Эта статья – продолжение начатого разговора о будущем Псковской области в ближайшие годы. В первой своей статье я говорил о демографии, как ключевой, базовой проблеме региона, а сегодня хотел бы по самым основным направлениям, в сжатых рамках статьи, поделиться своим видением экономического развития Псковской области. Экономика – это базис, без которого развитие социальных программ, бюджетных отраслей, социальной инфраструктуры региона – невозможно.
Тем не менее, я не склонен считать, что экономика первична, что от финансово-экономических показателей зависит все остальное. Все взаимосвязано. Инвестор не пойдет на социально-депрессивную территорию, новый бизнес не развернется из-за отсутствия работников и специалистов, люди с низкими зарплатами скорее уедут в поисках лучшей доли, чем останутся работать в единственном на селе колхозе за мизерную оплату. Более того, психология, менталитет также являются важным фактором в региональных экономических процессах. Так, на мой личный взгляд, одной из системообразующих проблем Псковской экономики в постсоветский период был ее замкнутый характер, отгороженность власти и бизнеса от тех процессов, которые происходили в стране в сравнительно «тучные» нулевые. Объяснялось это, прежде всего, исторически сложившимися обстоятельствами: мол, область расположена на границе, на задворках страны, в стороне от крупных городских агломераций; промышленность, ранее сориентированная на оборонный комплекс, не находит применения своей продукции среди ассортимента товаров, сельское хозяйство слабодоходно с нашими климатическими условиями. Ведь какие царили представления. Пусть болото, но это наше болото, все поделено и распределено, и ни каких «варягов» (не только в политике, но и в экономике) нам тут не надо. Вспомните, три года назад, когда в регион заходила «Лента», как возмущался наш псковский бизнес. Сегодня и в областном центре, и в районах, помимо потребкооперации, появились крупные сетевые магазины, и ни одной жалобы. Когда пять лет назад на дорожных объектах появились питерские и карельские дорожники – общественность громко возмущалась о задушенном местном бизнесе, а сегодня псковские дорожники делают гораздо большие объемы и, главное, практически без претензий к качеству со стороны населения. В 2009 году бюджет у нас был один из самых низких и дотационных в РФ (доходы бюджета за прошедшие пять лет практически удвоились), но зато бюджетного дефицита не было, и ни у кого ничего не просили. Потихоньку эксплуатировали обветшавшее советское наследие, латали дыры на теплотрассах и рыли колодцы рядом с брошенными водонапорными башнями. В результате денег на дорожную сеть, коммунальную инфраструктуру, газификацию в регионе не было, социальная сеть - в «ножницах» оптимизации, внутренних ресурсов на модернизацию инфраструктуры - нет, внешние инвестиции, и частные и государственные – минимальны. В таких условиях экономический рост был практически невозможен, а область, несмотря на свое выгодное географическое положение, была неинтересна инвесторам. Главное, что мы сделали для экономической перезагрузки региона – это раскрыли его, создали условия для вложений в регион как государственных, так и частных ресурсов, создали условия для повышения конкурентоспособности наших производителей. И в первую очередь мы взглянули на факторы, считавшиеся недостатками региона, другими глазами. И, как оказалось, не так далеко мы от крупных агломераций, особенно когда наши товары показывают в целом высокую конкурентоспособность, а состояние и развитость сети автодорог позволяет доставить груз вовремя. В сельском хозяйстве мы находим свои ниши – это в первую очередь проекты, связанные с животноводством, в том числе молочным. Промышленные предприятия вводим в общероссийский автомобильный кластер. Чтобы участвовать в федеральных программах мы привлекали кредиты на софинансирование, чтобы заинтересовать инвесторов давали гарантии и, что называется, «на руках носили». Добились перезаключения соглашения с большим «Газпромом» по газификации, взяли кредиты на ремонты самых «убитых» и экономически важных дорог, в том числе к пунктам пропуска на границе. По всем показателям из прошедшей пятилетки регион вышел с положительной экономической динамикой практически во всех отраслях: агропромышленный комплекс, промышленность, транспорт и логистика, малый и средний бизнес, туризм. ВРП вырос в полтора раза. Появились новые производства и предприятия, кратно сократилась безработица, успешно модернизировались целый ряд наших производств, в том числе промышленные предприятия нашей южной столицы. Это не значит, что в Псковской области все прекрасно и уже достигнуто экономическое процветание. Целый ряд больших проектов находятся в стадии реализации и пока не отразились в полной мере на результатах развития