За последние 5 лет дороги Псковской области изменились до неузнаваемости. Улицы, проспекты, площади, дворы и шоссе подверглись тотальному обновлению. Качественный ремонт дорог стал массовым явлением.
А всего пять лет назад мало кто верил в то, что это возможно. Наследие 90-х К моменту смены региональной администрации в феврале 2009 года дорожное хозяйство Псковской области переживало не лучшие времена. Сказывалось хроническое недофинансирование отрасли еще с 1990-х. Сложившаяся бюджетная система не позволяла выделять слишком большие средства на дорожные нужды. Капитальный ремонт был скорее исключением, чем правилом. В большинстве случаев обходились ямочным ремонтом. Реализация крупных проектов в Пскове (реконструкция Юбилейной, ввод «Северного обхода», продление улицы Чудской, ремонт еще 13 улиц) частично сняла напряженность, но этого было мало. По некоторым оценкам, к началу 2009 года в областном центре в приличном состоянии находились Юбилейная, Инженерная, Крестовское шоссе и около десятка менее значимых улиц. Плачевной была ситуация на ряде участков региональных и федеральных дорог. На волне недовольства в социальных сетях много сторонников нашло сообщество «Убитые дороги Пскова». От размещения фотографий его участники перешли к масштабным акциям протеста, посвященных состоянию дорог. Поводов было предостаточно. Улица 128 Стрелковой дивизии в 2008 году В топе условного рейтинга «убитости» находились улицы Алмазная и генерала Маргелова. В Яндексе по запросу «улица 128 Стрелковой дивизии» до сих пор вылезает старая картинка с наполненным водой колдобинами и знаком опасности – вертикально установленной доской. Мало кто верил в реальность ремонта улицы Ротной. У многих до сих пор жива в памяти огромная лужа на Киселева возле «Газпрома» и МТС, преодолеть которую отваживался редкий водитель. Все это относительно недавняя история. Приоритеты 27 февраля 2009 года, в день своего назначения Андрей Турчак в выступлении на сессии Псковского областного Собрания в числе своих приоритетов назвал инфраструктурные проекты, в том числе реконструкцию федеральных и сельских автодорог. Слова не разошлись с делом. Дороги действительно стали одной из наиболее успешных сфер деятельности администрации Андрея Турчака. Рассмотрим более подробно особенности дорожной пятилетки 2009 – 2014. О работе красноречиво говорят цифры. Общая сумма расходов на финансирование дорожной отрасли в региональном бюджете из года в год только увеличивается. Например, в 2010 году дорожные вложения составили 1 млрд 187,5 млн рублей, в 2011 году 1,6 млрд рублей, в 2012 году 2,1 млрд рублей, в 2013 году - 2,2 млрд рублей, в 2014 году - 3,4 млрд рублей. В 2015 году увеличение предполагается до 3,9 млрд руб., в 2016 году составит чуть больше 4 млрд рублей. Первая особенность – масштабность. За прошедшие годы жители Пскова узнали, что за один сезон можно ремонтировать сразу несколько улиц. Не одну или две за сезон, а много. Широкое применение нашел метод полной замены верхнего слоя дорожного покрытия. Несмотря на отдельные опасения, несколько лет спустя дороги по-прежнему находятся в приличном состоянии. Например, можно сравнить состояние Рижского проспекта между Петровской и Горького в 2008 году (5 лет спустя после «хороненовского» ремонта с заменой основания дороги) и в 2014 году (через 5 лет после нового ремонта). Наряду с этим проводилась капитальная реконструкция. В 2011 году расширили улицу Коммунальную на Завеличье. Вместе с дорожным покрытием были заменены все светофоры, установлено ограждение и посажены деревья. Вторая особенность – ремонтные работы носят тотальный и всеохватывающий характер. Формально областная администрация отвечает только за состояние региональных дорог. На самом деле складывается ощущение, что региональные власти абсолютно не заботит принадлежность дорог. Большие субсидии выделяются местным властям на улично-дорожную сеть, дворовые территории и отдельные элементы дороги (тротуары). За последние несколько лет отмечено серьезное увеличение вложений в федеральные трассы. Третья особенность – своевременное использование наиболее благоприятных погодных условий (конец весны – начало лета). В прежние годы асфальтирование нередко начиналось в августе и сентябре. Привычной (по крайней мере, в Пскове) стала практика завершения основных работ в период в июле, июне и даже в мае. Впрочем, есть и обратные примеры. Например, в Гдове из запланированного