Аркадий Мурылев: Задача ставится решать проблемы, не вынося сор из избы
0«Я никогда не стремился к большой известности»
- Как губернатор обосновал в разговоре с вами свое предложение занять пост бизнес-омбудсмена?
- Губернатор основной акцент сделал на то, что я являюсь депутатом и имею опыт законодательной работы, а также являюсь предпринимателем и знаю проблемы бизнеса изнутри. Ну и учитывалось то, что молодой еще, есть перспектива на развитие.
- Представители региональных объединений предпринимателей – «Деловой России», Торгово-промышленной палаты, Российского Союза промышленников и предпринимателей – первоначально высказывали скепсис относительно вашей кандидатуры. Они ссылались на то, что у вас был небольшой бизнес, вы малоизвестны среди предпринимателей. Как вы это парируете?
- Мне это понятно. Они представляют крупный бизнес, у них определенный круг общения… Но то, что у меня нет опыта работы в крупном бизнесе и нет знакомств в этих кругах – это не самое важное в моей новой работе. Вникнуть можно в любую проблему.
Я никогда не стремился к большой известности. Я жил в Великих Луках, у меня свой мелкий бизнес. И его проблемы я решал сам, не обращаясь никуда – ни в Торгово-промышленную палату, ни в «Деловую Россию». Я считал, что это не то, что мне надо.
- Вы уже общались с представителями этих организаций?
- Пока нет. Но, конечно, у меня в ближайших планах личная встреча с каждым руководителем каждой из них. Виктора Почернина и Сергея Сергиенкова я знаю. С Владимиром Зубовым не знаком лично, но думаю, что найдём общий язык.
«Я отдавал партии столько, сколько мог»
- Членство в компартии вы будете приостанавливать?
- Пока не планировал. Законом это не запрещено, как известно.
- А вам это не будет мешать?
- Я для себя решил, что если будет мешать, то буду общаться и разговаривать, и пытаться решить вопрос так, чтобы это не мешало. Но мое мнение – что членство в партии никак мне не будет мешать. Раз это дело доверил мне губернатор, и он не ставил мне в укор мою партийность, то я не вижу проблем в том, чтобы работать омбудсменом и оставаться членом партии.
- Высказывалась версия, что вас этим назначением выдергивают из активной политической жизни, чтобы ослабить КПРФ…
- Все можно говорить… Я считаю, что надо к чему-то идти: не работать только в партии... Я думаю, ущерба партии это назначение не нанесет…
- Но что для вас интереснее и важнее: сделать карьеру по партийной линии, стать первым секретарем обкома, войти в ЦК КПРФ, или же работать на поприще бизнес-уполномоченного?
- Я вообще никогда не строил карьеру. Не было задачи построить карьеру на политике. Всё у меня получалось как-то спонтанно. Я не карьерист и секретарём обкома не планировал стать. Я даже в Великих Луках не был первым секретарем и не хотел быть – был вторым. Потому что я понимал: чтобы работать в партии в полной мере надо заниматься только партией. А мне все-таки надо было как-то выживать, зарабатывать деньги и обеспечивать семью. И семью я ставил во главу угла. Я отдавал партии столько, сколько мог. И товарищи видели, что я работаю, и назначали меня на высокие посты.
- Что будете делать с бизнесом?
- Я же работал с партнерами, так что все переводится на партнеров.
- Но вы продолжите получать прибыль?
- Что значит «получать прибыль»? Прибыль будут получать организации.
- То есть вы все раздаете?
- Один бизнес супруге отдаю, другой – партнерам. Он в принципе был не сильно прибыльный, поэтому не жалко расставаться. Планирую заниматься только той работой, на которую меня избрали.
- А с чем расстаетесь?
- По ИП у меня была работа с арендой недвижимости. По другой фирме – рекламное агентство. И был еще бизнес, связанный с медицинскими услугами.
«Некорректно сравнивать меня со Слепченко»
- С Борисом Титовым [уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ] вы уже общались?
- Да, конечно. Накануне сессии была встреча. Без этой встречи не было бы и утверждения. Потому что одно из важных условий – это согласование кандидатуры регионального бизнес-омбудсмена с уполномоченным по правам предпринимателей при президенте Российской Федерации.
Встреча длилась 15-20 минут. Были вопросы по биографии, конструктивный такой разговор. И мы поняли, что я могу справиться с этой работой, и он согласовал мое назначение.
- Ваш предшественник, Петр Слепченко, хорошо зарекомендовал себя в глазах уполномоченного и ушел работать в личный бизнес г-на Титова. Вам интересно было бы сделать такую карьеру? Из правозащитника стать топ-менеджером?
