День 15 июня 2013 года просто обречён стать памятным, знаменательным и любым другим в аналогичной стилистике для всех городских ценителей рок-музыки. Впервые в своей истории Великие Луки могли вживую услышать Джо Линн Тёрнера - вокалиста групп «Rainbow» и «Deep Purple», признанную рок-звезду первой величины.
Не с запиленных дисков и не по вражьим радиоголосам впервые прозвучало над валами крепости то, что давно уже стало азбукой рок-н-ролла. То, что знают даже те, кто не знает из такой музыки ничего другого.
Smoke on the water
And fire in the sky...
И к этому ничего ни прибавить, ни убавить. Да и не нужно убавлять или прибавлять, поскольку фамилия «Тёрнер» сама всё о себе скажет. Благо, что 61-летний ветеран рок-сцены находится в прекрасной форме, и вокальные данные у него до сих пор в полном порядке.
Нет, конечно, можно покуражиться и начать бубнить, что хорошо бы, чтобы такая встреча состоялась не сейчас, а лет …надцать назад. Но в таком случае и жили бы мы не в Великих Луках, а в Нью-Васюках. Поэтому будем принимать очевидное с пониманием и порадуемся, что Тёрнер хоть и в свои 61, но доехал до города.
Для поклонников
А перед своим выступлением в рамках рок-фестиваля «Открытое небо» живая легенда провёл пресс-конференцию и автограф-сессию в кафе торгового центра «Апельсин».
Переводчиком Тёрнера выступала его супруга Майя - юрист-международник по образованию, уроженка Минска.
Ещё в 12 лет Майя сказала матери после просмотра записи рок-концерта: «Когда-нибудь я выйду замуж за этого человека». Через 10 лет состоялось знакомство, и так всё оно и получилось, как представлялось в детских мечтах. Мечты иногда сбываются!
Наконец, ведущий пресс-конференции Константин Кайлов дал старт общению. Очень интересно было следить за мимикой Джона, за пластичными жестами, за его смесью английского и русского языков.
- Hallо, Joe!
- Привет! Как дела? – эти первые фразы Тёрнер говорит по-русски. - Хорошо. Очень хорошо.
- Джо! Все рок-н-ролльщики, звёзды тяжёлого рока, в детстве, как правило, увлекались какими-то вещами, которые воплощают в себе дозу адреналина серьёзную. Увлекались ли вы какими-нибудь автомобильными соревнованиями, гонками, скоростной ездой на мотоцикле? Что-нибудь такое было в вашей жизни?
- Yes! Да. Я увлекался, конечно же, мотоциклами. Рок-н-ролльная жизнь без адреналина - никуда. Я увлекался мотоциклами, но у меня неприятный инцидент произошёл, и после этого я «завязал» с любыми рискованными вещами. Будь это мотоциклы или спортивные машины.
- А если не секрет, что произошло?
- Я был в Лос-Анджелесе. Ехал. Было очень дождливо. К тому же масло на дороге было разлито. И заднее колесо повело в сторону, а я ушёл вниз, под гору. В результате - две недели госпиталя.
- Вы работали в группе Ингви Мальмстина, через некоторое время пути ваши разошлись, но потом вы вновь записали с ним совместный альбом. Будете ли вы дальше работать с Ингви Мальмстином?
- Нет, - Тёрнер сразу и категорично говорит по-русски.
- Если не секрет, то почему?
- Очень тяжело с ним работать. У него иго, не подконтрольное никому и ничему.
- А что касается группы «T. O. P. GUN» (с этой питерской командой Тёрнер приехал и в Луки – А. К.). Будете ещё работать с ними?
- Да. Конечно же, мы играем живые концерты с ними. Меня это не ограничивает, потому что я очень занят своими новыми проектами. Сейчас начинаем новую группу, это будет очень большое событие в рок-н-ролльной музыке. Это легендарные музыканты, гитарист Брюс Кулик из группы «Kiss». Кармин Эппис на барабанах. Тони Франклин на басе. Он играл с Джимми Пейджем. Я очень взволнован этим событием. Выход нового альбома планируется весной 2014 года.
- Вы равнялись на какого-нибудь известного человека? Кто был вашим кумиром?
- Джимми Хендрикс. Джимми Хендрикс был моим героем. И я начал свою карьеру с игры на гитаре. Изначально я был гитаристом, не вокалистом. А среди вокалистов… Я увлекался очень соул-музыкой, ритм-энд-блюзом, а не только роком.
- Скажите, пожалуйста, какие моменты в своей жизни вы хотели бы ещё раз пережить и перечувствовать ещё раз?
- Очень тяжело сказать.
- В творческой деятельности.
- Я думаю, что когда я вошёл в состав группы «Rainbow», наверное, это был самый запоминающийся момент в моей карьере. Это было началом, наверное, моего творческого пути. Настоящего. Это было так давно. Это был очень важный момент жизни.
- У Блэкмора была жёсткая ротация кадров, а вы так долго продержались.
- Блэкмор и я были очень хорошими друзьями. Самое главное, у нас было уважение. Это дало нам возможность развить наши отношения. И продолжить их. И создавать замечательную музыку. И он не настолько тяжёл, как Мальмстин.
