- Любите ли вы блины, так как люблю их я, то есть всеми силами души своей? - почти по Белинскому, Станиславскому и иже с ними произнёс Царь-Блин, персонаж псковской масленицы (и при этом артист Псковского академического театра, между прочим).
Так и у нас началась «прожорная неделя». Константа красоты Вообще-то вся минувшая «культурная» неделя - в олимпийской-то, казалось бы, тени - у нас выдалась далеко не пустая. Во-первых, новую выставку открыли в псковской городской библиотеке на Конной. В продолжение планомерной работы, которую вот уже практически в течение года ведут Николая Москалёва и его питерские коллеги-художники, здесь представили живопись Фёдора Кочевина, уроженца острова Залита, кстати. Выставка «Константа света». Фёдор Кочевин. День. Дорожные впечатления». Сама попытка выстроить свой мир - фантастический и очень красивый - и доказать тем самым, что живопись «не запечатлела ещё свой последний вид», а «приватный взгляд» и есть - самый что ни на есть объективный, уже вызывает уважение. Да и небольшая (всего около двадцати работ) выставка получилась очень сердечной, что ли - при нынешнем тотальном дефиците общительности и чуть ли не всеобщей не-расположенности человека к человеку это чрезвычайно ценно. Во-вторых, полный зал собрал качественный - даром, что антрепризный - спектакль в Большом концертном зале Псковской областной филармонии. В «Стеклянном зверинце» по драме Теннесси Уильямса,поставленном Александром Мариным (тем самым, что когда-то с товарищами «смастерил» московскую «Табакерку» - для характеристики уже достаточно, правда?) на псковскую сцену вышли известные актёры. Кирилл Сафонов и Анатолий Смиранин, но главное - Ольга Остроумова (театральная актриса известна широкому зрителю, в основном по работе, в кино: от трогательной Черкасовой в фильме «Доживём до понедельника до Каменской в «Адмирале», Анфисы во «Вдовьем пароходе», ещё, ещё ещё…) и Ольга Арнтгольц. Пьеса, сыгранная без новомодных «изысков», эдакая «обычная американская история» на этот раз оказалась «больше самой себя». Тревожный симптом, но в нынешней неприглядности чувств и быта уже даже чужому одиночеству, если оно действительно красиво, зритель готов позавидовать. (Добавим в скобках: в конце 1990-х, точнее - в 1998 году эту фантастическую в своей хрупкой, действительно стеклянной сложности, пьесу ставили в Псковском театре, но и разговор в той постановке, выходил совсем о другом. И ситуация, - безнадёжная, конечно, как же иначе - даже при общем, куда более депрессивном художественном решении спектакля казалась не такой уж и конечной, конченной…) Век серебра Но, ещё о красоте (и в-третьих, по нашему «списку») - в Псковской научной библиотеке вспоминали русский «Серебряный век»: внимали голосу Аделины Патти, пытались воспроизвести атмосферу «Бродячей собаки», вслушивались в стихи Георгия Адамовича, пробовали увидеть Псковскую губернию (Псков - Печоры - Новоржев - Великие Луки - Себеж) глазами Саши Чёрного, Игоря Северянина, Фёдора Сологуба, Ивана Бунина. Нелепый Пьеро, один из любимых персонажей литературы и театра рубежа веков «заблудился в веке XXI». Фото с сайта ПОУНБ. Непрерывное действо, впрочем, называлось вполне современно: первый социокультурный форум - и проходило «в формате просветительской инициативы», силами не только библиотечных работников, но и учащихся и педагогов областного колледжа культуры, исследователя Нины и актёра, заслуженного артиста России Виктора Яковлевых. Фото с сайта ПОУНБ. И, наконец, сегодняшняя «премьера» роскошно иллюстрированного альбома-каталога Ирины Родниковой «Художественное серебро XVI - начала XIX века из собрания Псковского музея-заповедника» в Псковском музее-заповеднике - всё в тот же счёт, в тот же очень солидный культурно-просветительский ряд… «Масленица-мокрохвостка…» Однако, «…любите ли вы блины, так как люблю их я, то есть всеми силами души своей?» - и самым повсеместным событием недели стал масленичный зачин. Жаль только погода подвела - ни тебе снежинки!.. Уже в субботу и в воскресенье любой желающий мог стать непосредственным участником театрализованной масленичной программы в Пушкиногорской деревне Бугрово, в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское». Здесь праздник отмечают, опираясь на произведения Пушкина и местный, пушкинских же времён, фольклорный материал, стараясь во всём соблюсти - музейное имя обязывает! - максимально возможную научную аккуратность. Масленицу гуляем. Фото Николая Алексеева из фондов Пушкинского Заповедника. «Распочали» Масленицу и Псковском музее-заповеднике: вчера в приказной палате здесь провели первую развлекательно-образовательную (и, пожалуй, вопреки устоявшемуся словесному клише, определение «образовательный» здесь стоило бы поставить на первое место) программу для школьников. На протяжение всей масленичной недели детей в музее будут знакомить с традициями, бытовавшими в разных уголках их родины-Псковщины: с масленичными закличками, «долгими» песнями и вечёрочными играми. А ещё научат вязать обрядовое чучелко - в жизни всегда пригодится!.. «Чучелко» на счастье. Фото с сайта Псковского музея-заповедника. Большую масленичную неделю открыли вчера и в Псковском областном центре народного творчества - выставкой «Масленичные зарисовки художника Игоря Шаймарданова» и презентацией нового издания с подчёркнуто псковским прононсом: «Ах, блины мои блиноЦки…» Эти милые барышни замечательно