Юрий Демьяненко: «Мы видим проблемы нашего региона и хотим участвовать в их решении»
0«В советские времена количество бюджетных мест в вузах на душу населения было меньше»
- Юрий Анатольевич, есть мнение, что бесплатное высшее образование у нас могут получить только избранные…
- Смотря кого иметь в виду, говоря об «избранных». Если это те, кто хорошо учились в школе, успешно сдали ЕГЭ, выдержали конкурс при поступлении или же получили от государства заслуженную льготу (за победы на предметных олимпиадах, службу в армии по контракту и т.д.), то можно согласиться, что они «избранные», так как в соответствии с законом об образовании, конкурсной процедурой, государство избрало их для учебы в государственном ВУЗе - за счет бюджета и с гарантией трудоустройства по окончании учебы. Кстати, таких «избранных» в этом году мы примем в университет более 700 человек. Согласитесь – это немало на 3000 выпускников 11 классов, имея в виду, что в Псковской области есть и другие ВУЗы, да и поступать выпускники школ могут в любой ВУЗ России.
Вы знаете, в советские времена количество бюджетных мест в вузах на душу населения в нашей стране было меньше. А конкурс - был больше! Те, кто не проходили по конкурсу в ВУЗ, шли учиться в систему среднего или начального профессионального образования, или начинали трудовую деятельность.
И сегодня, как и 30 лет назад, государство просчитывает потребность для экономики страны в тех или иных специалистах. Исходя из этого, ежегодно определяется количество бюджетных мест в ВУЗах на предстоящий учебный год.
А давайте представим себе иную ситуацию. Допустим, государство гарантирует трудоустройство по специальности двумстам выпускницам театральных ВУЗов. Но актрисами хотят стать тысячи девушек, потому что это считается престижным и «есть надежда выйти замуж за принца». Что, государство обязательно должно за счет бюджета выучить всех желающих? Чушь! Для того и существует конкурс, чтобы отбирать наиболее соответствующих критериям той или иной специальности – то есть лучших, с хорошей школьной подготовкой.
В советское время было меньше разговоров на эту тему, потому что не было внебюджетных, платных мест. Сегодня же государство фактически идет навстречу тем, кто не смог пройти конкурс на бюджетные места, но вполне подготовлен для учебы в ВУЗе. Хотя эти ребята могли бы найти себя в техникумах или училищах за государственный счет – в рабочих профессиях. Но государство говорит: пожалуйста, дерзайте, учитесь, только финансировать учебу будете за свой счет, и с трудоустройством по специальности, после окончания ВУЗа мы Вам поможем, но не гарантируем. И предоставляет тем, кто не смог поступить по конкурсу на бюджетные места, возможность поступить по конкурсу, но уже более щадящему, - на платное обучение.
В ПсковГУ стоимость обучения на внебюджетных местах определяется расходами государства на бюджетные места. От 63 до 120 тысяч рублей в год на одного студента – в зависимости от выбранной образовательной программы. Нам сегодня не разрешено ставить цену ниже государственной (исключением являются те образовательные программы, где нет бюджетных мест).
Хорошо это или плохо? Наверное, с точки зрения того, что у большего числа выпускников появляется возможность получать высшее образование, – это хорошо. Но есть и отрицательный момент – в вузы нередко приходят те, кто в своей жизни могли бы прекрасно обойтись без высшего образования. Многие четко не сформулировали для себя, для чего именно им нужно это высшее образование. Часто такие студенты не доучиваются, уходят после первых же сессий. А сколько людей с высшим образованием всю жизнь трудятся по профессиям, где такое образование не требуется, и в принципе, не стремятся к большему!
- Значит ли, что внебюджетное образование заведомо хуже бюджетного?
- Оно по определению не может быть хуже, так как и бюджетники, и внебюджетники учатся вместе в одних и тех же группах, ходят вместе на одни и те же лекции, сдают вместе экзамены по одним и тем же требованиям и в конце учебы, после успешной защиты, получают одинаковые дипломы.
Повторюсь. Внебюджетные места – это возможность получить высшее образование для тех, кто не смог поступить по конкурсу на бюджетные места, или у ВУЗа нет бюджетных мест по какой-либо образовательной программе, а спрос на нее есть. Но в любом случае от всех студентов требуется такой уровень школьной подготовки, который позволит им освоить программу вуза.
«Работодателям, имеет смысл обращать внимание не только на наличие диплома, но и на приложение к нему»
- Не из-за этого ли повышения доступности вузовского диплома происходят разговоры об ухудшении качества образования?