на сезон-2014 выполнен только ремонт тротуара на улице Белоцерковец, а по остальным объектам еще только проводятся торги. Четвертая особенность – привлечение общественности, в первую очередь, из числа активистов «Убитых дорог». Из протестующих общественники превратились в союзников, свернули критическую деятельность и полностью сменили поле деятельности. Теперь они сосредоточились на предложениях по безопасности и удобству организации дорожного движения. Основные вехи Улица Некрасова июль 2014 года Первой «ласточкой» стали оградительные барьеры, неожиданно появившиеся на улице Алмазной в июне 2009 года и последовавший ремонт. Следом дорожники вышли на Рижский проспект, улицу Горького, 128 Стрелковой дивизии. Тогда же был проведен ремонт участка трассы М-20 в городской черте Пскова (от Черехи до Любятово). Особо отметим подход к выбору объектов ремонта в областном центре. В первые годы предпочтение отдавалось: а) получившим дурную славу «убитым улицам» (Алмазная, Маргелова, Ротная); б) большим улицам (Рижский проспект); в) социальным объектам (подъезд к роддому). Туристы должны были заметить новый асфальт у аэропорта (улица Германа) и у железнодорожного вокзала (подъезд к багажному отделению). Стоит напомнить, что по двум улицам, ведущим на окраины, до ремонта затруднения испытывал общественный транспорт: автобусы №19 на Маргелова и №7 на Шоссейной, оба безальтернативные. Чтобы перечислить все отремонтированные за 5 лет дороги Пскова, придется перебрать много названий. В должном виде находятся все важнейшие городские транспортные артерии: Рижский проспект, улицы Коммунальная, Поземского, Чудская, Крестовское шоссе, Советской Армии, Вокзальная, Труда, Ипподромная. Заменен асфальт на 8-миполосном участке Юбилейной между Рижским проспектом и мостом Невского. Последним этапом стал ремонт Октябрьского проспекта летом 2014 года. На улице Маргелова появился тротуар Обновлены основные площади (Ленина, Октябрьская, Победы, Героев-десантников), большая часть дорог между проспектами и крупными улицами (Горького, Розы Люксембург, Народная, Западная, Печорская, Некрасова и Советская возле корпуса ПсковГУ), покрытие на всех автомобильных мостах и путепроводах (Ольгинский мост, мост 50-летия Октября, мост Александра Невского, Советский мост, путепровод на Крестовском шоссе). Постепенно приведены в порядок все въезды в город: Ижорского батальона, Шоссейная, Ваулиногорское шоссе. По свидетельству жителей Любятово, впервые с 1979 года капитально отремонтирована ул. Николая Васильева. До 2011 года на этой двухполосной магистрали, проходящей через частный сектор, даже не было тротуара. Отдельно остановимся на предварительных результатах сезона 2014 года. Цивилизованный вид приобрела широкая часть улицы Труда. На разделительной полосе появилось ограждение, на дороге – разметка, а напротив областного ГИБДД – пешеходный переход. Отремонтирована «административная» улица Некрасова и важная для Завеличья улица Горького. Продолжаются работы на Красноармейской. Улица Труда после ремонта в 2014 году К октябрю должен завершиться ремонт улицы Кузбасской дивизии с расширением, устройством кольца на перекрестке с Никольской и светофора на перекрестке с Юбилейной. К концу года планируют закончить создание туркластера, вместе с новым покрытием улиц Воровского и Ленина. За прошедшие 5 лет улично-дорожная сеть Пскова качественно преобразились, ее наиболее важные элементы приведены в должное состояние. Фронт работ на следующие годы сохранен. Скорее всего, это будут наиболее значимые дороги на Запсковье, в Завокзальном районе на городских окраинах и в частном секторе. В числе приоритетных управление городского хозяйства называет улицы Яна Фабрициуса, Байкова, Олега Кошевого. По мере наведения порядка акценты постепенно смещаются из Пскова в районные центры. В 2012 году было выделено от 3 до 5 миллионов каждому из городов и поселков на дорожные нужды. В районах средствами распорядились по-разному. Например, в Гдове впервые с начала 90-х годов заасфальтировали дворы у трехэтажных домов. В 2014 году субсидии на местные улицы увеличены еще больше, каждый муниципалитет заказал ремонт нескольких наиболее значимых улиц. Не забыты пешеходы. Исправлена ситуация с «убитыми тротуарами» у гостиницы «Рижская», на площади Ленина у «стекляшки». На улице Вокзальной пешеходную дорожку замостили брусчаткой вместе с проезжей частью. Заметным событием стал ремонт