Почему «вздутый» кефир — не обязательно испорченный продукт, рассказали эксперты Роскачества
0Кефир был проверен по 35 параметрам качества и безопасности, среди которых микробиологические показатели (наличие в продукции тяжелых металлов, бактерий группы кишечной палочки, пестицидов, токсинов плесневых грибов, сальмонеллы, бактерий золотистого стафилококка), количество белка, качество молока и закваски, наличие антибиотиков.
По результатам исследования одиннадцати торговых марок, бренды «Молочная благодать», «Ярмолпрод» и «Свитлогорье» являются высококачественной продукцией, соответствующей не только обязательным требованиям законодательства, но и повышенным требованиям стандарта Роскачества. Данные торговые марки представляют Свердловскую область, Ярославскую область и Республику Чувашию соответственно.
Согласно результатам исследования, в кефире не обнаружено опасных количеств радионуклидов. Также в исследованном кефире не зафиксировано хлорорганических пестицидов, а содержание тяжелых металлов не превышает предельно допустимого уровня.
Что касается микробиологических показателей — к ним у экспертов вопросов также не возникло: в исследованном кефире нет ядовитого токсина плесневых грибов (афлатоксина М1), бактерий золотистого стафилококка и патогенных микроорганизмов (в том числе сальмонеллы).
Одним из важных векторов исследования стала проверка на фальсификацию: в том числе, пытается ли производитель удешевить продукцию, разбавляя молочный жир растительным.
«Кефир, в котором обнаружены растительные жиры, нельзя назвать даже кефирным продуктом, — комментирует заведующая лабораторией технохимического контроля ВНИМИ, кандидат технических наук Елена Юрова. — По законодательству ни при производстве кефира, ни при производстве кефирного продукта нельзя менять состав молока. Кефир от кефирного продукта отличается только применяемой закваской. Поэтому наличие растительных жиров в продукте говорит о его фальсификации. В 2019 году проблемы фальсификации кефира обнаружено не было. Стоит признать, что по общим итогам, четыре нарушения среди 47 исследованных торговых марок говорят все-таки о единичных случаях фальсификации, нежели о тенденции (менее 10%)».
Что касается снижения жирности, по данному параметру результаты также положительные: в 2018 году несоответствия фактической и заявленной в маркировке жирности зафиксировано не было, а в 2019 году эксперты всего один такой случай. Кефир под торговой маркой «Пискарёвский» при заявленных 2,5% жирности на самом деле имеет жирность 2,2%.
Оценили эксперты и органолептические показатели кефира — консистенцию, внешний вид, запах и вкус. В 2018 году у экспертов не возникло вопросов по данным показателям, однако, к кефиру двух торговых марок, добавленных в 2019 году, замечания были. Эксперты заметили желтоватый оттенок, тогда как кефир должен быть равномерно белым, у товаров «Белое облако» и «Из Вологды». Также у кефира «Белое облако» был легкий «травянистый» привкус и слабая мучнистость во вкусе.
Также в 2018 году не было нарушений по показателю кислотности, а в 2019 году эксперты нашли три нарушения: пониженная кислотность была обнаружена в кефире «Амка», «Из Вологды» и «Пискарёвский». Нередко производители сознательно уменьшают кислотность своего продукта, чтобы в ходе его хранения из-за активной жизнедеятельности молочнокислых организмов не раздувалась упаковка. Ведь вздутый пакет кефира никто не купит — а кефир может быть вовсе не испорченным, а просто с высокой кислотностью. Но, к сожалению, обычный покупатель это не определит.
Еще один волнующий потребителей «молочный» вопрос — антибиотики, важная тема, имеющая отношение практически ко всем продуктам животного происхождения, в том числе и к молочным. Цель использования антибиотиков — благая: лечение коров. Однако из организма животного антибиотики могут перекочевать в молоко. Ситуация с кефиром отнюдь не страшная, но антибиотики не обошли стороной и его. Так, следовые количества антибиотиков тетрациклиновой группы обнаружены в товарах девяти торговых марок, группы пенициллинов — в кефире одной торговой марки. Но все эти количества не превышают норм, установленных законом.
По итогам испытаний, отличную оценку (5 баллов) получили торговые марки «Ярмолпрод», «Молочная благодать», «Свитлогорье». Далее расположились торговые марки «Бежин луг» и «Веселый молочник» (4,89 балла), «Дмитрогорский продукт» (4,82 балла), «Амка», «Белое облако», «Волжские просторы», «Из Вологоды» (у всех торговых марок 4 балла). На последнем месте располагается торговая марка «Пискаревский» с итоговым баллом 2,5.
Комментарии