Товар в онлайн-магазин можно вернуть в течение четырнадцати дней
0Рекомендации подготовлены рабочей группой при Евразийской экономической комиссии по инициативе Роспотребнадзора. Предположительно документ (первый такого рода в ЕАЭС) будет утвержден коллегией в июле. На его основе пять стран примут обязательные требования к онлайн-торговле.
По российскому закону у покупателя есть 7 дней (включая выходные), чтобы передумать и вернуть товар продавцу, получив обратно деньги (за вычетом расходов на доставку). Правило действует для дистанционных продаж — в традиционной рознице возможен лишь обмен в течение двух недель.
Норма о возможности возврата в течение 14, а не 7 дней после покупки в интернете уже реализована в нескольких европейских странах, пояснили в Роспотребнадзоре. Это отвечает тенденциям в мировом сообществе e-commerce, которое идет по пути улучшения условий для потребителя.
Период охлаждения в интернет-торговле нужен для того, чтобы человек мог «потрогать» товар и понять, что он действительно из себя представляет. Особенно важно это пожилым людям, излишней доверчивостью которых пользуются продавцы, и людям, склонным к спонтанным решениям — их родственникам часто удается возвращать обратно напрасные покупки. Но бывает, что уже слишком поздно.
Увеличение «периода охлаждения» до более чем двух недель умножит количество возвратов, однако в то же время повысит привлекательность интернет-торговли в глазах наиболее осторожных покупателей, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Это даст новые конкурентные преимущества онлайн-рознице. Во многом именно опасения купить не совсем то, что нужно, заставляют людей идти в обычный магазин.
Кроме того, «общие подходы» содержат детальные требования по раскрытию информации о продавце (это важно, чтобы понимать, к кому обращаться с претензиями), характеристиках и цене товара. «Мы хотим, чтобы потребители стран Союза своевременно получали необходимую и достоверную информацию о товарах, — сказал министр ЕЭК по вопросам технического регулирования Валерий Корешков. — Это поможет им делать правильные покупки».
Впрочем, объем информации о характеристиках товара должен быть компактным, считает Петр Шелищ, иначе потребитель просто не сможет ее переварить. Он приводит в пример многостраничные договоры с операторами связи и кредитными организациями, которые не успевают прочитать большинство из тех, кто под ними подписывается.
В «общих подходах» также даны ясные определения существующим формам дистанционной торговли и устанавливаются единые правила для них.
В частности, push-уведомления (всплывающие сообщения) и рассылки по электронным каналам признаются офертой, которая должна содержать существенные условия договора. «Мы неоднократно говорили о том, что продавцы, использующие современные каналы продажи товаров (в частности, социальные сети и мессенджеры), должны отвечать перед потребителем на тех же основаниях, что и игроки традиционной розницы, — говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. — Сейчас огромное количество жалоб потребителей мы получаем именно на продавцов-мошенников из мессенджеров и социальных сетей».
Важно также, что продавец будет обязан исполнять закон о защите прав потребителей той страны ЕАЭС, в которую он продает товар. Из-за того, что сейчас такого правила нет, а рынок общий, возникает большое количество проблем, отмечает Федоров.
Комментарии