В Сети активно обсуждают возможную блокировку популярного сервиса BlaBlaCar
2BlaBlaCar работает в 22 странах. В Россию он «пришел» в 2014-м, сейчас ежеквартально им пользуются более 10 млн жителей страны.
«Красный свет» для попутчиков
Угрозу в сервисе увидела прокуратура Краснодарского края, потребовав через суд заблокировать ресурс. По мнению надзорного ведомства, методы работы BlaBlaCar представляют опасность для пользователей.
Во-первых, прокуроров смутил свободный доступ к выкладываемой информации о предстоящей поездке, которой вполне могут воспользоваться недоброжелатели.
Во-вторых, сервис не гарантирует добросовестность водителей — не проводит медицинский осмотр и не проверяет техсостояние автомобилей, что порождает угрозу для пассажиров.
Прокуроры считают, что деятельность пользователей «БлаБлаКара» следует рассматривать в рамках законодательных требований к сервисам такси, где водители получают прибыль и обязаны иметь разрешение на перевозку пассажиров.
Тимашевский районный суд Краснодарского края это мнение поддержал, постановив заблокировать сервис на основании первого пункта ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ, передает портал RSpectr.
Решение суда можно было обжаловать в течение месяца, но российский оператор BlaBlaCar, ООО «Комьюто Рус», узнал об угрозе блокировки лишь 18 октября и не успел подать жалобу. Позднее компания обратилась в суд с просьбой продлить срок апелляции.
Представители BlaBlaCar убеждены, что райдшеринг законов России не нарушает, поскольку водители не получают прибыль от своей деятельности, а лишь компенсируют затраты на перевозку. Поэтому «подгонять» их под законы, касающиеся работы такси, несправедливо.
Повторное судебное заседание по этому делу ожидается до конца этого года.
Тем временем, пользователи Сети уже активно обсуждают возможную блокировку, адресуя при этом претензии к Роскомнадзору, который и должен внести BlaBlaCar в Единый реестр запрещенной информации.
Нужен «регулировщик»
Между тем, набрасываться на РКН бессмысленно — его роль здесь чисто техническая, пояснил в интервью «ПолитЭксперту» руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам», юрист и правозащитник Сергей Кузин.
«РКН просто выполняет решения государственных органов и суда. Инициатором этой процедуры он точно не является», — подчеркнул собеседник ПЭ.
Он выразил мнение, что пользователи Сети попросту не разбираются в юридических тонкостях вопроса и пытаются найти «жертву», на которую удобно вылить негодование в связи с возможной потерей популярного ресурса.
При этом юрист полагает, что блокировка BlaBlaCar маловероятна, поскольку применять к райдшерингу требования сервисов такси не совсем справедливо — речь идет о разных видах деятельности.
«Пассажиры и автомобилисты получают определенные блага от использования этого портала — пассажир может быстро добраться из пункта «А» в пункт «Б», а автомобилист сокращает издержки на дорогу. При этом они не нарушают требований действующего законодательства. Райдшеринг — достаточно новый вид деятельности, но эта сфера активно развивается. Помимо BlaBlaCar появилось еще несколько подобных сервисов. Вместо блокировки органам правопорядка нужно просто выстроить с ними оптимальную систему взаимодействия, не нарушая при этом прав законопослушных граждан», — отметил юрист, выразив мнение, что, в конечном счете, спор будет урегулирован, и портал продолжит существовать.
Стоит добавить, что в BlaBlaCar понимают сложности, связанные с тем, что эта сфера деятельности является новой и пока не отрегулирована должным образом.
«Благодаря этому суду в законодательство в области пассажирских перевозок будут внесены необходимые поправки. Мы это приветствуем», — заявили представители сервиса.
В Роскомнадзоре, в свою очередь, сообщили, что внимательно следят за ситуацией и внесут ресурс в реестр запрещенных только в случае, если так решит суд.
Комментарии