экономики региона. Огромную работу предстоит продолжить в сельском хозяйстве по возврату в севооборот земель сельхозназначения. Строительная отрасль, этот «драйвер роста» экономики, только-только вышла на хорошие темпы роста. Перед экономикой региона остро встают и новые вызовы, главный из которых для всех отраслей – кадровый голод. Как мы планируем действовать дальше? Агропромышленный комплекс. - Будет продолжена и увеличена поддержка, в том числе грантовая, фермеров и семейных ферм. Во всех фермерских хозяйствах, в том числе недавно созданных, где я сам побывал, есть конкретные планы, и, главное, желание расширять свои хозяйства. Традиционная для Псковщины хуторская система расселения дает по настоящему безграничные возможности для развития этого направления. Для нас это способ возрождения сельских территорий и закрепления семей на своей земле. Принципиальная задача – не допустить перекоса в сторону крупных агрофирм, мега-ферм и комплексов на селе, диверсифицировать сельскохозяйственную отрасль. Задача крупных предприятий – продовольственная безопасность в масштабах региона и страны. Задача малых хозяйств, помимо обеспечения продовольствием – сохранение традиционной земледельческой культуры, территорий, населения. - В ближайшие два-три года будет создана система кооперации сельхозпроизводителей. Сегодня фермер зачастую не может себе позволить купить дорогостоящее оборудование для хранения или доставки своей продукции, не может пробиться на прилавки магазинов, система кооперации должна решить эти вопросы. То же самое это касается домашнего подворья и традиционных видов сельского промысла: ягода, грибы, рыба, мед. Необходимо чтобы люди не часами продавали эти продукты вдоль федеральных трасс, или искали, куда сбыть молоко от домашней коровы, а имели возможность по желанию быстро и выгодно сдавать свою продукцию переработчикам. - Сохранятся меры поддержки крупным производителям в агропромышленном секторе. Особенно тем, кто расширяет свои производства, строит новые фермы и вводит в оборот новые земельные контуры. - Будет продолжена работа по возвращению заросших за двадцать лет полей в севооборот. Мы намерены обратится в Федеральный центр с просьбой законодательно ужесточить правила пользования землей для недобросовестных собственников, прямо скажем, для земельных спекулянтов, которые расхватали в лихие 90-е огромные паи земли и сидят на них как «собака на сене» в ожидании выгодной рыночной конъюнктуры. Если за последние годы нам удалось вернуть в севооборот 25 тысяч гектар, то в предстоящую пятилетку необходимо вернуть еще не менее 60 – 70 тысяч. Тем более, что спрос на выращенное зерно в регионе гарантирован на годы вперед благодаря строительству и пуску крупнейшего на Северо-Западе комбикормового завода в Невельском районе. - Отдельные усилия будут направлены на дальнейшее наращивание социальных программ, которые способствуют развитию человеческого и профессионального потенциала в сельской местности. Начиная от ремонтов сельских Домов культуры и строительства ФАПов, заканчивая подъемными для молодых специалистов и грантами для начинающих фермеров. Малый и средний бизнес. Почти половина всех коммерческих организаций в регионе – это предприятия малого и среднего бизнеса. За 5 лет их количество выросло почти в два раза (8100 на начало 14 года). Мы планируем сохранить эту динамику. Все программы поддержки малого бизнеса – будут сохранены. Кроме того, особую надежду я возлагаю на только что созданную систему защиты прав предпринимателей. Работа омбудсмена и его представителей в каждом муниципалитете будет находиться в сфере моего личного внимания. У нас практически в каждом районе появились свои точки роста бизнеса. За пять предстоящих лет такие точки должны появиться в каждой волости. Сегодня, когда приезжаешь в село, в котором есть малое предприятие, ферма, пусть не большое, но производство – слышишь одно и то же: жизнь есть, рабочих рук не хватает. И наоборот, в волостях, где нет таких точек роста – уныние и жалобы на отсутствие работы. К предпринимателям, создающим производства и рабочие места в таких волостях и селах – будет особое отношение и дополнительная система поддержки. Промышленность. За три последних года рост объемов промышленного производства составил 16,2 % (по России – 9 %, по СЗФО – 9,6 %). Несмотря на впечатляющий рост промышленного производства на большинстве предприятий области, мы знаем системные проблемы развития промышленности: кадровый голод, доступность кредитов на развитие и модернизацию, возможности сбыта продукции. Я в полной мере готов, как и в прошедшие годы, быть лоббистом псковских промышленников в министерствах и ведомствах. Псковский университет и, особенно, его Великолукский филиал, в ближайшие годы должен стать полноценной кузницей технических кадров, и