Андрей Турчак: Мы должны стать эффективнее
0Разговор вышел предельно откровенным: сложилось впечатление, что Андрей Турчак не намерен ничего скрывать от псковичей. Ведь для того, чтобы преодолеть трудности, необходима консолидация всех жителей области, их готовность принять и поддержать решения администрации региона. Пусть даже не самые популярные.
Сокращенная версия беседы вышла в эфире областного телевидения 25 октября. Псковское агентство информации, в свою очередь, предлагает читателям ознакомиться с более полным текстом программного интервью, которое Андрей Турчак дал псковским журналистам.
«Эти меры надо было применять раньше»
- Мы прогнозируем, что принятие бюджета области на 2015 год будет проходить достаточно сложно. В том числе с той точки зрения, что мы до сих пор не имеем окончательных параметров по федеральным составляющим. И мы бюджет будем принимать практически под новогоднюю ночь. Это будет конец декабря.
Мы три недели назад получили контрольные цифры от Министерства финансов. Эти цифры нас не обрадовали. Мы получили индикатор – на 26% снижение расходов по государственным программам, обязательно 10% – снижение по государственным заданиям, и обязательное 5%-ое сокращение расходов на административно-управленческий аппарат. Не только на уровне области, но и на уровне наших муниципалитетов.
Ситуация внешняя оказывает на это существенное влияние. Все о ней не просто читают где-то, а находятся внутри этой ситуации и погружены в нее. И это цена на нефть, которая последние полтора месяца обвалилась практически на 20 долларов за баррель. Сегодня цена ее в границах 84-86 долларов, в то время как федеральный бюджет верстался из расчета 96 долларов за баррель. Поэтому ситуация действительно тяжелая.
Все это накладывается еще и на санкции, которые были введены, и другого рода ограничения в части привлечения финансирования для наших системных, опорных банков. Эта затяжная ситуация может продлиться по разным оценкам и год, может продлиться и два. Поэтому мы, как люди ответственные, должны готовиться к самому худшему. Это не значит, что оно случится, но мы должны быть готовы ко всему.
Поэтому, может быть, часть мер, которые мы будем реализовывать, их надо было применять раньше. Но мы как всегда, долго запрягаем, зато очень быстро едем. Значит, момент настал, чтобы мобилизоваться, привести себя в форму. Мы с главами обсуждали, что на самом деле, многие процессы, которые сейчас происходят, и те действия, которые мы будем реализовывать, они давно назрели. Сами главы районов и волостные главы понимают это.
Вот такую вам цифру приведу: у нас 750 волостных чиновников-администраторов, и главы волостей, и депутаты сельских поселений - они администрируют по году 120-150 млн рублей. Понимаете, что это ничтожная цифра для такого большого количества руководителей.
Система расселения у нас с вами не поменялась, она отличается от наших соседей. Плотность населения низкая, поэтому сейчас даже, когда мы смотрим по укрупнению волостей, исходя из исторических особенностей, рассматривая транспортные особенности, доступность, мы должны исходить еще и из количества населения. Когда у нас на одно сельское поселение 360 человек – мы просто не унесем такую команду управленцев. У нас минимальные расходы на содержание одного сельского поселения – 800 тыс рублей в год, есть и по 1 млн 200 тыс.
«Мы верстаем прогноз по самому негативному сценарию»
- Получается, вы были готовы к проведению этих системных реформ в независимости от того, какие параметры бюджета будут?
- Через административную реформу – да, безусловно. В части админреформы мы к этому готовились, и знаете, что в большом количестве наших районов подобные укрупнения проходили и раньше. Процесс происходит по-разному. Вопрос в большей степени зависит от общения с людьми. Чтобы это не была реформа, которая по сухому готовится: посчитали - здесь должна быть тысяча населения, здесь должно быть полторы, дорога есть и всё. Вопрос обсуждения.
Мы хотим, чтобы эта реформа была проведена в такие сроки, чтобы 13 сентября 2015 года в Единый день голосования уже во вновь образованных волостях провести выборы. Про объединение районов мы пока не говорим.
