Актерский дневник 31.12.13 Ура, ура, - театр, наконец, вот-вот!.. В городе, кого ни встретишь, сразу вопрос: «Когда откроетесь?!..» В вопросе и сочувствие, и интерес… А уж какой интерес у актеров! Родной дом, с которым связаны годы, а у кого-то десятки лет жизни, снова откроет двери! Три сезона без своей сцены! А сколько раз переносились сроки! 26 февраля на встрече труппы с губернатором говорили об открытии осенью («Ничто нам не помешает – еще раз говорю при всех! – осенью оказаться в отреставрированном помещении!»).
Осенью стали толковать о начале зимы, потом о Новом годе… Теперь названы февраль и Пушкинский фестиваль. «Потерпите!» - говорили нам. И было ради чего: капитальное обновление, фактически, новый костюм старого театра, в котором хоть куда: и мы хоть куда, и к нам хоть откуда! «Пора, пора! Рога трубят…» Так и хочется вслед за Пушкиным этой радостной первой строкой «Графа Нулина» открыть новую главу в жизни Псковского Пушкинского театра. Пора!..трубят!.. зовут!.. Куда? Конечно же, к счастью. Именно «Граф Нулин» станет первым спектаклем Псковского театра и его художественного руководителя Василия Сенина на обновленной после реконструкции сцене. Именно этой по-пушкински веселой историей о том, как над заезжим столичным прощелыгой Нулиным посмеялась провинциальная простушка, Псковский театр вернется, наконец, в афишу Пушкинского театрального фестиваля, уже XXI-го. Последний раз это было пять(!) лет назад, когда XVI фестиваль открылся «Метелью» в постановке Вадима Радуна. Есть, конечно, и тревоги, и вопросы… В различных публикациях о театре, а паче в анонимных комментариях некто с навязчивой последовательностью старается убедить себя и публику, что в Пскове театра не было и что, дескать, Псков театральный – непаханая целина. Кому это нужно и для чего? Или кто-то таким манером решил помочь новому худруку Василию Сенину и его будущим спектаклям? Мол, где ничего не было, там все покажется шедевром, «в стране слепых и кривой – король»? Не думаю, что подобная подстилка из обывательской соломы нужна Сенину, да и любому режиссеру, уверенному в своем профессионализме и праве на творчество. С тех пор, как Бог создал мир, «ничто не исчезает бесследно и не возникает из ничего», - от закона сохранения энергии никуда не денешься, не отмахнешься, не стряхнешь и, как ту песню, не задушишь, не убьешь. Может, кому-то и не хочется (или не выгодно?) вспоминать, но были в Псковском театре и радостные премьеры, и восхищенные зрители, и несмолкаемые аплодисменты. Были – и глупо делать вид , что не было, – и успешные гастроли по Советскому Союзу с реальными аншлагами и «нетлилишнегобилетика» в Красноярске, Баку, Уфе, Львове, Вильнюсе, Таллине… Была наша «Псковитянка» еще в ГДР-овской Германии, а потом, в другой уже Германии, был «Король Лир» в мемориальном Шекспировском театре в Нойсе – подобии лондонского «Глобуса», и «Маленькие трагедии» в Голландии… Эти страницы можно долго листать. «Это было, было!..» - Так назывался наш большой юбилейный вечер, посвященный 100-летию Народного дома имени Пушкина в 2006 году. Перед тем юбилеем сильна была надежда, что второе свое столетие театр встретит в обновленном капитальной реставрацией здании, но встречает только восемь лет спустя. Но ведь было, было! Был первый совершенно ошарашивающий спектакль на улице, на открытом воздухе, без всяких вспомогательных технических средств – «Цыганы» на берегу речки Вологды в Вологде. Прилипшие к берегам толпы, казавшиеся в свете костров стеной из лиц, - зрители. Лодка (почему-то неотвратимо заполнявшаяся водой), «Цыганы шумною толпой…», лошадка, прущая в гору меж зрителей кибитку с уходящим табором, и несчастный Алеко, жаждущий свободы и не желающий подчиниться ее законам. Всё было восхитительно и подлинно до ужаса, до кровавости. Включая дневную репетицию, когда я в лодке наткнулся веслом на плывущего по реке утопленника, вытащенного потом на берег и увезенного какой-то медицинской машиной. Было… В 1996-м театр получил звание «Академический» - и это тоже не с полки снято. И Европейская премия «Окно в мир», и режиссерские и актерские призы всевозможных фестивалей… Бог весть, откуда вдалбливаются эти мифы, что до нас не было ничего хорошего. По большому счету, об этом же орали большевики в 1917-м: «Всё, что до нас, - дерьмо!», «весь мир …разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» «Ну глупо же, глупо!» - кричит на последнем уже, кажется, издыхании История. - Построить можно только основываясь на чем-то, перерабатывая то, что было жизнью, в жизнь новую. Даже если думаешь, что ты начинаешь с нуля, ты всегда только продолжатель, и никуда тебе от этого не деться. «При слове «культура» я хватаюсь за пистолет», - широко известная фраза, приписываемая Геббельсу. Теперь же, кажется, кто-то готов хвататься за какую угодно дубину при слове «традиция». А ведь и в традициях наличествуют неоспоримые плюсы. Традиция тоже требует творческого подхода и хороша уже тем, что помогает человеку оставаться порядочным. В комментах на текст интервью «Retro-FM» новорожденного завлита театра Юрия Стрекаловского встречаю трогательную заботу о госсредствах: «а вот интересно во сколько обходилось области содержание ничего не делающего штата бездарных актеров в 40 человек?..» Предполагаю, кто автор, но в любом случае это человек, не