поют «на псковский лад». На выставке, строго говоря, не только работы Игоря Шаймарданова, хотя они, конечно - центр и обрамление всего. Праздничные костюмы, огромных размеров «ситцевые» сковорода-блинница и ухват, эскизы разных масленичных проектов, а ещё - картины: псковичи, любятовские мужики с бабоньками и жители Святогорья с самым известным насельником тех мест, Александром Сергеевичем. Игорь Шаймарданов. «Пушкин. Масленица». - У меня пару лет назад родилась задумка - сделать псковский цикл масленичный, в эдакой лубочной стилистике, - признаётся Игорь Дмитриевич, - может даже с такими стишками-нескладухами. Но главное, чтобы чётко прослеживалось: написано это в Пскове. Чтобы Овсище там, Любятово, Завеличье, Запсковье было, чтобы это были только псковские лубки, наш бренд. Игорь Шаймарданов, главный художник праздника: «Волею судеб уже пятый год в Пскове делаю масленицу». Под лучами солнц-блинов на картинах Игоря Шаймарданова, особым светом заиграли в экспозиции и изделия псковских мастеров-прикладников: керамика Галины Драчёвой и Елены Румянцевой, куклы Елены Растопчиной и Янины Глинниковой. Что касается сборника (мелованная бумага, тираж 500 экземпляров), то сборник вошли фотографии с празднования масленицы в Пскове в разные годы, правдивые и не слишком байки от Царь-Блина и - основное - рецепты главного праздничного блюда: традиционные и экзотические, с тестом на водке и на апельсиновом соке. И что особенно ценно: с книжной блинной премудростью соседствуют и идеи от псковских кафе и ресторанов - результат опыта от участников и победителей конкурса на лучший масленичный блин, который в городе проводили в 2012 и в 2013 году. Царь-Блин (артист Эдуард Золотавин) охотно раздавал всем вернисажа «своего авторства» книжку с автографами. Будет «Ласковый дождь»… Забавно, что старинный, уходящий корнями в языческую древность праздник соседствовал на этой неделе с одним из торжеств, введённым в наш обиход уже в период новейшей истории, - в 1922 году «…постановлением Президиума ВЦИК в соответствии с постановлением IX Всероссийского Съезда Советов о Красной армии…», что на современный слух уже и звучит анахронизмом. День защитника Отечества, четырежды переименованный, переживший без счёта президиумов и правительств, и две страны заодно, сам анахронизмом, впрочем, никак не стал - и общее, внешнее, и внутреннее, для каждого личное Отечество с каждым годом в защите нуждается всё более и более. Наиболее громко и слаженно - в прямом смысле этих слов - этот праздник отметили в областной научной библиотеке. Здесь концерт для ветеранов Войны, труда, для читателей и не-читателей дал духовой оркестр Псковского детского дома «Геликон» под управлением Александра Роора. На этой неделе, 21 февраля, оркестру исполнилось десять лет, и сейчас даже не верится, что коллектив-лауреат Всероссийского конкурса детского художественного творчества «Созвездие» (2012), коллектив-обладатель Гран-при Всероссийского конкурса детских оркестров (2007) и многих других наград разного уровня начинался так, в общем-то, недавно и практически с нуля: без инструментов и даже без особого желания со стороны будущих музыкантов. Это теперь многие воспитанники Александра Петровича поступили в музыкальные училища и даже в консерваторию, гастролировали по Европе и без музыки себя не мыслят… «Геликон» - как всё начиналось. Фото 2005 года. Юбилейный вечер состоится 4 марта, пройдёт в большом концертном зале областной филармонии, и в связке с молодыми и даже маленькими, но вполне подготовленными к профессиональной концертной деятельности музыкантами будет выступать Аркадий Галковский, например - они вместе «Ласковый дождь» Луиса Бонфа, например, сейчас репетируют, такой класс! Марш-бросок по истории А в честь Дня защитника Отечества воспитанники Александра Роора играли военную музыку, а ещё - старинные марши. И не только «Прощание славянки» или «Прощание с Родиной» - марш, бывший самым популярным ещё раньше, до того, как Василий Агапкин, штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове эту самую «Славянку» под впечатлением от событий Первой Балканской войны сочинил. Дело в том, что в репертуаре «Геликона» — несколько маршей полков, которые в своё время были расквартированы в Пскове: Гренадерского Омского полка, Егерского полка, встречный марш Преображенского полка… После концерта слушатели подходили и подходили к дирижёру - сердечное спасибо сказать. За настоящий праздник. За надежду, что музыканты его - по меньшей мере, а может ещё и те, кто их услышит и полюбит - вырастут настоящими патриотами, в подлинном, не пафосном смысле этого слова. Ведь именно так и приходит к человеку чувство Родины - и с музыкой в том числе. «Если просто, например, сказать, что Псков - город воинской славы, патриотической гордости от этого ни у одного подростка не прибавится, — прекрасно понимает Александр Роор. - А вот если разучить с ними старинный марш, под который так здорово продефилировать по Пскову, и рассказать им - «в довесок» к этому маршу, - что в Пскове егеря расквартированы были у Гремячей башни, а гренадеры - в казармах у вокзала, а преображенцы - те вообще на парады в Псков из Опочки приходили. И неважно, что музыке духового оркестра, конечно, было чуточку тесно в библиотечном конференц-зале: на такие марш-броски здесь и не рассчитывали. Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.
Комментарии