- Это перспектива 2016-2017 годов?
- Это очень тяжелый с точки зрения юридической и длительный процесс. С точки зрения тех возможностей, которые федеральное законодательство предоставляет, в принципе, если мы не меняем границы, то мы могли бы и здесь успеть к единому дню голосования. Но здесь так нельзя. Даже в общении с главами видим.
Представьте себе реакцию Пушкиногорского, а потом Новоржевского района хотя бы на потенциальное предложение объединиться. Всегда в исторических границах дореволюционных в Псковской губернии существовал Новоржевский уезд. Пушкиногорского уезда никогда не было - частично относился к Опочецкому, частично к Новоржевскому, но «Пушкин – наше все». И как при объединении потерять этот район? И первый вопрос, который возникает, где будет столица? Как мы будем называться? И так далее. Это у глав вопросы, а граждан вопросов будет больше.
- Какие-то прогнозы уже верстаются в связи с развитием кризиса?
- Мы верстаем один прогноз – по самому негативному сценарию. Тот комплекс мероприятий, о которых мы говорим, уже позволил найти 1 млрд 900 тыс рулей резервов. Есть зазоры, есть какие-то новые проекты, которые планировалось реализовывать в рамках той бюджетной трехлетки, которые просто отложены теперь на более поздний период.
«У нас не должно быть пострадавших»
- Найденные 1,9 млрд рублей «резервов» – это не повод для «разбора полетов» в администрации?
- Нет, не повод. Это - болезненные шаги, болезненные не столько для населения, сколько для администраторов той или иной отрасли. Начнем говорить конкретнее.
У нас в каждом муниципальном образовании свое управление соцзащиты, всего их 26. Поэтому было принято решение, что остается 2 – одно территориальное управление располагается в городе Пскове и обслуживает северную часть нашего региона, и одно в Великих Луках – обслуживает южную часть. Служба опеки остается в каждом районе. Но это отделение, как правило, это один человек на район, который замыкается либо на северное терупарвление, либо на южное. Соответственно услуга по опеки, контролю за попечителями сохраняется на территории каждого муниципального образования.
Все остальное замыкается в Центре социального обслуживания (ЦСО). ЦСО становится юридическим лицом, которое замыкает все социальные учреждения на территории данного муниципального образования. Сокращаются директора этих учреждений, получается объединенная бухгалтерия и т.д.
Две стороны у этой медали. С одной стороны – это сокращение расходов, с другой – сокращаются не услуги, сокращаются не сами учреждения, которые оказывают услуги, а сокращаются в данном случае юрлица. То есть с точки зрения доступности, с точки зрения окошка, куда приходить, это все будет единое целое - они все будут размещаться в районных администрациях.
Подведомственные учреждения, которые подпадают юридически под шапку социального обслуживания, они все остаются на местах - никто не закрывает дома престарелых, никто не закрывает интернаты, коррекционные школы. Вопрос сейчас именно административной реформы.
- Но там тоже люди работают!
- Безусловно! И здесь начинается работа Государственного комитета по труду и занятости. Председатель комитета Сергей Аржаников в ежедневном режиме с Верой Васильевной выстраивает систему работы. У нас не должно быть пострадавших, мы будем стараться трудоустроить каждого. - Не приведет ли это к появлению новых ставок в других бюджетных учреждениях? - Мы за этим естественно будем следить.
«Деньги не являются определяющим фактором»
- Модернизация коснется всех направлений без исключения? Есть ли какой-то порог, к примеру, определенная сумма, когда вы смотрите, считаете и понимаете, что данный сектор дешевле оставить как есть? - По всем, конечно. Деньги в данном случае не являются определяющим фактором. Определяющим фактором является качество. Если мы понимаем, что после этого порога начинает страдать услуга, естественно, это - край. Например, из 118 учреждений, которые есть под шапкой Управления соцзащиты, останется порядка 70. Вот уровень реорганизации в сфере соцзащиты. Услуга, которая оказывается по опеке, по службе социальных участков сохраняется, поэтому социальные работники не освобождаются. Конечно, это большое количество людей, если судить в целом по области: директора и главные бухгалтера – это квалифицированные специалисты, которые отдали годы своей жизни социальной сфере, поэтому здесь очень трезвый подход.
