производства конечной продукции. Если говорить о бюджетной эффективности, мы должны по всем видам налогов, поступающих в бюджет, выйти на цифру 2 млрд рублей. Эта цифра официально защищена в Минфине. Надеемся, что на горизонте 10 - 15 лет мы сможем выйти на эти показатели. Поверьте мне, этот процесс требует значительных усилий и значительного времени - не только для нас. Мы не уникальны. Я привел пример других особых экономических зон. Максим Костиков: Спасибо за исчерпывающий ответ. А как в целом развиваются те шесть зон, которые есть в России? Там у всех есть перспективы или некоторые признаны неэффективными? Просто некоторые ваши оппоненты считают, что это мертворожденная тема. Сергей Перников: Есть большое заблуждение. Всего особых экономических зон существует порядка 28 - 30 (могу ошибиться на одну - две зоны). Но промышленно-производственных зон только шесть. Остальные - технико-внедренческие, портовые или туристско-рекреационные. Львиная доля - туристско-рекреационных зон. Они действительно признаны не очень эффективными на сегодняшний день. А самыми эффективными признаны как раз промышленно-производственные зоны и частично научно-внедренческие. И это направление продолжает государственно поддерживаться и развиваться. И одна из таких зон, единственная на северо-западе, находится у нас. Поэтому все промышленно-производственные зоны сегодня показали во всех регионах свою эффективность. Мы очень надеемся, что сможем добиться такого же результата. Поверьте, единственным сдерживающим фактором развития проекта было отсутствие инфраструктуры. Согласитесь, сложно объяснить резиденту, показывая чистое поле, что ему надо приходить туда и завтра там будет газ, электричество и так далее. Максим Костиков: Упомянутый мною господин Савицкий предлагал вам реализовывать этот проект на Запсковье - там, где был старый советский промышленный узел. Там есть коммуникации, инфраструктура, железнодорожная колея. Почему все-таки в поле? Сергей Перников: На самом деле 116-й закон, который регулирует вопросы создания особых экономических зон и задает критерии, выдвигает определенные требования. В соответствии с ними мы и выбирали земельный участок для ОЭЗ «Моглино». Работа по выбору участка была начата несколько раньше, и мы ее потом подхватили и развернули в сторону особой экономической зоны. Первоначально этот участок планировался под технопарк. Второй фактор - фактор времени. Нам удалось быстро оформить участок в региональную собственность, что немаловажно. Без этого мы не могли двигаться дальше. Естественно, участок должен был быть без построек, насаждений и других элементов, которые влияли бы на этот процесс. Каждый шаг,каждое наше действие так или иначе связано с регламентом. Александр Савенко: Это чудо-«Моглино» вам помогают создавать сингапурские партнеры. Скажите, пожалуйста, за последние годы вы сколько раз лично побывали в Сингапуре? Сергей Перников: Вы имеете в виду год, два или три? Александр Савенко: За шесть лет. Сергей Перников: Думаю, что... Александр Савенко: Сбились со счета? Сергей Перников: Нет. Раз 12 я, наверное, там был. Максим Костиков: А вы знаете, что это вызывает изжогу у представителей оппозиции? Они говорят, почему сингапурцы, а не белоруссы.... Сергей Перников: Во-первых, сегодня Сингапур - государство, которое показало самую лучшую динамику в экономике за последние 40 лет в мире. Не Соединенные Штаты, не Европа, не Япония, а именно Сингапур. Это признано мировым сообществом. Эта страна по уровню образования тоже находится на первом месте в мире. В этой стране находится 42 действующих парка. 42 парка на небольшом клочке земли! И все успешно функционирующие. Те компании, которые управляют этими парками, нами были выбраны по совету министерства экономического развития РФ, потому что подобный проект мы самостоятельно в федеральной зоне реализовать не смогли бы. И мы благодарны и рады, что так сложились обстоятельства, потому что мы работаем с лучшими из лучших. Это во многом помогло нам достаточно быстро пройти процесс от момента заявки до момента получения статуса резидента - фактически за полтора года. По опыту других особых экономических зон это очень неплохой результат, потому что там на это требовалось намного больше времени. А нам как раз помогли сингапурцы, которые