Что нужно знать о российском авторынке этой весной
01. Рынок падает все медленнее, но дна еще не достиг
Каждый месяц итоги продаж автомобилей звучат все оптимистичнее. В январе падение рынка относительно показателей годичной давности составило 29,1%, в феврале — 13,4%, в марте, практически в соответствии с прогнозом «РГ», — 10,0%, символично зависнув на последней двузначной цифре. Но в АЕБ уверены, что радоваться рано.
«Результаты марта продемонстрировали, что авторынок в целом еще не в очень хорошей форме, хотя постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения. Дальнейший прогресс в этом направлении в большой степени зависит от макроэкономического окружения и последовательности усилий правительства по стимулированию спроса на рынке в ближайшие месяцы», — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Эти слова, к немалому удивлению, не отдают даже «сдержанным оптимизмом». Впрочем, функционер таким образом, возможно, апеллирует к властям. На его взгляд, им не следует снижать объемы и темпы господдержки, несмотря на очевидно позитивные тенденции.
— Говоря про дно российского автомобильного рынка, господин Шрайбер осторожничает и это не удивительно. Он долгие годы руководит российским представительством компании Mazda, которая хоть и успешна, но все же маленькая и не принадлежит ни одному большому концерну, а поэтому по привычке всегда максимально оценивает возможные риски, что и позволяет оставаться на плаву в борьбе с гигантами рынка, — «снимает маски» ведущий программы «Автомобилизация» на радиостанции «Спорт FM» Максим Трусов.
Впрочем, эксперт «РГ» подчеркивает, что дело не только в психологии Йорга Шрайбера или особенностях ведения менеджмента. Все-таки падение продаж хоть и замедлилось, но продолжается. Рекордный для 2016 года объем реализации в 125 917 автомобилей — довольно низкий показатель даже по меркам кризисного 2015-го. Тогда меньше продаж было зафиксировано лишь дважды — в январе и мае, когда у большинства россиян небольшие каникулы.
В том, что о стабилизации говорить рано, уверен и главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов.
— В прошлом году месячный объем продаж балансировал в интервале 130-140 тысяч. Сейчас результат не достиг отметки в 130 тысяч. При этом март и апрель обычно характеризуются сезонным подъемом спроса, — напомнил он. — Если в апреле динамика также останется отрицательной, значит спрос продолжает снижаться и рынок далек от восстановления. Будем надеяться, что дна он достигнет в летние месяцы, а осенью мы увидим более позитивную картину.
2. Lada Granta уступила статус самой популярной в РФ модели корейскому Hyundai Solaris
3. Продажи бренда Lada поддерживает только рост спроса на новинки Vesta и Xray, остальные модели теряют популярность
4. Автомобили Datsun стали аутсайдерами среди бюджетных моделей, потеряв 53% продаж
Южнокорейский бестселлер Hyundai Solaris наконец вытеснил отечественную Lada Granta с первого места по объему реализации. По итогам квартала разница между этими автомобилями составила более 2 500 единиц — не в пользу российской машины (21 434 и 18 893 штуки соответственно). При этом сам Solaris пользуется меньшим спросом, нежели в прошлом году, что заставляет руководителей компании все чаще напоминать о грядущем обновлении модели. Но у Granta и вовсе «черная полоса» — она потеряла около 40% продаж. Показательно, что именно соплатформенный Datsun on-DO «обеспечил» провал Datsun — покупать его стали вдвое реже прежнего. И даже небольшой рост продаж mi-DO, построенного на базе Kalina, исправить ситуацию не может.
Между тем, по мнению экспертов, традиционное соперничество Solaris и Granta может сойти на нет. Конечно, некоторое время оно еще продолжится в силу потребительской инертности, но ситуация в общемодельном зачете уже изменилась.
— Если сравнивать перспективы рыночного противостояния Granta и Solaris, то, скорее всего, нас ждет третий победитель, — считает региональный директор «Русского АвтоМотоКлуба» Николай Степанов — «Кореец» потеряет часть покупателей с выходом компактного кроссовера Hyundai Creta, ради старта которого прекращается сборка хэтчбеков Solaris. А Vesta и Xray новизной и качеством неизбежно будут переманивать покупателей у остальных моделей АвтоВАЗа. Наверное, лидером во втором квартале станет Lada Vesta или Kia Rio.