Возьмем в качестве примера здравоохранение – в целом она сложилась. Приведу пример: в развитых европейских странах есть два уровня оказания медицинской помощи: первичный и специализированный. Из них 30% медпомощи оказывают узкоспециализированные специалисты, а 70% - это первичная помощь: осмотрел, назначил лечение, выдал рецепт. У нас ситуация ровно наоборот: 30% - первичное обслуживание и 70% - врачебное. По сути у нас каждый врач работает диспетчером. Медицинская услуга не оказывается, оказывается услуга по маршрутизации. Дальше пациент приехал в ЦРБ на медицинском автобусе или еще как-то добрался. Там, к сожалению, та же ситуация. Какая-то часть услуг оказывается, но дальше опять идет направление в областную больницу.
Таким образом, у нас 30% медуслуг оказывается «на земле», а остальные - в специализированных центрах. Поэтому с точки зрения реорганизации и дальнейшей модернизации системы здравоохранения на этом будет делаться акцент. Это и ФАПы, и выезды на территории специализированных врачебных бригад как из областного центра, так и из межрайонных центров с оказанием первичной медицинской услуги, которая в последние годы пользуется наибольшим спросом и, как мы слышим, вызывают позитивную оценку населения. Это позволит, в том числе перераспределить финансовые средства, потому что все равно врач первичного звена получает за пациента денежные средства. Не важно, оказал ли врач помощь или просто провел прием гражданина и выписал ему направление в центральную районную или областную больницу. Это первая составляющая.
Вторая – это сложившиеся отношения между лечебными учреждениями. Есть предложение по созданию медицинских округов. Оно сейчас активно обсуждается в рабочих группах, которые мы создали по каждому направлению.
Вопрос реорганизации 2014-2015 годов в сфере здравоохранения региона не касается реорганизации количества коек, дневного персонала, амбулаторной-поликлинического звена, то есть все остается на том же месте и в том же объеме, в котором это было. Наша задача, чтобы население на себе этого не почувствовало. Появится другая ситуация. Вы помните, у нас при реорганизации, когда мы создавали межрайонные медицинские центры часть услуг начинала оказываться вот в этих центрах и граждане вынуждены были идти за этой медуслугой в этот базовый медицинский центр. Сейчас ситуация будет меняться.
Мы этот опыт опробовали в 2013-2014 годах, когда специализированные медицинские бригады выезжали на территории. Здесь будет та же ситуация. У нас существует практики, просто пока она юридически не оформлена, когда врач, отработав пол дня в одном районе, во второй половине дня едет в амбулаторий и ведет прием в другом районе. Здесь все будет четко регламентировано и эта услуга, именно по узким специалистам, будет оказываться непосредственно на месте в том медицинском учреждении, где живет гражданин.
- Что изменится для пациентов? - Наша задача чтобы качество предоставляемых услуг только улучшалось. Еще раз повторю: не пациент добирается до услуги, а услуга приезжает к пациенту. Это и мобильный ФАП, и офисы врачей общей практики, на базе которых работает выездная бригада. Такого профиля специалисты нам нужны.
«Независимо от количества учащихся школа должна остаться»
- Давайте про образование поговорим…
- Сфера образования волнует всех и исторически это больная тема для региона в силу тех процессов, которые в свое время происходили здесь по разным причинам – субъективным, объективным. В условиях реорганизации сферы образования мы руководствуемся неизменным – независимо от количества учащихся школа должна остаться. Если вы проследите динамику, то увидите, что количество закрытых школ за 5 лет в регионе – минимально. Это были точечные решения, которые выверялись с Главами районов и родителями.
