Сказочную страну, где каждый может быть совершенно счастлив, создать, оказывается, проще простого. Плавно движущиеся зеркальные стены, зеркальный потолок: собственные - такие милые! - плывущие отражения вокруг и ничего-никого больше.
Правда, этого счастья хватает только на 9 минут и 9 секунд, - но мы же пока еще не волшебники, мы так, только учимся… Двадцать лет спустя «Мы не волшебники» - именно так называется новый спектакль Псковского областного театра кукол по мотивам сказки «Золушка». Премьера долгожданная - и для зрителей, и для режиссера, заслуженного артиста России Александра Заболотного. Для Сан-Саныча эта сказка - еще и своеобразный знак, что ли. Давным-давно, в прошлом веке и двадцать лет назад, когда Саша в первый раз работал в псковском театре кукол, он (уверяет: случайно!) поставил именно «Золушку». Тот спектакль, - сейчас вспоминает Заболотный, - был, может, и не самым удачным, но любимым точно. Потом Саша уезжал из Пскова и возвращался. Терял, находил, менялся. И новая «Золушка» - совсем-совсем другая. История Золушки в пересказе Александра Заболотного немного отличается от той, что в экранизированной пьесе Евгения Шварца: в Псковском театре Золушку (куклу ведет Раиса Иванова)находит сам Король (Борис Поткин). Что очень импонирует в спектаклях Александра Заболотного, - они смешные. А еще то, что, рассказывая сказки малышам, Сан-Саныч никогда не забывает про взрослых, которые привели своих чад на спектакль. Новая «Золушка» поставлена для младших школьников, и первоклассники просто в восторге, когда, например, на сцену выходит Мальчик-с-Пальчик ростом под два метра (Валерий Болданюк). Дети счастливо визжат, когда кукла-волшебник, похожая на огромного разноцветного петуха с длиннющим хвостом, улепетывает от другого волшебника, человека пожилого и серьезного (Евгений Бондаренко). Ученики псковской школы № 21 на премьерном спектакле. Да что там! Для того, чтобы поднять настроение благородной публике, достаточно сделать этому самому серьезному волшебнику «рожки», - и маленькая кукла-заяц, которая прячется аккурат за большой головой прислонившегося к ширме артиста и быстро-быстро шевелит ушами, срывает чуть ли не овации! «Кам-м-мера обскур-р-ра!» Взрослых смешит другое. То, например, как мальчик-паж (Виталий Ивашнев) тащит тяжеленную тыкву, которую фея планирует превратить в карету. И шатается от кукольного груза в такт… страстному аргентинскому танго. Или, например, взрослых неожиданно веселит очень страшное и таинственное заклинание «Кам-м-мера обскур-р-ра!» В общем, один взмах волшебной палочкой, - и на театральном небе, как на новогодней елке, зажигаются звезды, и зал, тысячу раз, казалось бы, видевший этот нехитрый «приемчик», в тысячу первый раз завороженно ахает. И становится совершенно очевидно: хорошо, что, несмотря ни на что, «Золушка» все-таки, наконец, приехала на этот псковский бал. (Спектакль должны были выпустить еще в прошлом году, но премьера срывалась несколько раз: то исполнительница главной роли ломала ногу, то занятые в спектакле студенты на два месяца «выпадали» из рабочего ритма.) Представление получилось очень красивым (в качестве художника-постановщика на афише обозначен Евгений Бондаренко, но сам Евгений Владимирович уточняет, что над куклами начинал работать еще петербургский художник-кукольник Андрей Севбо) и достаточно сложным: скоростным и со многими трюками. В спектакле задействованы разные куклы - и обычные тростевые (даже крошечная и шустрая мышка - на тростях…), и настольные, или планшетные, и даже гештальт-куклы - статичные фигурки на шарнирах, что для сцены совсем уж редкость. Куклы-артисты из «Золушки» Неподвижность этих нарядных артистов-кукол контрастирует с веселой возней, которую артисты-люди затевают на сцене - с то и дело возникающими стремительными догонялками. Красивые куклы безучастно смотрят на то, как ближе к концу спектакля мальчик-паж в очередной раз выходит из-за кулис, но уже в золотом камзоле своего учителя, важно оправляя манжеты и застегивая пуговицы на ходу. Подражая старому волшебнику, мальчик-паж вальяжно устраивается в кресле и начинает читать вслух правило, - наверное, из учебника для начинающих колдунов: «Чтобы превратить лягушку в слона…» Правило, впрочем, так и остается недочитанным, а вновь испеченный волшебник - недоучившимся. Дети и взрослые относятся к этому обстоятельству по-разному, а что думают на сей счет куклы, вообще никому не известно. Сам себе летописец «Детскую карту» очень серьезно отыграли на минувшей неделе и в музее-заповеднике «Изборск». Вчера здесь объявили о презентации сразу трех новых интерактивных программ. Первая - «Летопись древнего города Изборска» - предназначена для школьников 3-7 классов. Проводят ее в бывшей усадьбе купца Анисимова, в «декорациях» исторической экспозиции, которая рассказывает о судьбе Изборска от древнейших времен до Полтавской битвы. В ходе игры ребята могут почувствовать себя «чуточку летописцами» и самостоятельно написать совершенно правдивую летопись. Получившийся исторический труд можно забрать с собой домой, - подтверждают музейщики. В этом же зале школьники (ученики 5-9 классов) могут отправиться в воображаемое «Путешествие из Изборска в Царьград», для чего всего-навсего нужно выбрать корабль и героя, который возглавит поход по водному