Как карта ляжет
0Кто старое помянет…
Районы в нашем регионе не раз меняли свои географические очертания и названия.
Напомним, 23 августа 1944 года были созданы Псковская и Великолукская области. «На двоих» в них было аж 52 района. Даже если учитывать, что после объединения областей 11 из них были переданы в состав других регионов, получается, что территория нынешней Псковщины дробилась на 41 муниципалитет.
К примеру, на территории нынешнего Псковского района размещались Псковский, Серёдкинский и Карамышевский, на территории Гдовского - Гдовский и Полновский (Яммский), а нынешний Палкинский район делился на Палкинский и Качановский.
Укрупнение произошло в 1958-1963 годах, когда были последовательно ликвидированы 28 районов, в том числе Пыталовский, Усвятский, Палкинский, Дедовичский, Красногородский, Куньинский, Локнянский, Печорский, Плюсский, Пустошкинский и Пушкиногорский районы. Эти, такие привычные для нас сегодня названия, вернулись на карту Псковской области лишь к декабрю 1966 года, когда было окончательно сформировано современное районное деление – на 24 муниципалитета.
Ну а последняя на данный момент муниципальная реформа в регионе состоялась в 2009 году. Тогда в результате объединения число городских и сельских поселений в Псковской области сократилось с 218 до 175. Аргументом же для укрупнения послужило то, что более 80% бюджетов поселений тратилось на обеспечение деятельности волостных органов власти.
Теперь, спустя 5 лет, такого рода преобразования снова оказались актуальны...
Система координат
Для начала посмотрим на предстоящие изменения под экономическим углом зрения. Буквально вчера прозвучало заявление о том, что Минфин уже откорректировал бюджет региона в сторону существенного сокращения расходов. Ситуация в стране и мире подталкивает к особой бережливости в тратах, отмечает заместитель председателя Ассоциации муниципальных образований Псковской области, экс-глава Бежаницкого района и старожил муниципальной политики Анатолий Трофимов. «Экономить на социальных проектах, на населении - это последнее, на что пойдёт правительство и президент. Значит, будут экономить на неэффективных расходах, и прежде всего, на содержании управленческого аппарата», - говорит он.
И речь, по его словам, не только о конфигурации районов. «Настоящая роскошь для Псковской области – двухуровневая муниципальная система. Мы получили такую картинку: на содержание аппарата волости уходит больше денег, чем на исполнение ее полномочий», - заявляет опытный управленец.
К слову, в Порховском, например, районе процесс укрупнения волостей приведёт к тому, что вместо 8 их останется всего 3. «Процесс снизу пойдет и дойдет до объединения районов», - поясняет глава этого муниципалитета Виктор Степанов и называет это «правильной политикой». За примером далеко ходить не надо – в соседней Леобласти почти на десяток меньше районов, чем у нас.
«Народу становится меньше, и это процесс объективный, уже не поправишь. Население работой не загрузить, многие уезжают. Когда слышу о пропадающей деревне, готов подискутировать на любом уровне о том, что не деревня пропадает, а деревенская экономика. То, что было при советской власти, к этому мы никогда не вернемся», - убеждён порховский глава.
С тем, что обсуждаемое объединение улучшит ситуацию, соглашается еще один эксперт - член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», генеральный директор ООО «Институт «Ленгипрогор» Юрий Перелыгин. К укрупнению он относится крайне положительно и считает его оправданным с точки зрения управляемости^«Когда-то мне губернатор Ростовской области воскликнул в сердцах: «Я еле нашел 17 честных бухгалтеров, где я их возьму 240». Очень не хватает на таком уровне, поселковом, квалифицированных людей, которые должны заниматься государственным управлением. Конечно, концентрация их находится в центральных местах, и нужно делегировать эти функции туда, как они и были. Нельзя каждой деревеньке, где живут 10 человек, отдать власть полноценную, причём ещё каждому, например, дать главного архитектора. Везде должна быть сбалансированность, а не вот так, чохом».
