В Великих Луках прошла премьера документального фильма о Ковалевской великолукского режиссера
0 16 фото + видеоФильм «Слишком много счастья» — это дипломная работа в прошлом учащегося великолукской гимназии имени Софьи Ковалевской, а ныне молодого выпускника режиссерского факультета СПБГИК Александра Новинского. Вторым режиссером картины стал известный в Великих Луках шоумен Антон Никифоров.
Луки.ру пообщались с Александром Новинским, чтобы выяснить, как проходили съемки, как приняли фильм зрители, и какие задачи теперь ставит перед собой режиссер.
— Александр, кто помимо вас работал над фильмом?
Александр Новинский: Над картиной работали около 40 человек, из которых непосредственно в составе съёмочной группы 24 человека. В качестве операторов выступали Евгений Николаенков, Артём Давыдов, Кирилл Сафронов и я сам.
— Как возникла идея фильма? Почему Ковалевская?
Александр Новинский: Идея фильма возникла давно. В 2010-2011 годах Сергей Дмитриевич Козлов, тогда директор гимназии, узнал, что я увлекаюсь съемкой видеороликов. Он предложил снять работу по Софье Ковалевской. Идея хорошая, но объективно я понимал, что не потяну её.
Годы спустя, уже будучи студентом режиссерского факультета, я вновь вернулся к этой идее. Первый съёмочный день состоялся 21 июля 2015 года, то есть два года назад.
— И как проходили съемки? Кто снимался? Сложности были?
Александр Новинский: Съемка фильма была хоть и веселым, но чертовски трудным занятием. Первые трудности возникли ещё на уровне подготовки.
В нашем городе оказалось нелегко собрать съемочную группу. Приходилось публиковать объявления о поиске в интернете, привлекать СМИ, спрашивать знакомых. В итоге мы все-таки набрали прекрасный актёрский состав, а также заручились поддержкой историка-краеведа Владимира Орлова и директора гимназии Сергея Козлова, которые затем приняли участие в фильме.
Главную роль исполнила актриса драматического театра Анастасия Никифорова. Помимо неё принимали участие Злата Корнюшкина, Лев Корнюшкин, Виктория Алексеева, Вероника Малых, Константин Бобков, Артем Гуков, Юлия Сергеева и Вита Королёва. На поиск и кастинг ушло довольно много времени, а когда, наконец, все были найдены, то следующая проблема коснулась реализации.
Выяснилось, что в Великих Луках нет ни одной подходящей костюмерной. Даже такие организации, как драматический театр или ДК имени Ленина не обладают историческими костюмами, поэтому эту проблему пришлось решать самостоятельно и самим с нуля разрабатывать и шить одежду с костюмером Анной Филипповой.
Дальше оставалось найти дикторов. Здесь на помощь пришёл Тимур Жемлиханов, Лилия Сафронова и Кира Тимофеева. Каждый из них озвучил свой блок закадрового текста, совершенно отличающийся по стилистике и характеру.
— То есть помимо творческого процесса, вам нужно было решить множество организационных вопросов..
Александр Новинский: Организационными моментами в большей степени занимался второй режиссёр Антон Никифоров. Все это время мы делали главное — снимали сам фильм.
— Где проходили съемки?
Александр Новинский: Мы побывали в доме-музее деревни Полибино, доме-музее Виноградова, в ДК ЛК, в ДК имени Ленина, в гимназии имени Софьи Ковалевской, фотостудии на Лизы Чайкиной. Честно говоря, мне крайне повезло с актерским составом, с которым работать было легко, весело и приятно.
— Что-то запомнилось особенно в процессе?
Александр Новинский: Сложно выделить какой-то самый запоминающийся момент. Здесь и зимние сугробы в Полибино, и каждодневные съемки в музее академика Виноградова, напоминающие «День сурка», и съёмка ведущего Тимура Жемлиханова, и бесчисленные дубли озвучки в студии «Русского радио», и два месяца монтажа, иногда не выходя из дома, много всего.
— А что сказали твои преподаватели, когда увидели результат?