только не знающий театра, не понимающий природы его, но и в глубине души его презирающий. Здесь всё враньё. В нашем театре никогда не было 40 актеров, самое большее – около 30. Из них никогда не было «ничего не делающих». Главное же вранье, и вранье преднамеренное в слове «бездарных». Есть известный в театре парадокс: один и тот же актер у одного режиссера талантлив, у другого – бездарен. Но и всегда так: каждый из нас в чем-то незаменим, а где-то никуда не годится. Это одно из самых поразительных моих наблюдений – как хороший актер вдруг оказывался беспомощным у нового для себя режиссера и наоборот. Врезалась в память фраза Олега Лоевского, приезжавшего к нам на памятный всем «ДрамДесант»: «нет плохих актеров, есть неухоженные». Я проверил – это правда. Я проверил это, когда взялся ставить спектакль с молодыми актерами (премьера, как публично заверяет худрук, состоится после открытия Малой сцены). И увидел, как в результате долгих непростых репетиций они сами удивились новым своим возможностям. Любой человек, проработавший в театре больше одного сезона, согласится, что каждый театр – это кладбище творческих актерских потенциалов, за нереализованность которых главную ответственность несет режиссер (а кто несет ответственность за назначение режиссеров – разговор особый). Практически у каждого из наших актеров были роли, в которых они в силу разных обстоятельств раскрылись наиболее полно. Я мог бы перечислять и перечислять эти блестящие актерские работы, и сейчас подумалось, что следовало бы посвятить им отдельный выпуск «Актерского дневника», и я непременно это сделаю. Назовите мне любого актера, и я моментально назову как минимум одну роль, в которой он раскрылся максимально как личность и как профессионал. Актер в театре – существо на 100% зависимое! И возлагать на него ответственность за тяжелое положение театра или предъявлять те же требования, что должны быть предъявлены руководству театра и региона – все равно, что спрашивать с детей за поведение родителей. Они – люди, добровольно согласившиеся в определенном смысле остаться детьми. И если даже они бывают невыносимы, то ровно настолько, насколько бывают невыносимы наши дети, когда им не по душе принятые на их счет родительские постановления. О надеждах на художественное обновление театра я уже говорил в «Дневнике» год назад в связи с приглашением на должность худрука Василия Сенина – («Жизнь прекрасна, удивительна!»). Теперь пришло время «сбытия мечт», как говорят дети. Сбудутся ли? Изголодавшуюся по настоящей работе труппу этот вопрос тревожит больше всего. Я попросил ответить на него давнего своего товарища по сцене, народного артиста России, представителя Союза Театральных деятелей в Северо-Западном федеральном округе и председателя Псковского регионального отделения СТД РФ Юрия Новохижина: - Какие у вас тревоги, Юрий Михайлович? - Никаких! И основания к этому более чем серьезные. В течение десятилетий в Пскове традиционным было отсутствие должного внимания власти к проблемам театра. Теперь же имя губернатора Андрея Турчака станет самым звучным и уважаемым в истории псковской сцены. И не только потому, что отреставрирован театр, хотя и этого хватает с лихвой, чтоб войти в историю Пскова. Но, прежде всего, тем, что он сам, своей властью назначил художественного руководителя и этим выступил гарантом, что и в творческом отношении театр ждет интересное будущее. Вот у меня в руках текст его выступления на встрече с труппой театра 26 февраля этого года, когда он представил нам в качестве худрука Василия Сенина. Цитирую: «Я не буду скрывать, что, естественно, я предлагал кандидатуру Василия. Несу ли я за эту кандидатуру какую-то ответственность? Ну безусловно, моральную ответственность несу, потому что он был мной предложен. Пскову нужен театр, области нужен театр…» Далее: «…Я никогда ни в одном своем, ни в публичном, ни внепубличном заявлении не говорил, что я вижу театр только как некую фестивальную площадку. …Вы понимаете, конечно, лучше чем я, что помещение – это не самое главное. Самое главное не оболочка, а содержание, а это – коллектив и стратегия развития театра. С Юрием Михайловичем на этот счёт мы уже несколько раз общались. У каждого из вас есть свои профессиональные достижения, есть свой багаж. Я всегда говорил о том, что псковский театр должен быть репертуарным, - чтобы снять эти вопросы и больше, чтобы на эту тему не дискутировали. Я знаю, что и у Юрия Михайловича такая позиция, и у Василия такая позиция (на первой встрече он её озвучил), у Александра Ивановича тем более… И задача – не растерять то, что было наработано годами. У нас есть все шансы сделать наш театр интересным для зрителя и чтобы мы все нашли в нем свое место…» - Поэтому в будущем нашего театра я, сегодня уверен, как никогда! – Почти пафосно заключил народный артист. А закончил новогодним: - Через «Актерский дневник» обращаюсь ко всем людям театра Пскова, Великих Лук и нашим дорогим зрителям: пусть наступающий Новый год будет годом наших общих и больших Новых радостей, годом новых красивых премьер и восторженных аплодисментов! P.S. Этот текст был написан до того, как 30 декабря в присутствии министра культуры Владимира Мединского и губернатора Андрея Турчака мы впервые увидели отреставрированный театр. Он прекрасен! Вик. Яковлев
Комментарии