План местности
А теперь вернемся в начало 2000-х. Тогда авторы стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, подготовленной вышеназванным Центром стратегических разработок «Северо-Запад», говорили о слабозаселенности региона, разряженности его сети расселения и низком уровне развития транспортной инфраструктуры. В связи с этим специалисты предлагали разделить территорию на три зоны, по значимости для областной экономики. В Псковской области они выделяли всего несколько муниципалитетов, призванных стать центрами концентрации людей и ресурсов.
«Сейчас агломерации [компактное размещение поселений, которые связаны между собой не только по территориальному признаку, но и в экономическом, социальном и культурными плане – ПАИ] в моду вошли», - заметил замруководителя областной Ассоциации муниципалитетов Анатолий Трофимов.
Однако пока наши собеседники осторожны в своих предположениях о «потенциальных кандидатах» на присоединение и «точках роста», где сконцентрируются полномочия и власть. «Пророками в своём Отечестве» они себя не видят, но логически мыслят и соображениями своими всё-таки делятся.
«Большие районы могут существовать в таком виде, в каком они сейчас. Это Великолукский, Псковский, Печорский, Порховский, к примеру», - говорит глава Порховского района Виктор Степанов.
Так же думает и Анатолий Трофимов: «Понятно, что крупные муниципалитеты - Опочку, Остров, Порхов, например, никто трогать не будет». В 2016 году, как он предполагает, вполне может решиться судьба трёх – Палкинcкого, Усвятского и Красногородского. «Усвяты когда-то были в составе Невельского района. Сегодня там пять тысяч жителей осталось. Не знаю, куда их бросят, может, к Великолукском кусту. Если Красный Город находился когда-то в составе Опочки, то, наверное, могут быть какие-то возвраты в этом плане. Палкино всё равно куда-то кинут: или к Псковскому, или Островскому району», - рассуждает он.
Плюс ко всему, экс-глава Бежаницкого района называет «подозрительным треугольником» в плане пересмотра границ расположенные рядом Плюссу, Гдов и Струги Красные.
А вот по поводу Бежаниц бывший глава района высказывается с надеждой на самостоятельное существование: «Часть Локни, наверное, должна уйти к Новосокольникам, часть – к Бежаницам. Или же Бежаницы должны быть присоединены к Локне, что не очень логично с точки зрения и экономической ситуации, и численности населения, и географии. Я хотел бы видеть Бежаницы центром объединения Локня-Новоржев-Бежаницы. Но как это будет решаться, пока сложно говорить. В принципе, Локня, Новоржев и Бежаницы, я думаю, пока посуществуют как отдельные районы, это, скорее, вопрос 2017-2020 года».
Распллывчатый масштаб
Естественно, что вопросов и опасений на данный момент хватает. И основные заключаются в том, как именно будет реализовано задуманное и как скажется это на населении?
«Укрупнение – объективная необходимость. Тут важно не потерять человека, чтоб до него доходили муниципальные услуги. То, откуда они будут координироваться, не очень-то значимо для людей. Для их главное, чтоб образование, здравоохранение обслуживало, чтоб была транспортная доступность, возможность решить юридические вопросы, тепло в доме», - отмечает Анатолий Трофимов.
В свою очередь, его коллега Виктор Степанов обращает внимание на саму процедуру: «В 7 районах выборы прошли только что, как это всё будет выглядеть? Тут есть такие, на мой взгляд, крючки, связанные с законодательством о местном самоуправлении, выборности».
Видимо, ответы появятся позже. Сейчас, как заявил, начальник Управления внутренней политики администрации Псковской области, экс-руководитель комитета по вопросам местного самоуправления и бывший глава Псковского района Владимир Шураев, разговор на тему слияния муниципалитетов вести преждевременно. Речь, как подчеркнул чиновник, идёт лишь о возможном укрупнении районов с общими границами в 2016-м и объединении сельских поселений годом ранее. Работа в этом направлении будет проводиться поэтапно, с учётом мнения жителей и особенностей инфраструктуры.
Анна ЦВЕТКОВА
Комментарии