— Vesta могла бы продаваться еще лучше, если бы производственными планами был предусмотрен выпуск большего количества бюджетных и топовых модификаций модели, — полагает эксперт компании «Автостат Инфо» Александр Климнов.
— Для АвтоВАЗа сейчас приоритетно раскрутить новые модели, поэтому вся реклама и все усилия дилеров тратятся на продвижение Lada Vesta и Xray. Логично, что интерес к Granta угас, — констатирует Сергей Баранов.
Datsun on-DO в этой ситуации повезло еще меньше. При сопоставимых с Lada Vesta ценах эта машина по многим параметрам уступает российской новинке. Свою роль играет и эффект новизны.
— Склоняюсь к тому, что падение продаж у Datsun связано с популярностью Vesta, — говорит Максим Трусов. — Оба автомобиля мало известны соотечественникам, но в том, что большинство выберет из них именно российский седан, не сомневаюсь.
— Интересно будет понаблюдать за производственными решениями нового президента АвтоВАЗа Николя Мора: не станет ли он, человек из альянса Renault-Nissan, ограничивать производство Vesta, чтобы не мешать другим моделям, в частности — Datsun, — добавляет Николай Степанов.
Действительно любопытный вопрос, тем более что в этом году под японским брендом в России должен появиться еще и кроссовер. По предположениям, он — так же, как и седан с хэтчбеком — может заимствовать платформу у одной из производимых в Тольятти моделей.
5. На российском авторынке растут продажи премиальных брендов.
Среди брендов, которые в первом квартале показали положительную динамику, немало тех, что представляют в России дорогостоящие престижные автомобили. Продажи Porsche выросли на 6%, Lexus — на 23%, Cadillac — на 146%. Меньше, чем весь рынок, потеряли Mercedes-Benz (-14%), BMW (-11%) и Mini (-17%).
— Рост премиум-сегмента не случаен и ожидаем — он менее насыщен, а грамотное расширение модельного ряда среди премиум-брендов позволяет снизить порог входа и делает его более привлекательным для покупателей, — поясняет тенденцию исполнительный директор по развитию и управлению активами ГК «Независимость» Максим Мыскин.
— С началом кризиса люди стали более тщательно подходить к приобретению автомобилей премиум-класса, — убеждена директор по маркетингу компании «Панавто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Ляля Шовкринская. — Если в растущем рынке потребитель может позволить себе экспериментировать с марками и моделями, то в кризис, как показывает практика, подобные эксперименты теряют привлекательность. Покупатель голосует рублем за лучший выбор.
Другими словами, вовсе не удивительно, что в Россию приезжают все новые модели, которые можно отнести даже к люксовому сегменту - например, самый быстрый в мире кроссовер Bentley Bentaiga.
6. Стабильный рост показывают представители сегмента SUV
Среди топ-25 самых востребованных моделей в первом квартале лишь девять показывают положительную динамику относительно того же периода 2015-го. Из них шесть — кроссоверы и внедорожники. Почти 2 900 экземпляров прибавилось у Toyota RAV4, около 2 000 — у Renault Duster, более 1 300 — у Nissan Qashqai. Что говорить, если россияне купили на 1 268 больше Toyota Land Cruiser 200, при том что цены на них стартуют с 3 800 000 рублей.
— В России сегмент SUV растет бешеными темпами и уже сейчас на него тратится половина всех денег на авторынке, — отмечает директор по маркетингу сервиса Autospot.ru Дмитрий Рыбальченко. — Соответственно, всем производителям хочется откусить кусок этого «пирога». А значит, внедорожных моделей у нас будет появляться все больше, даже если большинство из них крайне формально влезают в сегмент.
К слову, весьма показателен уже упомянутый выше пример с компактным кроссовером Creta, ради которого Hyundai готов пожертвовать производством хэтчбеков Solaris.