тротуара у детской поликлиники на улице Петровской. За время его ожидания выросло не одно поколение псковичей. На фронте региональных дорог С самого начала деятельности Андрея Турчака во главе администрации Псковской области было заявлено о туристической отрасли как одной из наиболее приоритетных. Ремонт был максимально приближен к местам повышенного внимания туристов - Изборску, Пушкинским Горам, Печорам, самому Пскову. Больше всего повезло Старому Изборску. Отметим, что ремонт автодороги Рижского шоссе позволил решить не только «туристическую» задачу, но и «экономическую». Можно рассматривать его как подготовку одного из элементов обеспечивающей инфраструктуры зоны «Моглино». Из года в год ремонтируются крупные участки 155-километрового (без учета трассы в Ленинградской области) Гдовского шоссе, ведущего к Чудскому озеру. Еще одно важное направление – ремонт приграничных дорог и пунктов пропуска. На протяжении ряда лет ведутся работы на трассах: граница с Эстонией - Старый Изборск, Остров-Вышгородок-граница с Латвийской Республикой, Опочка-Дубровка — граница с Республикой Белоруссия. Вместе с СевЗапАвтодором областные власти поработали над ремонтом и реконструкцией подъездов к автомобильным пунктам пропуска (Шумилкино, Бурачки). На юге Псковской области реконструирован МАПП «Лобок». Не прекращается планомерный ремонт мостов на региональных автодорогах в различных районах области. Реконструированный участок автодороги Псков - Гдов - Сланцы На региональных дорогах занимались не только ремонтной деятельностью. Получили продолжение крупные проекты, начатые в предыдущие годы. В Гдовском районе сданы реконструированные участки автодороги Псков-Гдов-Сланцы (2-й и 3-й пусковой комплексы). Новые участки выпрямлены и проходят в стороне от деревень. Самые ожидаемые события еще впереди. Подведены к стадии практической реализации важнейшие проекты, которые должны ощутимо повлиять на транспортную ситуацию в Пскове и Великих Луках. Скоро начнется долгожданное строительство 2-й очереди Северного обхода Пскова. Предполагается, что в будущем город получит новый мост через реку Великую, четырехполосную дорогу современного уровня и развязки на пересечениях с Рижским и Гдовским шоссе. Кроме того, «Севзапуправтодор» планирует строить Восточный обход федеральной трассы от Любятово до Черехи. Строительство путепровода в Великих Луках запустят в ближайшее время. Федеральный компонент Большое внимание уделяется участкам федеральных автодорог в Псковской области. В «Севзапуправтодоре» отмечают значительный рост дорожных вложений за прошедший год. Планы областной администрации и «Севзапуправтодора» скоординированы между собой. В 2012 году к юбилею Изборска была приведена в приличное состояние федеральная дорога Псков – Рига, в самой деревне появился пешеходный светофор. По инициативе губернатора светофор появился на федеральной трассе Петербург – Киев в поселке Череха. До этого жители крупного населенного пункта были вынуждены переходить дорогу на свой страх и риск. Еще один светофор установлен на федеральной автотрассе Псков – Рига в Неелово. Отдельного разговора заслуживают вопросы безопасности дорожного движения. При этом «реверансы» сделаны как в сторону водителей, так и в сторону пешеходов. С одной стороны, в 2009 году на автодороге Петербург – Киев в Псковской области для удобства водителей был пересмотрен скоростной режим в небольших, но протяженных деревнях. Знаки границ населенных пунктов «посинели». С другой стороны, применяются все возможные современные средства для соблюдения ПДД: двухцветные переходы, светодиодное освещение, шумовые полосы и лежачие полицейские. На Ленинградском шоссе в Пскове у школы №16 возведут первый в Псковской области надземный пешеходный переход. Запущены проектные работы. Новые светодиодные знаки над переходом в Пустошке Весьма действенным средством воздействия на водителей оказались стационарные и передвижные средства видеофиксации дорожных правонарушений. Видеокамеры «пустили в массы» весной 2014 года, поэтому в должной мере воспитательный эффект еще только предстоит оценить. За прошедшие 5 лет сложился новый стереотип: в Псковской области отличные дороги. Если раньше их только ругали, то теперь преобладают скорее позитивные оценки. Критика по части качества дорог стала «штучным товаром» и сегодня даже кажется странным, что Псковская область – родина движения «Убитые дороги». Антон Кондратьев
Комментарии