Завтра, 12 января 2017 года, прокуратура России отметит 295 лет. Об истории и общественной значимости данного государственного органа
0С момента учреждения прокуратуры 12 января 1722-го года кардинальные и многократные изменения претерпели абсолютно все сферы жизнедеятельности государства, однако суть работы прокуратуры оставалось неизменной все это время. При создании нового органа государственной власти Петр I весьма емко поставил перед ним задачу: «Уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Тем же днем Император назначил Генерал-прокурором графа Павла Ивановича Ягужинского, назвав его оком, коим государь будет видеть все.
С тех пор ведомство меняло название, структурную принадлежность, принципы работы, подстраивалось под изменения законодательства и Конституции, при этом незыблемой оставалась цель – борьба с преступностью и беззаконием во всех его проявлениях.
К слову, в царской России орган претерпел изменения лишь дважды. В 1802-м году институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором. Спустя полвека судебная реформа установила «Основные начала судебных преобразований», которые в основном касались системы судоустройства. «При судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий должны иметь товарищей», – гласило постановление, а также констатировало, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
Однако с 1917-го года ведомство достаточно часто видоизменялось, а основы деятельности прокуратуры дополнялись все новыми правовыми положениями и дополнениями. В том же 17-м году был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялась существующая до революции система, институты судебных следователей, а также органы прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Их обязанности взяли на себя вновь учрежденные народные суды и революционные трибуналы. Следственными производствами стали заниматься особые следственные комиссии.
Спустя 6 лет была образована Прокуратура Верховного суда СССР. Орган получил широчайшие полномочия, включая право голоса в заседаниях высших органов власти государства, более того, ведомство наделили полномочиями приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда.
В 1933-м году спектр полномочий Прокуратуры был еще больше расширен. На нее были возложены задачи, определяющие работу уполномоченных органов на всей территории страны и союзных республик. В их числе надзор за соответствием постановлений и распоряжений любых ведомств республик и местных органов власти и постановлениями правительства, возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР, полное руководство над деятельностью прокуратур, ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений.
Таким образом, утвержденное в 33-м «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Через три года состоялось окончательное отделение всех подразделений ведомства из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
Во время Великой Отечественной войны деятельность Прокуратуры была перекроена на «военный лад», проще говоря, работа ведомства была подчинена одной общей задаче – победе над фашистским натиском. В годы войны прокурорам и следственным работникам присваивались чины, приравненные к воинским званиям, и выдавалось новое форменное обмундирование. После победы над Германией Прокуратура перешла к работе, согласно положениям довоенного времени, а Генеральным прокурором СССР был назначен Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955-го года, согласно указу Президиума Верховного Совета СССР, был принят такой важный законодательный акт, как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». С тех пор на Генерального прокурора СССР было возложено осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также всеми гражданами, находящимися на территории СССР.
Следующее изменение Прокуратура СССР претерпела в 1977-м, когда была принята новая Конституция. При этом положения, принятые в 1955-м, скорее, несколько модифицировались на бумаге, нежели изменились. Таким образом, суть работы осталась прежней. Ведомство обладало все теми же широкими полномочиям и определенным спектром задач:
- высший надзор за точным и единообразным исполнением законов;
¬- борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
- борьба с преступностью и другими правонарушениями;
- расследование преступлений;
- привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;
- обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;
- разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями;
- участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.
После распада Советского Союза ведомство видоизменилось в последний раз. В январе 1992-го года был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому в новой Конституции РФ был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В результате преобразований орган окончательно сформировался структурно и стал полностью самостоятельным, коим является и по сей день.
В целом, сколько бы положение Прокуратуры не менялось и не дополнялось, ведомство всегда имело огромное государственное и политическое значение. Сколько бы преобразований не претерпел орган государственной власти, основной его задачей так и остались те самые слова Петра I, озвученные 295 лет назад. Именно от прокуратуры во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.
Комментарии