Переход через нулевые
0За окном – 90-е
1990-е годы в России – время, которое, пожалуй, проклинает подавляющая часть россиян.
Экономический коллапс, гиперинфляция, зарплаты не платят, продукты по талонам. Псковская область этого не избежала. На заводах происходят массовые сокращения, часть из них просто закрываются; часть, вместе с людьми, которые на них работают, становятся разменной монетой в рейдерских играх. На грани выживания находились кабельный завод, «Зубчатка», ТЭСО; целый ряд заводов в Великих Луках мучительно пытались найти способ остаться на плаву.
– Мы уже забыли, что такое пустые прилавки в магазинах и отсутствие работы. Про постоянные задержки зарплаты по несколько месяцев. В Псковской области в 1999 году с задержкой выплачивалась половина фонда оплаты труда, – говорит эксперт, кандидат экономических наук Максим Голиков.
Экономический развал происходит на фоне непрекращающейся политической возни по разделу сфер влияния, бесконечных войн между политическими группировками.
Тем временем инфраструктура псковских городов и сел продолжает разрушаться, дороги не ремонтируются годами, поля повсеместно зарастают.
Политической и экономической ситуацией в стране и регионе пытаются воспользоваться наши соседи – Латвия и Эстония, заявляя свои территориальные претензии на земли Пыталовского и Печорского районов…
Россия трещала по швам – и это не громкие слова, не банальность. Псковская область в полной мере ощутила на себе войны на Кавказе: оттуда не вернулись больше сотни бойцов 76-й дивизии, псковского спецназа. Сотни вернулись покалеченными.
Доверие к федеральной власти, к президенту Ельцину, к региональным властям стремится к нулю.
Все пороки системы на российском уровне как в зеркале отражались в Псковской области: клановость, внутренние конфликты, преступность, бардак в экономике…
О том, что будет завтра, думать не хотелось. Завтра кажется безнадежным днем…
Россия, Псковская область жила в глухой обороне.
– В 1998-1999 гг. была просто катастрофа, – вспоминает генеральный директор завода "Велмаш С" Сергей Сергиенков. – Страна превратилась в большой базар, где промышленник остался без дела, его продукция никому не нужна. Процветал бартер, а зарплаты не выплачиваются месяцами, а где-то и годами. "Велмаш" не исключение, мы тоже это проходили.
Центр тяжести
В 2000 году граждане России избрали своим Президентом Владимира Путина.
Ситуация начинает медленно, со скрипом изменяться.
В политическом и экономическом обороте появляются слова "стабильность", "развитие" и "перспектива". Впервые в новейшей истории России у страны появился сильный лидер.
– Подъем пришелся на период правления Путина, – рассказывает Сергей Сергиенков. – Нам дали почувствовать, что деньги работают, что их можно зарабатывать, рубль стал деньгами. Произошло расширение внутреннего рынка и улучшение экономической ситуации. Все промышленники хотят, чтобы их продукция реализовывалась: и продукция "Велмаша" стала находить своего покупателя. По сравнению с 1990-ми мы нарастили объемы производства в десятки раз!
Ситуация изменилась и в других сферах: от образования до быта.
– Например, в начале 90-х в Пскове было только 2 вуза; ехать в другой город получать образование – нет денег, и хотя мы получали хорошее образование, но потом шли за вторым. И вместо пяти лет приходилось учиться восемь, – сравнивает Максим Голиков. – О региональном объединенном вузе с разнообразными направлениями и специализациями, процесс создания которого идет сейчас, мы могли лишь мечтать. У моего дома было менее десятка парковочных мест, и почти всегда они были свободными. Автомобиль был роскошью, а каждый автобус утром приходилось брать, что называется, штурмом.
Что предстоит впереди Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. мы смогли успешно преодолеть. В этом заслуга политики Владимира Путина, благодаря которой у страны в нужный момент оказались накоплены запасы денежного «жира». Однако впереди – задача не просто сохранить достижения, а развивать и приумножать их.
– Сейчас мы живем совсем по-другому, – говорит экономист Максим Голиков. – Инфляция стала в разы ниже. Мы стали получать зарплату вовремя. Мы можем сменить работу. Мы можем выбрать, в каком магазине купить продукты. У нас есть выбор, а это важно. Мы достигли определенного уровня и хотим большего. Нам доставляет беспокойство мировой кризис, но если говорить о российской экономике, она стала сильнее. Об этом, кстати, говорят независимые эксперты на международных форумах, им незачем приукрашивать действительность, они не идут на выборы.
Обратите внимание: за последние годы, в том числе годы кризиса, в Псковской области производства не закрывались, а, наоборот, развивались. При губернаторе Андрее Турчаке в регионе заработал первый завод со стопроцентным иностранным капиталом. Устойчивая политическая система в России, внятные, прозрачные и комфортные условия для работы инвесторов в регионах, в том числе в Псковской области – еще десять лет назад это казалось невозможным.
В следующие 10 лет в экономику страны войдут около 10 млн молодых россиян. В Псковской области – тысячи бывших студентов. В 1990-е годы вопрос получения образования под конкретную специальность на конкретном предприятии не стоял (лишь бы просто была работа), то теперь все большее количество молодых псковичей, умеющих думать о перспективах, идут учиться с прицелом на конкретное производство.
Объяснение этому очевидно: число рабочих мест на реальных производствах растет. Кроме того, в регионе запущен целый ряд инвестиционных проектов, которые в ближайшей перспективе востребуют несколько тысяч новых специалистов. Одним из таких паровозов становятся индустриальные площадки в Моглино и Ступниково.
– Чтобы не было возврата к прежнему, нужно поступательное движение вверх, пусть и маленькими шажочками, но обязательно движение, – уверен промышленник Сергей Сергиенков. – Фон уже создан, но продолжать делать ситуацию благоприятной одному Путину будет тяжело. Я знаю, что производители Псковской области готовы помогать, мы часть команды, которая работает на благо страны.
Для небольшой приграничной Псковской области политическая и экономическая стабильность в государстве, достигнутая при Владимире Путине, принципиально важна. Не имея в экономике области градообразующих крупных предприятий, но при этом обладая стабильно растущим сегментом малого и среднего бизнеса, мы очень зависим от понятности, прозрачности и стабильного развития в долгосрочной перспективе.
Псковской области стабильность, устойчивость в развитии нужна по горло. Смена правил игры вкупе с мировым экономическим кризисом ударит в первую очередь по регионам со слабой ресурсной базой.
– Для укрепления экономики страны и области необходимо дать возможность для проявления инициативы во всех плоскостях, – уверен экономист Максим Голиков. – Предприниматель и работник должны почувствовать поддержку и защиту со стороны государства. Определенная база, фундамент для движения вперед, для продолжения экономических реформ уже есть. Не вижу смысла разрушать ее, не вижу смысла проходить еще раз тот трудный этап восстановления экономики, что у нас уже был.
Чтобы избежать этого, сохранить накопленные с таким трудом достижения, России по-прежнему нужен сильный лидер. Это очевидно подавляющему большинству предпринимателей, которые смогли преодолеть границу нулевых годов, сохранить свои предприятия, дать им новое развитие.
И какие бы имена сейчас ни назывались, все понимают, что в стране пока только один сильный лидер. И один шанс снова не скатиться в пропасть.
Андрей Разумов, газета "Псковская правда".
Комментарии