- Сейчас поддерживаете контакты?
- Нет, не очень. Он сейчас живёт очень приватной
жизнью. Я это очень уважаю. Я поздравил его с рождением дочери и получил ответ: «Спасибо».
- Как вы пришли к музыке?
- Мой отец слушал музыку. Он был очень хорошим вокалистом. Но он пел в основном в армии и дома. Он не был профессиональным вокалистом, состоял в организации, которая давала концерты американской армии. Он играл многое, Карузо, Френка Синатру, от оперы до поп-музыки. «Битлз», конечно.
Он купил гитару. Но я играл лучше, чем он. Поэтому он отдал гитару мне. До гитары я играл профессионально на аккордеоне. Но это не сексуальный инструмент, в моём понимании. Мне гитара очень подходила, и я остановился на ней. Очень простая история. Очень много практики и упорства.
- Если возможно, нельзя ли поподробнее рассказать о сотрудничестве с Гленном Хьюзом.
- О`кей! Проект Хьюза-Тёрнера начался в Японии. Я проводил там сольное турне. И нужен был бас-гитарист, который мог бы быть на бэк-вокале со мной. Представители звукозаписывающей компании и я сидели в ресторане и пили много саке. И представители предложили кандидатуру Гленна Хьюза.
Я сказал: «Конечно же». Взял телефон прямо там же, забыв про 14-часовую разницу с Лос-Анджелесом. Он спал в тот момент. Гленн сказал: «Поговорим об этом завтра». На следующий день они договорились обо всём.
- По-моему, Гленн Хьюз больше, чем бэк-вокал?
- Конечно, – соглашается Тёрнер по-русски. - Он как брат мне. Конечно.
- У каждого человека помимо его основной работы есть ещё какое-то хобби. Какое хобби есть у вас?
- Спать. (Дружный смех). Когда ты находишься в туре, это очень тяжело. Но когда я дома и у меня есть время, я очень люблю заниматься гимнастикой, спортом. Люблю плавать. К сожалению, у меня не настолько много времени заниматься этим. Я всегда работаю. Поэтому мне очень хотелось бы поспать иногда.
- Где вы черпаете энергию, если у вас так мало сна?
- Я очень забочусь о своём здоровье, и вот это мои витамины. – Тёрнер достаёт из кармана коробочку с какими-то капсулами и потряхивает её. - Каждый день я их принимаю. Я очень дисциплинирован. Хорошая еда, чистая и здоровая, никаких макдональдсов и бюргеркингов. Много воды. На сцене нужен очень-очень большой заряд энергии. И энергии недостаточно для меня, если я просто поем. Я принимаю женьшень, китайские травы специальные. Все витамины природные, натуральные. Никакой химии. Это очень важно.
На десерт Тёрнер ответил на вопрос о тяжёлой музыке. Понятно, что вопрос звучал весьма провокационно, но рок-легенда решил не разочаровывать спрашивающего и обозначил несколько наименований. Таких, например, как «Rammstеin» или раннее из «Nickelback». Хотя и чувствовалось, что с гораздо большим удовольствием он бы воздержался с выставлением оценок.
Выросли на Тёрнере
20 минут пресс-конференции пролетели незаметно. А за рядами стульев прессы уже собралась изрядная толпа из поклонников и ценителей рок-музыки. Кто протягивал для автографа гитару, кто мотоциклетный шлем, кто бережно вытаскивал из пакетов виниловые раритеты. И музыкант терпеливо расписывался, жал руку, фотографировался и, вообще, всячески выказывал уважение тем, кто его любит и знает.
Вполне естественно и то, что среди пришедших на встречу было много рок-музыкантов, которые сумели состояться творчески именно благодаря влиянию классического западного рок-н-ролла. Таких как лидер heavy-metal-команда «ROXXX» и один из признанных великолукских авторитетов тяжёлой музыки Игорь Хеви Ракчев.
- Когда состоялось заочное знакомство с творчеством Тёрнера?
- Это произошло в 1983 году. Одна из первых пластинок, которые я услышал, это «Bent out of Shapе» группы «Rainbow». Тогда у меня ещё был катушечный магнитофон. И там, на бобине, этот альбом был записан.
Я его запилил до дыр. Просто! Потом где-то года через два всеми правдами и неправдами начал искать хорошую копию этого диска. Я до сих пор его помню наизусть. И этот диск, на котором что ни песня, то шедевр мелодичного хорошего харда, наверное, и повлиял, на то что я стал рок-музыкантом в конце концов. Это настолько на мою неокрепшую душу произвело впечатление, что просто перевернуло всё моё мировоззрение.
Вторая уже группа была «Motörhead», которая окончательно меня «испортила». Но это уже другая история.
В крепости
Словом, Тёрнера в Великих Луках ждали по-настоящему, и можно было ожидать, что и фестиваль «Открытое небо» пройдёт во всех смыслах успешно. Даже для разогрева самой первой на сцену вышла питерская блюзовая группа «911 Band» с гитаристом и вокалистом Ярославом Помогайкиным - лауреатом парижского конкурса на лучшее исполнение музыки Джимми Хендрикса.
