добавить новость
понедельник, 23 декабря 2024
Держи руку на пульсе города, читай Луки.ру:
 
Спасибо, я и так постоянно читаю
Новости
Новости

Татьяна Фомченкова: На содружестве и творчестве построен наш процесс обучения

0
Директор самого востребованного в Великих Луках общеобразовательного учреждения — гимназии имени С. В. Ковалевской, член Общественной палаты Псковской области Татьяна Фомченкова рассказала в каких условиях воспитывают умнейших детей города, на чем зиждется процесс обучения и как отремонтированные стены влияют на формирование личности гимназистов.

— Гимназия из года в год демонстрирует потрясающие показатели. Ваши ученики лидируют по количеству медалей, показывают высокие результаты по сдаче ГИА, берут первые места на олимпиадах школьников. В чем секрет?

— Для того, чтобы вы точно знали и понимали, гимназия, согласно внешнему рейтингу, не только в Великих Луках, но и области, является лидером по качеству образования. Такой результат обусловлен несколькими факторами. Во-первых, так исторически сложилось, что зачисление детей в гимназию проводится через отбор, так как это образовательное учреждение рассчитано на ребят с высокими интеллектуальными способностями. На протяжении многих лет здесь сдавали экзамены, чтобы выявить потенциально сильных учеников. С течением времени ситуация немного изменилась, и сейчас экзамены не проводят, детей набирают по результатам подготовительных курсов. Ежегодно мы отбираем более пятидесяти детей, хотя на курсы только в этом году пришло девяносто человек. Это говорит о том, что гимназия — очень востребованное образовательное учреждение.

Второй фактор, который дает такие высокие результаты — высококвалифицированный коллектив. В гимназии работают порядка пятнадцати человек, которые пришли сюда со дня основания. Эти люди прошли большой путь, и они не только знают, как правильно стоить учебный процесс, чтобы он приносил результаты, но и поддерживают преемственность педагогического коллектива. Опытные педагоги работают рядом с молодыми, прививая им навык учить и воспитывать.

Третье — это среда, в которой происходит взаимодействие учителя и ученика. Она должна быть комфортной и правильно организованной. Речь идет о свободной зоне творчества, как для педагога, так и ребенка. Ведь воздействовать только авторитарными методами, и выстраивать административно-командную систему в гимназии неправильно, потому что школа — это живой организм. Содружество и сотворчество — вот на чем построен наш процесс обучения. Я думаю, что дальше мы будем продолжать в том же духе.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о процедуре приема в гимназию первоклассников и предъявляемых к ним требованиях.

— Я уже говорила о том, что мы производим отбор детей по итогам подготовительных курсов. Там детям выставляются определенные оценки и составляется общий рейтинг. Мы вынуждены это делать, потому что не можем принять всех желающих. Невозможно открыть более двух классов.

При поступлении в гимназию на элементарных, посильных для ребенка, заданиях проверяются навык счета, развитие речи, моторика и логика. Бывают ситуации, когда родители не понимают, почему их ребенок справился со всем, а в гимназию не попал. Все очень просто, значит, чей-то ребенок справился не просто хорошо, а очень хорошо.

По опыту пятилетней работы здесь, хочу сказать, что в гимназию попадает тот, кто хочет сюда попасть. Не в первый класс, так во второй, третий или уже пятый. Иногда у меня возникает закономерный вопрос: зачем вы хотите, чтобы ребенок учился в гимназии? Потому что это модно? Или потому, что дети потом поступают в лучшие вузы страны? Да, только в прошлом году наши выпускники взяли бюджетные места в МГУ, МФТИ, СПбГУ, РУДН, но они же заранее не знали, что поступят в ведущие вузы. Это планомерная, личная работа каждого. Вы уверенны, что ваш ребенок будет хотеть трудиться на такой результат? В первом классе это невозможно предугадать.

— Каким в вашем представлении должен быть идеальный гимназист? Какими качествами обладать?

— Это очень провокационный вопрос, но, я думаю, что идеальный гимназист, прежде всего, любит Родину, родной город и гимназию. Он любит свою семью, своих учителей и умеет быть благодарным. Он любит учиться и думать над тем, что он делает. Идеальный гимназист уважает традиции, он не хочет сломать все старое, чтобы построить новое. Он будет строить свою жизнь, исходя из того, что было сделано до него и для него. И самое важное — идеальный гимназист умеет чувствовать мир, происходящие в нем изменения и быть счастливым.

— У гимназии статус экспериментальной площадки. Какие инновации были внедрены в образовательный процесс в последнее время и прижились ли они?

