На заводе «Реостат» кадровая преемственность никуда не делась
0 5 фото— Александр Викторович, как в целом определите обстановку на заводе?
— Главное — есть стабильность. Заработная плата людям выплачивается своевременно.
Затем, согласно данным опроса работников завода, на 3-4 процента наблюдается рост вовлечённости людей в развитие своего предприятия. Что имеется в виду? Это — условия труда, непосредственное общение с руководством, усовершенствование технологических процессов и ряд других параметров, позволяющих достаточно точно определить, воспринимает ли человек своё предприятие как нечто дорогое и близкое ему.
— Наверное, главнейший из критериев — зарплата?
— Я не скажу, что у нас она очень большая, но она ежегодно индексируется. Также в этом году мы разработали новый коллективный договор, в который внесли дополнительные соцпакеты для людей.
Предусмотрены и оплата путёвок детям, и медосмотры, и возмещение работающим во вредных условиях в стопроцентном объёме протезирования зубов... Определены разовые выплаты к юбилеям, выходам на пенсию, рождению ребёнка, получению диплома о высшем образовании...
Есть новшества и в части безопасности труда. Так, с этого года касками и защитными костюмами обеспечиваются уже не только рабочие, но и ИТР.
Словом, «Реостат» живёт, развивается и по данным уже названного опроса работников имеет все перспективы для дальнейшего развития.
— И молодые люди на завод всё-таки приходят, несмотря на все тенденции и перекосы 90-х годов?
— Что касается смены коллектива на заводе, то, как и на всех заводах, оно неизбежно и постоянно. То есть кто-то уходит по собственному желанию, кто-то не вливается в коллектив, но смена происходит.
Это касается как руководителей, так и непосредственно исполнителей. Молодых специалистов от общего количества приходящих устраиваться на работу где-то процентов 30. Если же исходить из численности работающих на заводе, то где-то процентов 20-35 это молодёжь в возрасте до 30 лет.
Существует на «Реостате» и целостная программа работы с молодыми кадрами. Александр Панфилов поясняет:
— Когда человек приходит на завод, естественно, он не просто так бросается в омут головой, к нему приставляется наставник, который объясняет структуру производства, взаимоотношения в коллективе, рассказывает, как правильно выполнять те или иные операции. Оптимальный период ученичества – три месяца.
— Сами приходят молодые люди со словами «Хочу стать рабочим» или как-то иначе всё происходит?
— Сложность здесь есть, потому что завод «Реостат» хоть и машиностроительное предприятие, но оно достаточно специфичное. То есть мы выпускаем электрические машины и таких специалистов, например, как сборщик электрических машин, укладчик обмоточных изделий в городе попросту никто не готовит. Нет у нас учебных заведений, чтобы обучали по «нашим» профессиям.
Поэтому мы именно берём учеников и уже в бригадах, в цехах непосредственно идёт обучение профессии. Создаются комиссии по повышению разрядов, и, спустя какой-то период времени, человек может сдать экзамены на разряд.
Он должен знать теорию, практику, уметь выполнять те или иные работы качественно и в срок.
— Но хотя бы со специалистами механической обработки дело лучше обстоит?
— Да. Станочников в городе готовят. Но почему-то молодёжь очень мало идёт на заводы. Не только на наш завод плохо идёт, но и на все другие. У других такой же кадровый голод.
— Почему, как думаете?
— Может быть причина в том, что низка заработная плата учеников. Хотя мы ученикам ввели доплату, и они ещё получают ученические 5 тыс. рублей. То есть поддержка есть.
А те молодые ребята, которые прошли путь от ученика и достигли 4 разряда по своей профессии, уже получают достойную заработную плату, не ниже средней по городу, при которой можно уже и о семье полноценно заботиться, и какие-то планы в жизни строить, и на жильё откладывать или на автотранспорт.
Уже после 4 разряда люди не уходят с завода. Они понимают, что нельзя вечно жить без профессии. А, имея профессию фрезеровщика, токаря, расточника, всегда будешь востребован.
Наши молодые люди хотят всего и сразу, но так не бывает. Всегда нужно с чего-то начинать, показать себя. Поэтому, думается, проблема кадрового голода в сфере мехобработки временная. Она больше психологическая, чем материальная.
От стратегических разговоров идём по цехам знакомиться с людьми. Необычны и приятно радуют «Доски решения проблем», где каждый работник может анонимно обозначить какую-то болевую точку и ждать конкретного ответа от конкретного руководителя с отчётом о принятых мерах.