- Я еще раз говорю: я никогда не думаю наперед. Не строю карьеру: из солдата там стать генералом…
- Тем не менее: вам интересно было бы вернуться в бизнес, но уже на другом уровне?
- Пока не думал об этом. Тем более некорректно сравнивать меня со Слепченко. У него немного другой опыт работы: исполнительная власть, крупные коллективы, управление городом. Все-таки не просто так Титов предложил ему перейти на эту работу.
- У Слепченко был опыт работы, прямой выход на губернатора. А у вас какие есть рычаги для того, чтобы помочь предпринимателям?
- Я не думаю, что во главу угла надо ставить прямой контакт с губернатором. Тем более, что у нас по закону у уполномоченного он есть. И никто не говорит, что я не смогу позвонить и попросить решить какой-то вопрос. Но дело уполномоченного – искать решение проблем. И не всегда в этом ключевую роль играет губернатор.
- Петр Слепченко успел создать в регионе сеть помощников уполномоченного по правам предпринимателей. Вы воспользуетесь структурой, которую он выстроил, или будете искать людей под себя?
- Конечно, я с некоторыми из них знаком. Буду стараться сначала опираться на эту сеть, на фундамент, который заложил мой предшественник. Хотя конечно среди них могут быть личности, которые меня не устроят в этой работе.
- Псковская область стабильно занимала первые места в рейтингах регионов по работе института уполномоченного по правам предпринимателей. Адекватно оценивая свои возможности и то наследство, которое вам досталось, вы рассчитываете удержаться на этих позициях?
- Во-первых, и по этому поводу я разговаривал в аппарате Титова, сейчас меняются критерии оценки работы уполномоченных. Потому что первые два года ставились задачи раскрутиться, повысить узнаваемость, публичность уполномоченного. И это ставилось во главу угла. Сейчас критерии меняются, и рейтинг будет по другим параметрам. Конечно, может сразу не удастся остаться в топе, но будем стараться остаться на том же уровне.
«Всё будем решать по мере поступления вопросов»
- Плюсом Слепченко было то, что он в Псковской области был человек не местный, без особых интересов, не обросший связями. Вы все-таки тут занимались бизнесом, у вас друзья, одноклассники-однокурсники. Нет угрозы конфликта интересов? Не начали обращаться еще за помощью?
- Конечно, при встрече говорят: «О! Ты теперь бизнес-омбудсмен! Я к тебе приду!» Но все будет в рамках закона. Согласно нашим внутренним инструкциям, если я вижу угрозу конфликта интересов, то должен передать дело на уровень уполномоченного по правам предпринимателей при президенте, а он уже будет решать: передавать вопрос другим бизнес-омбудсменам, общественным помощникам. Всё будем решать по мере поступления вопросов.
Ну а друзья-товарищи, однокурсники-одноклассники и раньше обращались, когда я был депутатом. Я надеюсь, что проблем не будет.
- Тех инструментов и рычагов, что есть в распоряжении у бизнес-уполномоченного, достаточно, чтобы решать проблемы предпринимателей?
- Отчасти да. Все-таки есть некоторые нюансы, которые дают омбудсмену возможность оперативнее решать вопросы, чем тому же депутату. Прямые контакты с руководителями контрольно-надзорных органов, органов власти, экспертные советы. Но задача-то ставится решать проблемы, не вынося сор из избы. Обратился предприниматель – посидели, посовещались, пришли к какому-то мнению и вопрос решен. Даже президентом ставилась задача, чтобы все вопросы решали максимум в суде, чтобы не было никаких споров.
- Есть конкретные проблемы конкретных предпринимателей, есть системные проблемы: в налогообложении, законодательстве и т.п. У вас, как у бизнесмена, наверняка ведь были мысли по разным поводам: «Была бы возможность – все бы сделал не так!» Есть какие-то «домашние заготовки»? Инициативы, которые можно было бы воплотить в новом статусе?
- Возможно, это и было в моей жизни, но сейчас законодательство так быстро меняется, что не успеваешь за ним уследить. Полгода назад было актуально, а сейчас уже нет. Конечно же будут какие-то инициативы, рекомендации законодателям, чтобы пробовали что-то менять. Не получится на местном уровне, будем выходить на федеральный.
- Кстати, аппарат у уполномоченного есть? Ведь многие вопросы требуют юридической проработки...
- Пока нет никого, кроме меня. Возможно, будет помощник. Юристы, другие эксперты должны будут работать на общественных началах. Так что появилась идея получить второе образование: юридическое.
- Вуз уже выбрали?
- Пока еще нет.
- А профиль?
- Скорее всего гражданское право.
- Тогда пора подавать документы...
- Заочная форма обучения позволяет это сделать до сентября, так что думаю, что успею…
Беседовал Максим АНДРЕЕВ
Комментарии