«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) продолжает цикл передач «Разговор с деканом», посвященный жизни Псковского государственного университета. В студии радиостанции побывали декан электромеханического факультета Александр Какурин и декан механико-машиностроительного факультета Наталья Кужанова.
Предлагаем вашему вниманию стенограмму эфира. Наталья Меланьина: Добрый день, в студии Наталья Меланьина, и мы продолжаем цикл программ «Разговор с деканом». А в гостях у нас сегодня декан электромеханического факультета ПсковГУ Александр Какурин и декан механико-машиностроительного факультета Наталья Кужанова. Приближается тот день, когда приемная комиссия начнет свою работу, абитуриенты понесут к вам свои документы. Что сегодня ребятам предлагают ваши факультеты? Александр Какурин Александр Какурин: Сегодня на электромеханическом факультете подготовка идет по двухуровневой системе - бакалавриат и магистратура. На факультете ведется подготовка по направлениям «Электроэнергетика» и «Электротехника», которые признаны нашим правительством приоритетными в технологическом развитии и модернизации российской экономики. По программе бакалавриата реализуются следующие профили: электроснабжение, электроприводы и автоматика, электрооборудование и электрохозяйство предприятия, организации, учреждения. На факультете есть и магистратура с тремя соответствующими профилями, в которых особое внимание уделяется актуальным вопросам электросбережения а автономной энергетике. Для молодых людей, готовых посвятить себя науке, имеется аспирантура по специальности «Электромеханика и электрические аппараты». Для инженерно-технических работников разработан программа дополнительного образования «Современные системы электроснабжения». Наталья Кужанова: Несмотря на такое название - «Механико-машиностроительный факультет», мы реализуем не только направление подготовки, связанное с подготовкой специалистов для машиностроения. У нас сейчас есть четыре направления. Первое - «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» - готовит работников реального сектора экономики, которые занимаются проектированием и изготовлением изделий и оборудования для них, работают с числовым программным управлением. Второе направление - «Эксплуатация транспортных технологических машин и комплексов», а профиль называется «Автомобили и автомобильное хозяйство». Выпускники этого направления работают на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили. Есть еще одно близкое направление, которое называется «Сервис транспортных средств». Такие выпускники работают в дилерских сетях в области продажи автомобилей, их тюнинга. Есть еще направление, которое называется «Техносферная безопасность». Это направление связано с инженерной защитой окружающей среды. Вот такие разнопрофильные у нас направления. Наталья Меланьина: Если с профессиями на механико-машиностроительном факультете мы уже разобрались, то теперь давайте узнаем, кем могут работать ребята по окончании электромеханического факультета. Александр Какурин: Наши выпускники станут специалистами в области электроэнерегетики и электромеханики. А электрическая энергия по праву считается основой современной цивилизации. Вот мы с вами сейчас сидим в таких комфортных условиях только благодаря электрической энергии. Поэтому выпускники нашего факультета работают во всех сферах человеческой жизнедеятельности. За нашими выпускниками «охотятся» не только в нашем регионе, но ими заинтересованы и предприятия в Новгороде, Ленинградской, Мурманской областях. В этом году мы должны принять 62 студентов на бакалавриат и 25 магистрантов на бюджет. Направление, как я уже и говорил, приоритетное, государство выделяет большие деньги, и по нему есть и президентские стипендии, и стипендия правительства. Наталья Меланьина: Ваши факультеты можно назвать прикладными, то есть ребята будут учиться делать конкретные вещи своими руками и понятно, что для этого нужна практика. Где ваши студенты проходят производственную практику? Наталья Кужанова Наталья Кужанова: Студенты механико-машиностроительного факультета проходят практику на тех предприятиях нашей области, которые реально функционируют и реально производят различную продукцию. И, как уже было выше сказано, наших студентов охотно принимают на практику и в другие регионы страны. Но мы, конечно, в первую очередь ориентируемся на экономику региона. Это города - Великие Луки (один из наиболее развитых городов Псковской области в промышленном отношении), Дно, и, конечно, Псков. Студентам на практике предоставляют все необходимые условия для приобретения практического навыка, так необходимого для дальнейшей работы. Александр Какурин: А я вот что хочу добавить - 23 марта этого года нам пришло письмо из министерства образования «О производственной практике». В нем говорилось , что поддержка студенческих отрядов является одним из приоритетных направлений по реализации государством молодежной политики в России. И эта работа в студенческих отрядах засчитывается как производственная практика. Люди старшего поколения помнят о студенческих строительных отрядах - это и напряженный труд, и романтика. На электромеханическом факультете в 2013 году был организован студенческий отряд, который работал на электроэнергетических объектах Ленинградской области. Там студенты получили и премии, и грамоты почетные этой компании, и поездкой их наградили на Черное море. В этом году у нас есть план создать студенческий отряд на базе «Псковэнерго». Мы предлагаем студентам электромеханического факультета сохранять и приумножать мощь и силу нашего факультета, университета и Псковского региона в техническом, научном, творческом и интеллектуальном плане. Наталья Меланьина: Есть ли у студентов возможность уже во время учебы определиться с местом своей будущей работы? Может ли студент получить возможность, например, вернуться на то предприятие, на котором он проходил практику? Наталья Кужанова: Обычно так и происходит. Руководители и специалисты на предприятиях присматриваются к нашим студентам, когда у них начинаются технологические практики на третьем курсе. Работодатели много времени уделяют тому, чтобы оценить наших студентов в работе, а потом конкретно уже говорят, что хотели бы вот этих и этих ребят к себе на работу. Тут нужно дать понять студентам, что четыре года обучения - это реальная возможность приобрести и профессию, и работу. Просто нужно поставить цель. И уже после второго курса развивать свои специальные навыки. Александр Какурин: Нужно сказать, что у нас сейчас есть как академический бакалавриат, так и прикладной. Так вот, по стандартам прикладного бакалавриата студенты могут получить рабочую профессию с удостоверением, например, сварщика. Наталья Меланьина: Как в последние годы изменились приоритеты у ребят? Студенты хотят закончить только бакалавриат и считают, что этого достаточно? Или в магистратуру хотят попасть все? Александр Какурин: Существует вот такой парадокс - раньше мы учили пять лет и выпускали специалистов, сейчас выпускаем бакалавров через четыре года, но зарубежные фирмы, например, не принимают специалистов, хотя уровень у них выше, они признают лишь бакалавров. И к нам обращались выпускники специалитета, которые просили открыть магистратуру, чтобы попасть на работу в западные организации не только за рубежом, но и, например, в Санкт-Петербурге. Наталья Меланьина: Много ли в этом году будет на ваших факультетах бюджетных мест? Наталья Кужанова: На механико-машиностроительном факультете на всех трех направлениях будут бюджетные места. На «Технологии и машиностроении» - 15 мест, на «Техносферной безопасности» - 10 мест, и 20 бюджетных мест на «Эксплуатации транспортно- технологических машин и комплексов». Принять еще столько же студентов на платной основе мы вполне можем. На «Сервисе транспортных средств» бюджетных мест не будет, потому что мы только начали работать, получили только лицензию, аккредитации пока нет, а, следовательно, и нет пока бюджетных мест. Александр Какурин: На электромеханическом факультете 62 бюджетных места на бакалавриате, что является самым большим количеством бюджетных мест в университете. 25 бюджетных места на магистратуре.
Комментарии