7. Растет спрос на автомобили китайских брендов
После некоторого провала в прошлом году куда лучше чувствуют себя китайские бренды. Lifan прибавил 58% продаж, Chery — 24%, Geely остался на прежнем уровне, а объемы реализации доселе не слишком популярных DFM и Changan выросли более чем вдвое. Эту тенденцию можно, конечно, списать на «низкую базу», по сравнению с которой нынешние результаты кажутся убедительными, и на не менее низкие цены. Но, как уже писала «РГ», последний фактор далеко не всегда работает на бюджетные модели даже в кризис, а во-вторых, многие эксперты уверены, что сегодняшние успехи «китайцев» — вполне заслуженные.
— За последние несколько лет у этих автомобилей заметно вырос уровень и качества, и безопасности, — напоминает гендиректор компании «Правильная цена» Татьяна Абрамова. — Но у многих потенциальных покупателей еще остается в голове стереотип, что китайский автомобиль — это плохой металл, низкая безопасность, ужасный запах в салоне и посредственные технические характеристики. По мере того, как люди «распробуют» автомобили из Поднебесной, которые поставляются на наш рынок, их продажи постепенно начнут расти. Полагаю, что у их производителей будут все основания сделать их дороже, учитывая еще и изначально более богатые комплектации китайских автомобилей в сравнении с «одноклассниками» других марок.
8. Продажи Ford в России выросли почти вдвое, а Hyundai и Nissan потеряли около четверти объемов реализации
Среди традиционно популярных марок особенным образом обратили на себя внимание Ford и Hyundai с Nissan. Первый прибавил 93% продаж, вторые лишились 26% и 25% соответственно.
— У Hyundai и Nissan динамика обусловлена, с одной стороны, тем, что они ударно провели начало 2015 года, а с другой — изменениями в модельном ряду. Вместо кроссовера Hyundai ix35, который обеспечивал марке 10-20% продаж, теперь вышел более дорогой Tucson, пользующийся в разы меньшей популярностью. Также существенно сократился спрос на модель i30. У Nissan провал в бюджетном сегменте: по Sentra — порядка 90%, по Almera — 50%. Также больше не интересен покупателям Juke. «Опорными» моделями остаются более крупные кроссоверы бренда, — говорит Сергей Баранов. — А рывок Ford объясняется очень просто: до недавнего времени эта марка показывала одни из худших результатов в верхушке рейтинга из-за проблем с модельным рядом и ценообразованием. Она, в отличие от рынка, уже нащупала дно в прошлом году. Наладив позиционирование и выведя новую Fiesta, бренд стал наверстывать упущенное и сейчас показывает рекордный рост на фоне провальных месяцев прошлого года.
С обновлением товарной линейки связывает успех Ford и Максим Трусов:
— Внедорожник Explorer стал значительно лучше, свои плоды начали давать новые поколения Mondeo и Fiesta, которая вернулась в Россию. Их выход на рынок в прошлом году совпал с неблагоприятным периодом. У Nissan же, напротив, в модельном ряду нет ничего нового, и продажи бренда приостановились.
P.S.
Эксперты «РГ» рассказали еще о двух любопытных тенденциях, которые заметны на российском рынке, но напрямую из статистики продаж не следуют.
— Данные по официальным регистрациям автомобилей за март, которые вскоре обнародует «Автостат Инфо», будут демонстрировать небольшую разницу с информацией о продажах, предоставленной АЕБ, — сообщил Александр Климнов. — Разница сокращается, в первую очередь, по той причине, что уменьшился отток автомобилей с рынка России в Белоруссию и Казахстан.
— Одной из ключевых тенденций является изменение покупательского поведения. Потребители стали подходить к выбору и приобретению автомобиля более профессионально и избирательно, анализируя предложенные варианты, тратят деньги с умом. При этом есть определенная категория клиентов, для которых ключевое значение имеет и уровень сервиса. И, если раньше на премиальный вид обслуживания могли рассчитывать только покупатели дорогих автомобилей, то сейчас он появляется и у массовых брендов, — рассказал Максим Мыскин. — На наш взгляд, «рынок продавца» окончательно превратился в «рынок покупателя», на котором клиент очень придирчиво выбирает дилера, а залог успеха продавца — грамотно сформированное предложение и качество обслуживания.
Комментарии