областная администрация максимально будет помогать университету в этом вопросе. Пользуясь случаем, еще раз обращаюсь к собственникам промышленных предприятий. На встречах в коллективах часто встает вопрос жилья для молодых рабочих и инженеров. Мы готовы в ближайшие пять лет внедрить областную программу по обеспечению жильем рабочих и инженеров предприятий, аналогичную социальной ипотеке и другим жилищным программам для бюджетников. Мы готовы договариваться с банками, находить варианты участия области, но поскольку все наши заводы частные, требуется участие в этой программе самих промышленников. Уверен, что с помощью такой совместной программы мы сможем привлечь в регион ценных специалистов и инженеров. Также мы продолжим заниматься нашим крупнейшим проектом по созданию промышленных производств – ОЭЗ «Моглино». Особая экономическая зона создана на 49 лет. В предстоящие пять лет появятся первые производства. В соответствии с программой, принятой на правительственном уровне, в течение 10 лет промышленный кластер станет одним из основных источников роста ВРП. Логистика и туризм. Через территорию нашей области проходит порядка 30% всего товаропотока Северо-Запада России. Наша задача – создать условия, чтобы этот товаропоток не просто «протекал» через территорию региона, но и перерабатывался здесь, создавая новую добавленную стоимость и новые рабочие места. Отдельной задачей для себя ставлю вопрос реконструкции аэропорта, обновление парка самолетов и продвижение нашего предприятия «Псковавиа» на рынке авиаперевозок всего Северо-запада. В случае успеха проекта, помимо альтернативных пассажироперевозок, регион получит мощного налогового резидента. Мы не будем останавливаться на достигнутом в развитии нашей дорожной инфраструктуры. Продолжим ежегодные ремонты дорог, улиц, дворов, особое внимание в следующей пятилетке уделим нашим районам. За предстоящие пять лет дороги в наших райцентрах по своему состоянию и оборудованию не должны уступать улично-дорожной сети Пскова и Великих Лук. Что касается туризма. За общепринятым скепсисом наблюдателей, мол, всё туризм развивают и развивают, а он никак не развивается, мы за 5 лет постепенно переломили ситуацию. По динамике роста турпотока наша область опережает многие субъекты России (рост на 16 %, в абсолютных показателях прирост составляет 46,3 тыс. человек). Появились новые базы отдыха, новые гостиницы не только в Пскове, но и в районах области. С учетом рекреационного профиля восстановлены впервые за долгие годы дворянские имения в Новоржевском и Порховском районах. Нам и сейчас остро не хватает нормальной туристской инфраструктуры в пики сезонов. Наша главная задача – сохранить темпы инвестиций в эту отрасль, пользуясь предстоящими в ближайшие годы Ганзейскими торжествами в Пскове и юбилеем Великих Лук – привлечь максимальное количество средств в городскую инфраструктуру и благоустройство. Решить проблему правого берега в Пскове и путепровода в Великих Луках. Несколько слов о социальной и коммунальной инфраструктуре. Эта тема сегодня имеет прямое отношение к развитию экономики. Как показывает практика, мало заплатить специалисту подъемные, чтобы он приехал в регион, мало даже миллиона, выделенного молодому врачу, чтобы он поехал работать на село. Зарплата, в отличие от 90-х годов уже не является главным фактором для молодого рабочего, механизатора, инженера, агронома при выборе места работы. Сегодня на первую позицию при выборе места работы постепенно выходит фактор социальной среды. Детский сад и доступность медпомощи, чистая вода в трубопроводе и хорошие магазины, детские площадки во дворе и доступность интернета, газификация и нормальное освещение по вечерам, работающий Дом культуры и современное качественное теплоснабжение квартиры. Всё это - задачи власти. Именно эти вопросы становятся определяющими и для инвесторов, и для молодых специалистов, и для туристов, а значит для экономического развития региона. Это означает, что в зоне моего самого пристального внимания будут находиться вопросы ЖКХ, газификации, завершения программы модернизации котельных, дорог и благоустройства. Мы должны вместе с предпринимательским сообществом, вместе с общественными движениями региона создать в Псковской области комфортную социальную среду для жизни наших граждан, а с учетом наших демографических задач, даже более комфортную и благоустроенную чем в других регионах России. Уверен, что у нас есть все шансы за предстоящие пять лет окончательно избавиться от прилипшего к нам 20 лет назад ярлыка – «бедная дотационная область», вместе мы в силах создать сильный, экономически устойчивый и привлекательный для жизни регион. Андрей Турчак Оплачено из средств избирательного фонда кандидата на должность губернатора Псковской области Турчака Андрея Анатольевича
Комментарии