Вместе с тем у нас по-прежнему есть такие школы как Станковская в Дедовичах, где учится 6 детей, и служит 10 работников. Эти школы не закрываются, но мы понимаем, что в каждой из этих школ есть директора. Средняя заработная плата директора по малокомплектным школам, если убрать совместительство с преподаванием, составляет порядка 15 тыс рублей. Если мы умножим эту сумму на 80 малокомплектных школ нашего региона, то это уже получается порядка 1,5 млн рублей в месяц. Если перевести на год, эта сумма, приближающаяся к 20 млн рублей. Перейдем к бухгалтерам: какие-то районы нас услышали и на их базе уже созданы объединенные бухгалтерии, какие-то районы посчитали, что эти меры можно отложить на более поздний период.
Обратимся к недавнему советскому прошлому, когда у нас повсеместно существовали централизованные бухгалтерии. Ничего страшного в этом нет. Когда ты администрируешь несколько малокомплектных школ, бухгалтерская нагрузка не намного увеличивается. Подход к сфере образования будет следующим. К базовым школам, которые, как правило, располагаются в районных центрах, будут присоединяться школы, которые находятся на селе. Подчеркну в юридическом плане, не в фактическом, без перевода учащихся. Будет так называемая «филиализация».
Кроме того, мы уверены в том, что эту вертикаль нужно выстроить и на уровне дошкольного и дополнительного образования. Такие примеры существуют в Российской Федерации. Помимо этого, в следующем году у Министерства образования в приоритете поддержка как раз таких моделей школ и детских садов. Поэтому юридические лица детских садов также будут исключены. Они будут являться дошкольными отделенными средней образовательной школы. То же самое произойдет и со сферой дополнительного образования. Мы подходим к следующему блоку областных учреждений. У нас есть три музея – Псковский областной музей-заповедник, Изборский музей и музей воинской славы в Острове. Мы считаем возможным их объединить. Главный вопрос здесь, безусловно, персоналий. Сфера культуры настолько трепетная и волнительная, что очень важно, кто возглавит этот процесс. Возьмем, к примеру, опыт Пушкиногорского музея-заповедника, где на весь музей один директор, а в каждой усадьбе свой хранитель. Понятно, что в нашем случае не такие расстояния, хотя Псков и Изборск достаточно близко расположены, и речь идет не о хранителях. Директора музеев останутся на местах, но они будут строго подразделения одного структурного объединения.
Библиотеки. У нас есть Псковская областная научная библиотека, детская Каверинская и библиотека для студентов. Мы считаем возможным, чтобы в составе этих библиотек появилась центральная областная библиотека, где будет один директор и общие фонды. И с точки зрения выполнения задачи, которая перед нами стоит касательно детской библиотеки, мы понимаем, что пройдет еще года два, и ее состояние реально ухудшится. Мы пока не видим возможности изыскать средства на ее капительный ремонт, а латать здание частями как мы делали до этого бессмысленно. Здание надо ставить под капремонт и привлекать средства Министерства культуры.
Есть еще одна немало интересная и волнующая всех тема. У нас есть драмтеатр, Центр народного творчества, театр кукол и областная филармония. Мы считаем возможным, и опыт других коллег-регионов говорит о том, что это - правильный путь, объединить все эти учреждения в одно театрально-концертное объединение Псковской области, где будет один менеджер, один руководитель, централизованная бухгалтерия, где будет проводиться централизованная билетная кампания, закупки. Творческая часть останется в каждом учреждении. Директор у них будет один.
«Ни одно мероприятие из Народной программы не исключается»
Сейчас мы доформировываем Народную программу с учетом новых бюджетных реалий. Созданы рабочие группы, куда вошли представители сред, общественности, депутаты и областные чиновники. И в рамках общественного штаба, под эгидой этих экспертных групп, которые были сформированы в ходе избирательной кампании, каждое решение, каждое предложение будет выверяться. Мы считаем это нужным, но также считаем, что этого недостаточно. И для того, чтобы это имело широкую общественную оценку, мы с ноября едем в районы. Каждый день с середины ноября мы в районах, вместе со своей командой. Будем презентовать те меры, которые предлагаются в разрезе конкретного муниципального образования и по региональной, и по муниципальной сети.