Где-то «Доски» пустые, где-то исписаны почти полностью. Хороший знак. Когда человеку «всё равно», о проблемах уже не думается. Впрочем, вот и первый собеседник.
Андрей Михайлов — токарь 5 разряда инструментального цеха. На «Реостате» трудится с 2003 года.
Выучился на токаря. Проходил практику в инструментальном цехе радиозавода. Как он сам говорит:
— Всегда нравилось работать с железом. До этого ходил на станцию юных техников в судомодельный кружок. Так вот судьба и привела постепенно к токарному делу.
— А что именно нравится в профессии?
— Чувство удовлетворения тем, что твои детали будут стоять в каком-то нужном механизме и работать для людей много лет. Работа ведь сама по себе, конечно, тяжёлая. Весь день на ногах. Но и радость она тоже приносит.
— Что больше по душе: большие партии или штучное производство?
— Здесь кому что нравится. Кому-то нравится большие партии делать. Но не мне.
Хорошо, что в цехе мелкосерийное и штучное производство. Некоторые детали можно делать по два часа. Можно весь день одну деталь изготавливать, пока выставишься да пока до ума доведёшь.
Творческая здесь работа. Можно резцы за день поменять до сотни раз, а сделать одну деталь. Впрочем, тем всё и интересно.
Антон Кудряшов — слесарь-ремонтник цеха № 9. На предприятие попал сравнительно случайно. Пришёл — взяли. Сказали, что есть место ученика, решил попробовать.
Постепенно втянулся, понравилось. В конечном итоге с небольшим перерывом, но трудится на «Реостате» вот уже с 2008 года.
— Нравится, что постоянно развитие есть, — говорит Антон Михайлович. — Работа творческая. Мне, допустим, не интересно стоять возле станка или бумаги перекладывать, а здесь я могу максимально проявить себя.
— Какой разряд?
— Разряд пока четвёртый. Больше пока не дают. Знать в профессии нужно в принципе всё. И механику, и кинематику, и гидравлику, и электрику, уметь разбираться в чертежах, уметь чертить чертежи, если какие-то детали нужно изготовить.
Надо большие знания иметь, потому что не так просто в станке разобраться. Работа заставляет думать головой, а не просто стоять исполнителем — передай это, положи туда... Всегда надо думать. Это интересно. Есть развитие. Узнавать новые узлы, агрегаты, читать о новых станках — это мне близко.
— Помимо своей прямой специальности ещё и другими навыками владеете?
— Токарные и фрезерные работы должен уметь делать. Есть разряд сварщика. Тут ведь не просто разобрал-собрал. Слесарь-ремонтник очень разносторонняя профессия.
Виталий Филиппов — сборщик цеха № 1. По начальной профессии слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА). Работал регулировщиком радиоизмерительной аппаратуры (РИА).
И вот уже 11 лет назад выбор сделал в пользу «Реостата». Конечно, сыграла свою роль и материальная составляющая, поскольку на новом месте зарплата стала больше сразу в два раза.
Но не только в деньгах тут дело. Виталий Викторович уверенно говорит:
— С утра иду на работу без грусти. Нормальная работа, достойная.
— На фотографии рядом с вами какой-то агрегат. Что это?
— Это ШУ-90, шкаф управления для «БелАЗа». На самосвале стоит генератор, он вырабатывает электричество, а посредством шкафа идёт управление самой машиной. Двигатели делают в другом цехе, а у нас производится аппаратная часть.
Сделали выбор
В общем, с кем ни довелось пообщаться, никто своей рабочей профессии не стыдился. Да и чего стыдиться-то?!
Если работа интересная, нужная, требующая творческого подхода и творческого отношения, тут поневоле гордость за неё испытаешь. Тут дело лишь в том, чтобы эту суть рабочей специфики донести до «юношей, обдумывающих житьё».
— Александр Викторович, как на заводе занимаются профориентацией? Со школьниками встречаетесь? Дни открытых дверей, может быть, проводите?
— Как такового Дня открытых дверей у нас нет, но когда обращаются к нам учебные заведения с просьбой привести экскурсию по заводу с целью ознакомления и чтобы молодые ребята выбрали в жизни какое-то направление и пошли в то или иное училище, институт, то это мы делаем.
Раза два в год минимум к нам приходят из школ и из институтов. Вот по осени приходили учащиеся сельхозакадемии.
— Сколько уже в этом году молодых людей устроилось на завод?
— Если взять 2017 год, то 15 человек уже пришло. И что-то мне подсказывает, что большинство из них останутся у нас работать.
Комментарии