Экс-мэр Великих Лук Алексей Мигров о строительстве путепровода: «Завершена самая крупная городская стройка последнего времени»
0 15 фотоПочётный гражданин Великих Лук, экс-мэр города Алексей Мигров расскажет о том, как всё начиналось.
— Так сколько же всё-таки лет идее путепровода?
— Исторически сложилось, что железной дорогой Великие Луки разделены на большие части. И уже в 1950-е годы стала очевидна необходимость повышения транспортной доступности в городской черте.
Конечно же, задержки с транспортом на железнодорожном переезде тогда ещё не носили такого острого характера, но было ясно, что с развитием города и ростом количества автотранспорта мы ещё не раз к этой теме будем возвращаться.
Так и получилось. Причём к 90-м годам у руководства города уже не оставалось сомнений, что путепровод нужно строить и в самое ближайшее время.
— Алексей Андреевич, но реальны ли были тогда эти задумки? В 90-е годы-то?
— Действительно, многие помнят то время, когда распался Советский Союз, когда всё постоянно изменялось и далеко не в лучшую сторону. Тем не менее в Великих Луках жизнь продолжалась, и горожане делали всё, чтобы развитие городского хозяйства не прекращалось.
Многие жители города помнят, как именно в эти 90-е годы в Великие Луки пришёл природный газ и практически по каждой улице и переулку прокладывал трубопроводы к жилым домам. То есть полным ходом вёлся переход со сжиженного на природный газ. Стали реконструировать котельные, переводя их на природный газ с угля и мазута.
Всё это требовало огромных финансовых средств.
Тогда же, в частности, городу удалось построить центральный мост через Ловать. Существовал временный пешеходный переход, транспорт двигался в объезд, а бетонные перекрытия бывшего моста легли в основу новой дороги в северный микрорайон, на ул. Дружбы у Братского кладбища, где тогда было лишь болото.
Удалось тогда же построить и подвесной мост на Дятлинку — тоже долгожданный объект, который надёжно соединил заречный район и центр города.
Следующим этапом, ориентировочно к 2000 году, мы планировали выйти на строительство путепровода. Приступили к созданию проекта. Если очень коротко говорить, то тот проект предусматривал связать проспект Ленина с улицей Заслонова.
— И почему тогда от задумок так и не получилось перейти к собственно стройке?
— Думаю, понятно почему. Время шло, но финансов, необходимых для осуществления проекта, явно не хватало. Проект разработали, а на строительство не только местных, но даже и областных финансовых средств не хватало. Нужны были именно федеральные средства, ведь не просто объявить о стройке надо, её и продолжать требуется.
И очень важно, что глава города Николай Козловский сумел довести идею путепровода до своего логического завершения, сумел вместе с Администрацией Псковской области добиться средств из федерального бюджета.
— А почему нынешний путепровод создан не в том виде, как он проектировался при Мигрове?
— Изменения были неизбежными. Количество транспорта в городе ещё более выросло, чуть ли не до 45 тысяч личных автомобилей. Изменились нормы СНиП, подходы к проектированию, требования к экологии.
Сейчас уже нельзя было просто взять и реализовать задумки из 1995 года. Или года 2000-го. Приходилось иметь дело с новой реальностью. С тем, что нам не просто нужно сегодняшние проблемы решить, но и какой-то задел на будущее создать.
— Вы имеете в виду, что нынешний проект путепровода предполагает и дальнейшие перемены по расширению улицы Дьяконова, создание подземного перехода?
— Да. Рано или поздно мы придём к необходимости перемен, прямо вытекающих из факта путепровода и это тоже — дополнительный плюс к дальнейшему развитию Великих Лук. Эта стройка во всех смыслах является масштабной градостроительной инициативой, которая даст импульс к оживлению очень многих сфер нашей жизни.
И прежде всего, должны решиться социальные вопросы. Это недопустимо, когда машина скорой помощи или пожарной охраны стоит на переезде, а где-то её ждут люди, для которых всё происходящее — вопрос жизни и смерти.
Путепровод — это также и создание удобств автолюбителям, и забота об экологии. Это, наконец, непосредственная работа по созданию лучшей конкурентной среды. Ведь из чего складывается себестоимость любой продукции? Из соотношения расхода топлива, расстояния и времени, которые путепровод позволит предприятиям существенно оптимизировать.
— Алексей Андреевич, как в целом можно оценить появление в Великих Луках путепровода? И нужно ли за масштабом стройки не замечать какие-то недочёты или противоречия?
— У каждого дела всегда есть баланс плюсов и минусов. Не спорю, что с открытием путепровода все транспортные вопросы в одночасье не исчезнут. Мы закрываем только одно слабое звено, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что существуют в городе и другие слабые звенья, по которым придётся работать теперь.
Но факт остаётся фактом: сделано очень важное дело. Завершена самая крупная городская стройка последнего времени. Построено то, о необходимости строительства чего в Великих Луках говорили около 50 лет.
Сложно даже переоценить произошедшее. Тот, кто ничего не строил, даже личный сарай на дачном участке, — тот не поймёт.
Мне же есть с чем сравнивать, и нужно отдать должное усилиям Николая Козловского. Организовать такое строительство, объединить вокруг одной идеи столько людей и финансов неимоверно сложно.
Тем более, что строительство проходило далеко не гладко. Мы помним, что банкротство прежней строительной фирмы-подрядчика могло существенно затормозить процесс, и не произошло этого опять-таки только благодаря жёсткой политической воле властей города и области. Каждый в пределах своей компетенции, но все вместе они добились чёткого соблюдения графика выполнения работ.
Поэтому, когда говорят о возрождении России, то мне лично видится перед глазами наш Великолукский путепровод как пример такого возрождения. Страна услышала Великие Луки, поддержала наши законные требования, пошла навстречу интересам жителей, а город и область поддержали страну, доказали, что просили средства на действительно важное дело, необходимое всей Псковщине.
Невольные ассоциации даже с Крымским мостом возникают. И там, и у нас — масштабное строительство. И там, и у нас завершение строительства позволяет добиться немалых удобств для людей. Да, объёмы строительства разные, но суть одна.
Хочется верить, что в таких примерах Россия становится и в целом страной, удобной для жизни. Когда нет забытых центром областей и территорий, и все вправе рассчитывать на равное внимание, в том числе, финансовое.
— Не проезжали ещё по путепроводу?
— Пока нет. Но на месте строительства неоднократно бывал и с ходом работ по мере возможностей знакомился. Повторюсь: приятно, что Великие Луки стали местом проведения такой грандиозной стройки. Строек, вообще, должно быть много. Самого разного назначения и самых разных объёмов.
Строить всегда лучше, чем разрушать. Хочется надеяться, что наразрушались в нашей стране в 90-е годы достаточно и теперь нас ожидает впереди лишь созидание.
Фото автора и transport.pskov.ru
Комментарии