- Нет, конечно. Мы недавно проводили выездную школу нашего студенческого актива – три дня на базе «Юность» в Островском районе. И там у меня была возможность неформального общения с нашими ребятами. У нас замечательные студенты! Независимо от источника финансирования их учебы. И те, кто хотят учиться, достигают прекрасных результатов. Псковский государственный университет дает достойное образование, стопроцентную возможность трудоустройства и карьерного роста.
О качестве работы ВУЗа красноречиво свидетельствует уже то, что прошлым летом конкурс на отдельные образовательные программы доходил до 20 человек на одно место и что учиться в ПсковГУ в прошлом году изъявили желание абитуриенты из 43 регионов России! Из Санкт-Петербурга и Ленобласти, из Мурманска и Зауралья… Мы в шесть с лишним раз превысили минимально необходимый норматив для классических университетов по количеству иностранных студентов. У нас учатся более 400 человек из 14 стран. На нашем Еврофакультете, да и не только на нем, работают преподаватели из Европы и Америки. И они высоко оценивают подготовку наших студентов, с которыми им легко и приятно работается. Только в прошлом учебном году 373 преподавателя и 245 студентов участвовали в программах двухсторонней мобильности.
Еще примеры. Мы создали лучшую на сегодня лабораторию дошкольного образования. Лучшую в России! Это отмечалось на Всероссийской конференции по дошкольному образованию.
Из полутора тысяч российских вузов всего лишь около полусотни учебных заведений формируют национальную команду по информатике. Это - самый продвинутый на сегодня предмет. И команда выступает на всех олимпиадах, международных соревнованиях и так далее. И наши студенты – из ПсковГУ! – входят в эту команду.
Что касается уровня профессиональной подготовки нашего выпускника – да, наверное, работодателям, имеет смысл обращать внимание не только на наличие диплома об окончании ПсковГУ, но и на приложение к нему. Оценки дают вполне объективную характеристику.
Мы сейчас стараемся делать все возможное, чтобы максимально удовлетворять потребности нашего региона по подготовке кадров, чтобы внести свою лепту в развитие области. И немного найдется ВУЗов в нашей стране, где всего за два года открылось бы больше 30 новых программ. Я, по крайней мере, о таких не знаю. И не было у нас ни одной программы конъюнктурной, коммерческой! Вузу экономически невыгодны программы, на которых учится в первый год 20-30 человек. А ведь программы только через 4-6 лет еще нужно аккредитовать, чтобы под них получить государственное финансирование. Таковы и «Медицинская кибернетика», и «Аквакультура и рыбное хозяйство», и «Теология», и «Таможенное дело», и «Сервис», и технические программы, и другие. Мы не должны готовить специалистов, исходя из какой-то моды на «престижные» профессии. Мы видим проблемы нашего региона и хотим участвовать в их решении.
«Если ты выбрал путь в жизни, то должен пройти его достойно. Вот – главное»
- Отчего же некоторые более-менее состоятельные граждане стараются своих детей отправить в Европу после школы: от Риги до Лондона?
- На мой взгляд – это, прежде всего возможность дать своему ребенку реальный шанс поселиться, а по окончанию ВУЗа трудоустроиться за границей. Ведь это факт, что не многие молодые люди с европейскими дипломами возвращаются.
Да, у нас в России сегодня еще много проблем. Но если не мы сами здесь, то кто и где сделает так, чтобы уровень жизни у нас стал такой, о котором мы все мечтаем, - не хуже, а лучше, чем в Европе?
- Сейчас многих беспокоит стагнация, которая уже похожа на мировой тренд. И часто высказывается мнение, что эта стагнация – в головах…
- Возможно, в чьих-то головах и в каких-то коллективах так и есть. За всю страну и за весь мир отвечать не могу. Но могу сказать за ПсковГУ – у нас нет стагнации! Я вижу, какой потенциал у профессорско-преподавательского состава нашего университета. Огромный потенциал, который еще далеко не задействован! Мои коллеги готовы, могут и делают очень много. Да, сейчас преподавателей провоцирует, «раздергивает» наша система – слишком много в области работает филиалов, государственных и негосударственных вузов только по одним и тем же образовательным программам: экономика, управление, юриспруденция, сервис, по программам, которые не требуют серьезных материальных затрат, но очень популярны.
Нередко одни и те же преподаватели ведут часы в нескольких учебных заведениях, в ущерб основной работе, - город- то у нас небольшой, где же еще ВУЗам взять кадры преподавателей? От перегрузки может ухудшиться качество преподавания, снизиться требовательность к студентам. Но, я думаю, это - временное явление, не определяющее общее состояние качества преподавания. И наступит ведь время, когда величина зарплаты будет адекватна труду преподавателя, и отпадет необходимость в совместительстве!