Музыканты понимали, что на сцене сейчас хотят видеть не их, а Тёрнера, однако лицом в грязь не ударили и выступили так, как многим местным и за годы репетиций не сыграться. Своё обаяние команде добавляли и белокурые девушки из бэк-вокала Алина Долгополова, Александра Помогайкина. Они и пели, и подтанцовывали, и, вообще, были весьма уместны среди классики ритм-энд-блюза.
С девушками, кстати, удалось потом поговорить. Они в группе уже лет пять, выступают постоянно. А Александра, предчувствуя вопрос, сама пояснила:
- Не жена Помогайкина, а его дочь.
Что же, у лидера группы не только гитарные соло удаются, но и всё остальное – тоже.
Второй после питерцев выступала «Ария». Признанная отечественная heavy-metal-команда, которую ни представлять не нужно, ни как-либо характеризовать. Можно, конечно, порассуждать на тему, стала ли «Ария» лучше или хуже с уходом вокалиста Валерия Кипелова, но и с Михаилом Житняковым эта группа продолжает оставаться одной из самых любимых в России.
Многотысячная волна поклонников рока, которая разливалась в чаше крепости, просто взорвалась аплодисментами и криками, когда на сцену стали выходить знакомые по записям и столичным концертам люди. «Арии» подпевали, а когда время отпущенное на их часть концерта закончилось, то отпускали музыкантов с явной неохотой. Как от души что-то отрывали.
Показательным видится разговор девушки-корреспондентки с одним из «арийцев». Её подталкивают:
- Чего стоишь? Спрашивай.
Та всё равно продолжает молчать, наконец, выговаривает:
- Можно вас поцеловать.
Такие вот поклонники и поклонницы!
В перерыве между выступлениями групп состоялся розыгрыш iPad-а. Удача
улыбнулась великолучанке Елене, которая пришла на концерт с трёхлетним сыном.
Константин Кайлов с удовольствием поцеловал победительницу:
- Обожаю свою работу.
Затем с представлением выступили участники военно-исторического содружества «Святослав» Сергей Сухорученков, Валентин Соловьёв и Сергей Суриков. До показательного боя состоялся небольшой разговор с С. Сухорученковым.
- Что вы сегодня представляете?
- Постараемся вдвоём «убить» скандинавского берсерка. Он будет «рубить» нас двумя руками. По всей видимости, он нас обоих «убьёт», но и мы его замучаем...
- Кто будет берсерком?
- Валентин.
Почему спросил? Да потому что выступать на жаре в тяжеленных доспехах, орудуя мечами и топорами, крайне сложно просто физически. Поэтому ребята из «Свято-
слава» тоже получили свою щедрую и заслуженную порцию аплодисментов.
Долгожданный Тёрнер выступал третьим по счёту вместе с питерцами из «T. O. P. GUN». Легенда ещё раз доказала, что является легендой без всяких натяжек и рекламных трюков. Грамотная режиссура движений, внимание к публике и самое главное - отличный вокал! Мощный, сочный, почти как в лучшие годы.
А попытка завершить выступление завершилась
именно тем, чем и могла завершиться. Особенно активным скандированием «Тёрнер! Тёрнер!», лесом поднятых рук. И целыми тремя песнями на бис. Включая ту самую «Smoke on the water», фактическую визитную карточку «Deep Purple».
К моменту теперь уже окончательного прощания Джо Линн Тёрнера с публикой на сцену поднялся художник Юрий Вороненко с нарисованной им в режиме реального времени картиной «Старость и смерть». В работе были представлены череп, песочные часы и всё прочее, напоминающее о бренности земного и о том, как важно ценить эти земные мгновения.
Во время второго перерыва в концерте были разыграны 2 подарочных сертификата на 5 тысяч рублей. Удача на этот раз улыбнулась великолучанину Дмитрию и Татьяне из Невеля. Причём интересно, что обладатель первого сертификата вытаскивал из лототрона второй выигрышный билет.
Также работали торговые ряды с сувенирами. А на выступлении Тёрнера над сценой прошли аэростаты. Состоялось и свечение этих красочных оболочек, которые в вечернем небе смотрелись особенно выигрышно.
И, наконец, до салюта Великие Луки увидели выступления кавер-группы «That Zeppelin», которая четыре года назад уже приезжала на нашу встречу воздухоплавателей с хитами «Led Zeppelin», и такой успешной отечественной команды как «Pushking» Константина Шустарёва.
Кстати, по «Pushking». У одного из участников группы в Великих Луках есть родственник, так что выступать им здесь было, видимо, вдвойне комфортно.
Рок-действо на крепости завершилось примерно к 01.00 уже 16 июня. 100 киловатт звука эхом расходились по окрестным кварталам. И хотя, понятное дело, у всех разные вкусы и музыкальные предпочтения, но приезд Тёрнера, как ни крути, - это рок-событие для нашего города. С чем Великие Луки остаётся лишь в очередной раз поздравить!
А. КАНАВЩИКОВ
Фото Татьяны ЛАПКО