имеют большой опыт. У них за плечами более 1700 положительно реализованных проектов. Это, наверное, о чем-то говорит. Александр Савенко: Помимо этих 12, как выяснилось, поездок в Сингапур, думаю, были и другие многочисленные поездки за границу. Одна из последних - в Южную Корею. И все эти поездки, как Макси уже сказал, вызывают у оппозиции и обывателей понятно какие чувства. Сергей Перников: Непонятно. Скажите, какие. Макисм Костиков: Чувство раздражения, изжоги, непонимания. Сергей Перников: Чем, скажите? Максим Костиков: Существует такое понятие как чиновничий туризм, и люди не могут понять степень его эффективности. Им никто не объясняет. Сергей Перников: Понятно. Могу сказать одно: в сферу моих обязанностей входит ведение внешнеэкономической деятельности в регионе, и не должно людей удивлять, что я осуществляю какие-то поездки, поскольку это моя прямая обязанность - контактировать с теми, кто за пределами нашего региона и страны. Мы - приграничный регион. Максим Костиков: Кстати, большинство поездок почему-тов юго-восточную Азию, а не в Западную Европу. Сергей Перников: На самом деле значительное количество поездок было и в Европу. Это была Германия, Италия, Голландия... Эти поездки имеют достаточно широкую географию. Да, сегодня акцент мы действительно сделали на юго-восточную Азию. Это связано с объективным трендом экономическим... Максим Костиков: И политическим. Сергей Перников: В данном случае я все-таки ориентируюсь на экономический тренд как человек, отвечающий за экономику, и действую в рамках своих обязанностей и полномочий. Последняя поездка в Корею, считаю, была крайне успешной. Могу привести такой факт: в одной из корейских компаний, в которых мы были, нам откровенно сказали: «А где вы были раньше? Мы уже разместили бизнес в России. Мы, конечно, будем вас иметь в виду, но где вы были раньше?». Еще один красноречивый пример: все российские регионы (их более 80) осуществляют поездки за пределы России и привлекают к себе бизнес. На самом деле мы эту работу вели и раньше, и те предприятия которые сегодня работают в нашем регионе, в том числе иностранные, - это плод нашей работы. Тот же «Идаванг», тот же ТАНН «Невский», та же «Дула.ру», те же прибалтийские предприятия. У нас сегодня более 200 предприятий с участием иностранного капитала работает в регионе. Это факт, говорящий о том, что такая деятельность нами сегодня ведется весьма неплохо. Александр Савенко: Да вы молодцы. Сергей Перников: Другое дело, что хотелось бы, чтобы эта работа велась гораздо более эффективно. Поэтому поездки, которые осуществляются, поверьте мне, необходимы,чтобы мы могли рассказывать о нашем регионе и его возможностях. Потому что если этого не делать... Максим Костиков: … никто про нас не узнает. Сергей Перников: И потом, сами к нам они, естественно, не приедут. После эфира я встречаюсь с руководителем корейской компании, с которым мы встречались в Корее. И мы как раз будем обсуждать итоги нашей встречи там. Могу сказать, эта компания - поставщик автозапчастей корейских предприятий - сегодня уже работает на территории Псковской области. Александр Савенко: Видите - надо чаще встречаться с партнерами и с журналистами, чтобы через них просвещать население. Максим Костиков: Сергей Григорьевич, мы исчерпали время эфира. В заключение два коротких вопроса. Вы в последнее время стали героем обращений оппозиции. Первый вопрос связан с ГППО «Фармация», его приватизацией. Господин Шлосберг, который поднимал эту тему, говорил, что предприятие пытаются продать и загубить, оно выполняет ряд функций, которые не могут в дальнейшем исполнять негосударственные структуры, поэтому надо будет создавать новое предприятие для выполнения этих функций, что принесет дополнительные расходы их областного бюджета. Согласны ли вы с этим утверждением и в чем, собственно, смысл продажи? Сергей Перников: Прежде чем принимать решение о приватизации этого предприятия, этот вопрос анализировался в администрации, разными комитетами и коллегиально, со всех сторон. У «Фармации» есть две функции, которые должны быть переданы другому госоргану - это наркотические средства и вакцины. В нашем здравоохранении есть много учреждений, которые могут эти функции выполнять, например, Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств. За