- Но надо ведь как-то добиваться, чтобы иностранного или иногороднего «журавля в небе» наши абитуриенты не предпочитали своей родной «синице в руках»?
- За два последних десятилетия, когда предпринимались попытки с точностью до наоборот переписывать наши учебники истории, целое поколение молодых людей не получило очень важную прививку патриотизма, а с ней – и мировоззренческие установки. Сейчас можно встретить абитуриента, который не знает, кто такой Юрий Гагарин, не расскажет ничего об Александре Невском, не вспомнит, какому советскому маршалу и почему установлен памятник в Великих Луках. А ведь это и есть крупицы нашей исторической памяти, нашего национального достоинства, нашей гордости за свою страну.
Вот это осознание – что являешься частью великого народа - народа-победителя, народа-созидателя - это мощный стержень. Его надломили в предыдущие годы. Нас опьянила возможность вырваться из той уравниловки и малообеспеченности, по сравнению с Западом, в которой жили в советское время. Массовая пропаганда с утра до вечера вдалбливала в умы молодых людей, что главное - это красиво жить и вкусно есть, и для этого не надо особенно напрягаться. Сленг даже появился особый – «не парься». Слава Богу, сегодня наметились в этом плане перемены. У нас вновь появляются основания гордиться своей страной.
Я убежден, что каждый человек имеет право жить достойно и обеспеченно – по труду, по заслугам и вкладу в развитие своего народа, региона, страны.
У гражданина должна быть возможность заработать на хорошее жилье, на хороший автомобиль, на другие блага. Но все же не это должно быть определяющим в жизни. Я понимаю, это высокие слова, но как здесь скажешь по-другому? Если ты выбрал путь в жизни, то должен пройти его достойно. Вот – главное. Решил стать учителем – будь лучшим учителем. Решил стать врачом – будь лучшим врачом. Не халтурь, не ищи оправдания своей лени. Стремись к развитию, к совершенствованию. И так в каждой профессии. Тогда – и не будет никакой стагнации.
И вот что еще меня беспокоит: почему-то сегодня неприлично признаться, что ты хорошо учишься или учился, не жалея на это времени и сил. Считается, наоборот, достоинством, когда какой-нибудь преуспевающий бизнесмен, узнаваемый политик или известный актер во всеуслышание, с издевкой и гордостью, заявляет, что он так себе учился в школе, был разгильдяем, но это не помешало ему стать богатым и успешным. И это нравится многим, и кто-то берет это за образец! Стало неприлично быть профессионалом в какой-то сфере и при этом не стремиться к общепринятым представлениям о статусе, который выражается, скажем, в марке автомобиля, стоимости галстука или пиджака. Человек сам себя должен уважать, прежде всего, за то, что его труд нужен людям, и гордиться, тем, что он –профессионал. Именно этим должен определяться его статус в обществе!
- Вы сейчас говорите о мировоззрении, а оно формируется в зависимости от очень многих факторов. А как ПсковГУ может влиять на взгляды студентов, их систему ценностей?
- Думаю, что первостепенную роль здесь играет система коллективных мероприятий, определяющих сам вектор ценностей.
Не все ВУЗы одинаково придают существенное значение воспитательной работе. Мы – придаем большое значение. В ПсковГУ работают научные общества, спортивный клуб, студенческий театр, КВН, литературная студия, студенческая хоровая капелла, танцевальные коллективы, ансамбль народных инструментов, фольклорный ансамбль «Плескава» и другие творческие и спортивные коллективы. Об общественной активности, в которую вовлекаются ребята, можно рассказывать бесконечно. И мы ее поощряем. Самые активные студенты, которые отлично учатся, занимаются наукой и при этом активно участвуют в общественной жизни ВУЗа, могут получить прибавку к стипендии более 10 тысяч рублей.
Общественная деятельность помогает выявлять и развивать лучшие человеческие качества, творческие, созидательные способности, развивает чувство команды, ответственности перед другими. Мы обязаны заниматься этой деятельностью, так как это - лучшая возможность дать нашим студентам прививку позитива на всю жизнь.
Двери ПсковГУ открыты для всех, кому не безразлична судьба нашей области. Мы приглашаем наших работодателей, предпринимателей. Приходите к нам – задавайте вопросы, высказывайте идеи. Давайте вместе вникать в проблемы и искать решения. Не все удается сделать так быстро, как хотелось бы. Но нельзя стоять на месте. Надо двигаться, пытаться, дерзать!
Беседовала Татьяна СТОГОВА
Комментарии