пути. Посещая разные древние города, дети преодолевают воображаемые же, но вполне исторические препятствия и трудности… Еще одна игровая (командная) программа-квест - почти компьютерное фэнтези, только вживую. Ее пространство - уже не один только зал, но практически вся территория заповедника: взрослым не жалко даже благоговейной тишины, в другое время царящей в музейном пространстве. Пусть вслух читают «Лист открытий» (так в Изборске назвали специальный игровой путеводитель), пусть громко спорят, обсуждая непростые задания - пусть только учатся и открывают для себя историю и родную страну. Им понравится! Ключи от всех пределов Чудесная возможность открыть для себя страницы отечественной истории была на минувшей неделе и у жителей и гостей Великих Лук. Здесь, в Краеведческом музее развернута выставка «Город, который был. Воронич» из фондов Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». История города-легенды во всей ее полноте, от XVI до XXI века, в экспозиции представлена, казалось бы, традиционно: живопись, графика, предметы из этнографических коллекций… Однако большую - очень подробную, «полнокровную» - выставку можно рассматривать и час, и два. Для того, чтобы посетителям выставки лучше можно было рассмотреть старинные ювелирные украшения и монетки, найденные при раскопках Воронича, в музее над ними укрепили увеличительные стекла. В отдельный раздел собрана крестьянская одежда и бытовая утварь, - есть, кажется, все, как в зажиточном хозяйстве, вплоть до набойных досок, с помощью которых наносили рисунок на ткань. На выставке можно увидеть серебряные монетки-чешуйки, огромные средневековые ключи и замки, старинную колотушку, в которую стучал сторож, обходя вверенные ему пределы… Особый раздел выставки - живопись (в том числе иконы) и графика, а еще - редчайшие экспонаты! - планы, схемы и карты городища Воронича, выполненные в разные годы. Блестящая пьеса Однако самое важное великолучанам на этой неделе говорили не экскурсоводы, а… две скрипки, альт и виолончель: в небольшом концертом зале на Ботвина дал концерт именитый ансамбль, Государственный квартет имени Глинки. Именитые музыканты приезжают в Великие Луки в третий раз - третий год подряд. Не однажды ансамбль давал концерты и в Пушкинских Горах - по приглашению музея-заповедника «Михайловское» (и великолукские любители музыки организованно, на специальном автобусе, ездили на концерты - не так и далеко, если подумать). Но в каком бы зале всемирно известные музыканты не играли, ни малейших «скидок на провинцию» для слушателей они не делают. Безупречное исполнение и достаточно сложная, рассчитанная на подготовленного слушателя программа, никакой «классической попсы» - подчеркивает заместитель директора Центра эстетического воспитания города Великие Луки Татьяна Дудко. Заслуженные артисты РФ Степан Якович (первая скрипка) и Олег Смирнов (виолончель), лауреаты международных конкурсов Владимир Безруков (вторая скрипка) и Лев Серов (альт). Фото предоставлено Великолукским ЦЭВ. В этот раз столичные музыканты исполнили для великолучан квартет «Смерть и девушка» Франца Шуберта - музыку трагическую и очень «личную» одновременно, только усиливающую столь часто возникающее у современного человека ощущение полного одиночества перед лицом не только смерти, но и жизни. Во втором отделении программы прозвучал фортепианный Квинтет Роберта Шумана - его по праву считают одним из лучших произведений немецкого романтика. Эту блестящую пьесу (в первой части которого - Allegro brillante - фортепиано, заметим, чуть ли не лидирует) вместе со струнниками Государственного квартета исполнила великолукская пианистка, солистка филармонии и преподаватель великолукской ДШИ по классу фортепиано Елена Войтушко. Высококлассный музыкант, выпускница вначале Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, а затем и Горьковской (Нижегородской) консерватории, известной всему миру своими традициями и премьерами, она, тем не менее, не осталась «в столицах», а вернулась в Великие Луки, и это - большая удача для города, - свидетельствует Татьяна Дудко. Лауреат Всероссийского конкурса Елена Войтушко по праву разделила успех концерта с музыкантами Государственного квартета имени Глинки. Фото предоставлено Великолукским ЦЭВ. * * * Сказочную страну, где каждый может быть совершенно счастлив, открыть для себя в эти дни, оказывается, было проще простого. Можно было, например, прийти в областную филармонию на большой концерт, которым открыли Международный фестиваль-конкурс исполнителей на многострунных народных инструмента, и услышать много очень разной музыки, и удивиться летней пестроте этой части мира. Можно было прийти в Псковский музей-заповедник на выставку цветов, которую привезли в Псков фотохудожники и мастера декоративного искусства из Латвии, и убедиться, насколько права госпожа консул, говорившая на открытии не о талантах (хотя таланты тоже никто не отрицал), а о радости, как главной составляющей искусства. Можно было, наоборот, прийти на философскую выставку Игоря Иванюка «Время рисовать камни», - и, оттолкнувшись от чужих «камней преткновения» (так сказал о своем, очень необычном для Пскова, проекте сам живописец), выплыть по воле волн. К каким-то совсем другим берегам. Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей
Комментарии