Второй аспект, который мы будем поднимать на встрече, это презентация Народной программы, в сухом остатке, то, что мы предлагаем в разрезе пятилетки и в разрезе следующего горизонта планирования до 2024 года. Это мы должны сделать до второй половины ноября. К концу ноября мы будем готовы вносить бюджет в областное Собрание. - Получается, что Народная программа будет являться некой основой регионального бюджета?
- Естественно, мы это изначально планировали. В том числе и то, что госпрограммы, которые ранее были приняты в области, будут корректироваться, исходя из предложений и наказов граждан. Теперь еще одна корректировка происходит, исходя из тех параметров бюджета, которые мы имеем. Ни одно мероприятие из Народной программы не исключается, просто часть из них будет перенесена на более поздний срок.
«Окончание реформы мы видим в конкретных бюджетных цифрах»
- Андрей Анатольевич, административная реформа будет происходить параллельно в разных сферах, либо как-то поэтапно?
- Это будет проводиться параллельно с учетом законодательных ограничений. По закону мы обязаны выдать уведомления о реорганизации в двухмесячный период. В образовании мы запускаем этот процесс, но понимаем, что в рамках учебного года никаких изменений быть не может, поэтому мы готовимся. В летние каникулы это все проведем, а с 1 сентября учреждения образования начнут работу в новом качестве. По здравоохранению это будет чуть раньше. По сфере соцзащиты – совсем быстро. - У нас просто реформы обычно имеют начало, но очень редко имеют конец... - Мы для себя окончание этой реформы видим в конкретных бюджетных цифрах. Мы понимаем, что многие шаги, которые сейчас нами будут предприниматься, не дадут эффект в 2015 году, к сожалению. Мы сейчас работаем, по сути, на 2016 год. Хотя, все что касается административного аппарата внутри администрации, в разрезе наших районов – процесс, который будет происходить каждый месяц. - Многим бросилось в глаза несоответствие двух цифр – 26% секвестра по госпрограммам и 5% - по госаппарату. Почему не наоборот? - С точки зрения кадровой обеспеченности все обсуждают очень активно дефицит врачебных кадров. Но у нас дефицит и управленческих кадров. У нас многие отраслевые органы не сформированы. Вот это количество, которое попадает в статистику, это – незанятые вакансии. То есть в первую очередь будут резаться вакансии, и дальше будем искать скрытые резервы через объединение хотя бы близких, дублирующих между собой органов. Это касается и блока аппарата администрации, потому что там надо наводить порядок, и блока отраслевых органов власти.
Сокращение госпрограмм также обсуждается на наших рабочих группах. Поэтому говорить о том, что мы сразу режем на 26% нельзя. Это невозможно сделать и по нашим социальным обязательствам. Хотя в блоке социальных законов и социальных выплат тоже будут изменения. По каким-то выплатам, которые дублируют, например, федеральные льготы, мы будем категорировать получателей и выводить ту категорию, которая действительно нуждается в помощи. Будем брать совокупный доход семьи, который будет рассчитываться не исходя из прожиточного минимума, а рассчитываться экспертным путем, чтобы мы понимали: попадается семья под категорию нуждающихся в конкретных мерах соцподдержки или нет. По каким-то категориям мы будем вынуждены вводить мораторий. Мы их не отменяем, но честно признаемся, что на три года мы не можем их обеспечить.
«Зарплата в конвертах» - это плохо»
- Андрей Анатольевич, думали ли Вы о пополнении бюджета за счет других источников? Например, за счет штрафов? - Безусловно, это вопрос более жесткого и администрирования налоговых органов, потому что мы прекрасно понимаем, что объем серых зарплат в регионе находится на достаточно высоком уровне. Мы провели с нашей налоговой инспекцией несколько совещаний, сейчас в каждом районе будут созданы межведомственные штабы, которые будут заниматься ежедневной работой с работодателями в части выведения зарплат из черных и серых схем. Но и граждане должны понимать, что получая зарплату в конвертах, они не обеспечивают себе никакого пенсионного будущего. Здесь нужно и средствам массовой информации вести разъяснительную работу, что «зарплата в конвертах» - это плохо. - Андрей Анатольевич, звучала цифра 7,5 млрд рублей долгов перед бюджетом Псковской области. Это тоже, наверное, резерв? - Это резерв, но надо понимать, что часть этой суммы – долги предприятий-банкротов. Это касается долгов по заработной плате, долгов по выплатам в социальные фонды. Есть безнадежные задолженности, а есть долги, с которыми можно работать, как, например, в ситуации с птицефабрикой «Псковской». Поэтому часть этой суммы, безусловно, в бюджет придет.