Александр Новинский: В преподавательской комиссии были члены «Ленфильма» и «Лендока». Их мнения разделились, но в целом фильм получил высший балл. Также я получил рецензию от главного редактора телеканала «АКАДО Телегид»:
«Фильм сделан очень профессионально, интересно режиссерское решение, очень удачно сочетаются кадры кинохроники с постановочными съемками. Повествование ведется от лица героини и от диктора — это довольно известный телевизионный прием, который позволяет сделать фильм более динамичным и не отпускать внимание зрителя. Видно, что режиссер очень тщательно подготовился к съемкам. Была проделана большая работа по выбору натуры, по написанию сценария.Очень большой объем авторского текста — это довольно сложная задача, с которой Александр справился. Из недочетов можно отметить то, что в какой-то момент автор ушел в очерк, отойдя от главной задачи фильма — показать борьбу общества и ученого. Фильм может быть рекомендован к показу как в школах, так и на телевидении с просветительской целью и в качестве популяризации науки».
— Что вы планируете делать дальше?
Александр Новинский: Теперь мы планируем довести фильм до ума. Где-то подкорректировать, где-то обработать звук вместе с нашим звукорежиссером Антоном Кошелевым, и отправить фильм на конкурсы и кинофестивали. Мы устроили закрытый показ для съёмочной группы, СМИ и приглашённых гостей. Это оказалось очень полезным, поскольку мы услышали мнения со стороны и поняли, куда двигаться дальше.
— И что сказали зрители?
Александр Новинский: Сергей Козлов предложил осветить в фильме сторону жизни, связанную с литературной деятельностью Ковалевской, Владимр Орлов же сказал, что это достойный фильм, актуальный для молодёжи. Тимур Жемлиханов предложил вернуть ведущего, как сквозного персонажа между эпизодами, как планировалось в сценарии изначально.
В остальном же, все без исключения выступающие высоко оценили работу, отдельно обращая внимание на конкретные понравившиеся им элементы.
— А кто писал сценарий?
Александр Новинский: Я очень долго искал сценариста, но в конечном итоге сценарием занимался сам, основываясь на литературных биографических источниках разных авторов.
— Расскажи немного о себе чем еще увлекаешься, как поступал на режиссерский факультет? Кто твои педагоги?
Александр Новинский: Я уже получил диплом специалиста и полностью завершил обучение в СПбГИК. Скажу честно, поступать было непросто. В первый год я не прошёл на бюджет, и только благодаря усилиям в учебе и активной деятельности мне удалось со второго курса перевестись с платной на бюджетную основу. Отчасти на поступление повлияло мнение мастера курса Юрия Фетинга (режиссёра «Ленфильма» и ученика Алексея Германа старшего). Видимо, я чем-то не понравился при поступлении, однако позже мнение обо мне изменилось.
Помимо режиссуры я интересуюсь астрономией и астрофизикой, историей, благотворительной деятельностью. Постепенно появилось желание заниматься популяризацией науки. Это именно то, чего я хочу — снимать документальные и научно-популярные фильмы.
С моей точки зрения, в нашем обществе неуклонно растет уровень клерикализма и мракобесия. Когда человек не имеет элементарного представления об устройстве мира, пробелы в его образовании заполняет либо религия, либо псевдонаука.Именно поэтому столь высокие рейтинги имеют так называемые скандальные разоблачения и всякого рода тайны, которые показывают по известным телеканалам.
Я был поражен, когда впервые услышал, что сейчас всё больше людей на полном серьезе утверждают, что ученые всего мира замалчивают информацию о якобы плоской земле. Это вообще как? Здравствуй, Средневековье. Со всем этим нужно бороться, доносить точку зрения науки. Если человек не имеет информации о реальном положении вещей, то им легко манипулировать, что в итоге и происходит.
— А ты знаком с ребятами из великолукской студии «Белый Коч»? Вы как-то пересекаетесь?
Александр Новинский: Замечательные ребята, ничего плохого не могу сказать. Мы несколько раз пытались снимать совместные работы, куда они сами меня и приглашали. Но всякий раз по разным причинам нам не удавалось сработаться или довести дело до конца. То ли мировоззрение разное, то ли график дня не совпадал. Я не могу найти этому объяснения, но что есть, то есть.
— Ты сейчас живешь на два города? Что-то планируешь делать в Великих Луках дальше? И когда великолучане смогут посмотреть фильм в открытом доступе?
Александр Новинский: Сейчас я действительно живу на два города. Не знаю, что будет дальше, последний год я вёл курсы кинорежиссуры для школьников в гимназии и в педагогическом лицее при ДДТ. Очень хотелось бы продолжить педагогическую деятельность, но, к сожалению, этому могут помешать непреодолимые обстоятельства.
А фильм появится в сети позже, о чем сообщим дополнительно в нашей группе «Трансфокатор».
Комментарии