продажу предприятия мы сможем выручить около 100 млн рублей, и, если это получится, от этого будет больше пользы, чем от работы предприятия как государственного. Эти средства мы направим на нужды здравоохранения - на лекарственное обеспечение, реконструкцию и ремонт объектов. Если функционал можно так оптимизировать, перераспределить, это только благо. Максим Костиков: Второй вопрос - по ыделению земли Себежского национального парка под жилищную застройку для многодетных семей. Я не прошу вас пересказывать все нюансы - те, кто интересуется, знают. Возникает только один вопрос как у обывателя. Неужели в самом Себежском районе существуют эти 200 многодетных семей? Откуда их так много взялось? Сергей Перников: Во-первых, у нас действительно есть необходимость предоставления земель многодетным. Это наша обязанность. Во-вторых, в районе действительно имеется около 200 заявлений от многодетных. На очереди стоит 109. Из них предоставлено 42 участка. Они все даны гражданам России, многодетным. Ответственно заявляю и готов предоставить список - я его уже предоставил тем, кто хотел получить ответ. Решение принималось по решению властей Себежского района и руководства Себежского нацпарка в 2009 году. Подпись стоит под бывшим руководителем парка. Это все оказано и предъявлено в том числе Общественной палате, где я объяснял ситуацию. Поэтому сегодня мы просто приводим в порядок процесс, запущенный в 2009 году и направленный на обеспечение многодетных земельными участками, чтобы они имели возможность строиться, а не заниматься выслушиванием позиций тех или иных сторон во властных структурах. Права собственности зафиксированы, Минприроды выдал три разрешения на строительство. Это проверено прокуратурой, природодоохранной прокуратурой. Конечно, мы можем еще бесконечно упражняться, но тогда возникнет вопрос создания дополнительных административных барьеров для многодетных. Так что мы в данном случае действуем абсолютно правильно и наоборот создаем благоприятные условия для многодетных - для тех, кто в этом нуждается. Слава богу, они есть. Александр Савенко: На сайт ПЛН поступило для вас более 20 вопросов. Учитывая дефицит времени, надеюсь, вы потом найдете возможность посмотреть их, и на те, где есть конкретика, ответить. Напоследок еще один короткий вопрос от читателя ПЛН: «Видите ли вы себя преемником Андрея Турчака на посту губернатора? Кто соперник - Жаворонков, Котов, Борисов или Емельянова?» Максим Костиков: Это чтобы на более веселой ноте завершить нашу беседу. Сергей Перников: Я являюсь членом команды, которая сегодня работает, и важны те командные усилия, которые мы прикладываем для результата. В регионе есть губернатор, с большим уважением отношусь к нему, к его работе и работе, которой мы занимаемся вместе. Надеюсь, будем и дальше эту работу осуществлять под его руководством. Поэтому свою задачу вижу только в этом. Максим Костиков: А вы знаете, что есть такой миф, представление о том, что в этом триумвирате Андрей Турчак - президент, вы - премьер-министр, а господин Жаворонков - руководитель администрации президента? Согласны вы с таким определением? Сергей Перников: Я об этом не задумывался, потому что сосредоточен на реализации задач, которые передо мной стоят. А это уже вопрос, находящийся за пределами строго административной работы. Он больше на уровне рассуждений и слухов. Меня это меньше всего интересует. Я больше сосредоточен на целях и задачах, которые передо мной ставит администрация. Максим Костиков: Мы очень надеемся, что ваши цели и задачи будут реализованы. Сергей Перников: Они полностью совпадают с теми задачами, которые есть сегодня в Псковской области. Других быть не может. Максим Костиков: Ждем роста инвестиций, реализации проектов, новых предприятий и вас в нашей студии. Сергей Перников: Готов с вами обсудить это в рабочем порядке. Обещаю, что уклоняться от встречи я не буду. Я готов к диалогу и считаю это правильным, поскольку это хорошая возможность услышать обратную связь, пообщаться с радиослушателям, которым важно достучаться до власти. Для меня это крайне важно. Поэтому с удовольствием использую ваш ресурс в своей работе. Максим Костиков: Спасибо. Это была программа «Дом Советов». Слушайте нас на радио «Эхо Москвы в Пскове».
Комментарии