Мы говорим о том, что мы нашли 1,9 млрд рублей собственных резервов, но в то же время по 2015 году у нас платеж на неработающее население составит 950 млн рублей. И хотим мы этого или не хотим, мы эту сумму как защищенную статью должны выполнять. В то же время у нас выпадающие доходы по акцизам. Акцизы администрируются в Смоленске. Мы схему расщепления не видим, видим только сухой остаток – по году область недополучит 770 млн рублей. Ситуация такая не только у нас. Минфин компенсирует эти выпадающие доходы, но этого не достаточно. Поэтому мы понимаем, что дорожный фонд Псковской области по этому году недосчитается 770 млн рублей. Это, безусловно, скажется на новых объектах дорожного ремонта. В этой ситуации строительство второй очереди объездной дороги вокруг Пскова под большим вопросом. Содержание региональных и муниципальных дорог – защищенная бюджетная статья.
- Что с газификацией населенных пунктов?
- Это тоже защищенная статья. По тем газовым сетям, которые уже были спроектированы, в 2015-2016 годах мы работы проведем. Проектно-изыскательские работы на новые объекты на 2015 год мы не закладываем. Нам нужно посмотреть, как будет дальше развиваться ситуация. Но все объекты, которые были продекларированы, собраны заявки от населения, где население готово софинансировать, они сохранены.
«Из любых трудностей надо выходить мобилизованным»
- Вернемся к скрытым резервам. Есть меры поддержки инвесторов. Понятно, что это расчет на будущее, на рабочие места, на зарплаты. Но, тем не менее, можно представить ситуацию и задуматься, что от этих мер поддержки отказаться. - В комплексе мер по поиску дополнительных источников дохода мы будем вынуждены отменять некоторые льготы. Но это будет касаться в первую очередь тех проектов, которые уже реализованы, вышли на какую-то норму рентабельности, но это не будет касаться инвесторов, которые приходят сейчас. По ОЭЗ «Моглино» мы просто не вправе этого делать, потому как есть постановление Правительства РФ. А что касается других проектов… Например, по торговым сетям мы готовим решение об отмене льгот для предприятий торговли с площадью торговых залов 2 тыс кв.метров и больше. Понятно, кто это. Это – наши сетевики. Мы считаем, что в этой ситуации льготы могут быть отменены, и они будут отменены.
- А райпотребкооперация? Они имеют свою традиционную льготу… - Да, но она есть и у других. А кто будет работать на сельских территориях? Частник? Придет ли он туда – большой вопрос. Это – системообразующее предприятие, которое нужно поддерживать.
- Какой вы прогнозируете дисбаланс доходов и расходов в областном бюджете на 2015 год? - Я думаю, где-то 4 млрд рублей. - А бюджетный долг Псковской области? - Общий долг наш не должен измениться. Мы не планируем новых заимствований за исключением бюджетных кредитов. И в этой части Минфин обещал нам поддержку. Мы уже погасили по этому году порядка 1,7 миллиарда рублей, следующая выплата будет сделана до конца ноября. Только по этому году мы погасим больше 2 млрд рублей. - Вот все-таки глобальная цель нововведений – это найти средства или повысить степень эффективности? - Используя эту ситуацию, повысить степень эффективности.
- Андрей Анатольевич, времена предстоят непростые. Есть ли лучик надежды? - Конечно, есть. Из любых трудностей надо выходить мобилизованным, более подготовленными.
Стенограмма встречи предоставлена пресс-службой администрации Псковской области.
Комментарии