— Самый важный эксперимент в жизни гимназии — это открытие самой гимназии. На протяжении многих лет мы были внутри многих экспериментов, начиная от раздельного обучения мальчиков и девочек, предметного обучения с первого класса и многих других. Эксперимент, он на то и эксперимент, чтобы делать выводы и приходить к каким-то решениям. Если говорить о последних, то их только два и они касаются информационной среды: внедрение электронных учебников и компьютерного класса «Один ученик — один компьютер». Два, не потому, что мы не хотим участвовать в новых экспериментах, а потому, что время, в которое мы живем сейчас и так настолько экспериментально для образования, что лишние эксперименты — надуманность. Новый закон об образовании, новые профстандарты для учителей, ФГОС второго поколения — это все большие федеральные новшества, поэтому я считаю нецелесообразным придумывать какие-то еще эксперименты, надо научиться жить с этими.

Повторюсь, что последние два эксперимента касаются, к сожалению, только информационной среды. Почему к сожалению? Потому, что в условиях быстро развивающегося мира гаджеты устаревают. Примером является эксперимент с внедрением электронных учебников, на который мы решились четыре года назад. Реальность такова, что техника, на которой учились ребята, уже не соответствует требованиям издательств. Значит, ее нужно менять на новую. Вопрос с ключами также не решен: каждый год к электронным учебникам необходимо покупать новые ключи, а значит, необходимо выделять финансирование. А это равноценно тому, чтобы купить обычные учебники.

— Как в гимназии обстоят дела с внеклассной работой?

— У нас огромное количество воспитательных дел. Например, деятельность клуба интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». В минувшие выходные ребята ездили в Москву на фестиваль «Коломенские горизонты», откуда привезли первые места. Это всероссийский турнир, куда гимназисты едят каждый год и никогда не приезжают без почетных наград. Нас там знают. В эти же выходные приехали с соревнований ученики среднего звена, которые завоевали третье место в области по шахматам. И это только события последних дней.

Что касается традиционных мероприятий, то невозможно не упомянуть большую программу, связанную с Софьей Ковалевской. На протяжении десяти лет вокруг имени этой выдающейся личности проходят самые знаковые и масштабные события гимназии. Например, День памяти Софьи Васильевны. В числе мероприятий, которые делают жизнь гимназии яркой, красочной и запоминающейся, «Гений гимназии», новогодний КВН, благотворительный новогодний бал, посвящение в гимназисты и встреча с выпускниками.

В гимназии большое внимание уделяется творчеству. Нет ничего замечательнее, когда ребенку есть, где себя проявить. У нас сейчас работает интересная студия, в которой школьники учатся снимать кино — «4К». Занятия ведет выпускник гимназии, ныне студент 5 курса Санкт-Петербургского государственного института культуры Александр Новинский, которому удалось сплотить вокруг себя ребят с неординарным взглядом на мир, ребят, которым нужно «высказаться».

— А проект «Год с книгой» все еще реализуется?

— Да, конечно, этому проекту уже третий год и сейчас гимназия проводит мероприятия, связанные со сказкой-притчей Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это уникальное философское произведение, которое учит любить, дружить и принимать этот мир. У нас уже прошли открытые уроки, съемки фильма-чтения этой книги, инсталляция, читательская конференция, игра-состязание для старшеклассников «Литературная планета» с инсценировкой эпизодов. Я уверена, что каждый школьник, тем или иным способом познакомившийся с этим произведением как минимум над ним задумался, а значит, мы добились поставленной задачи. Проект «Год с книгой», несомненно, будет жить дальше.

— 2017 год в России объявлен годом экологии. Каким образом гимназия поддержала эту инициативу?

— Год экологии гимназия поддержала проведением многих акций и проектов. Во-первых, выбирая книгу для «Года с книгой» мы задумывались о том, через какое произведение можно поговорить о приведении в порядок своей планеты, а также, как ни странно, экологии души, нравственности. «Маленький принц» отлично справился с этими задачами. Что касается акций, то это — «Чистый двор», «Сбережем зеленую ель», «Домик для птиц», «Дары осени» и многие другие.

— Татьяна Александровна, гимназия первая в городе школа, которая была капитально отремонтирована. Скажите, ремонт все еще в надлежащем состоянии?

— Да, действительно, мы первая в городе школа, которая благодаря главе города Николаю Козловскому и администрации Великих Лук была капитально отремонтирована. Мы получили чистые стены, а стены, говорят, воспитывают человека. В гимназию приятно приходить, в ней приятно учиться и учить.

Нашему ремонту уже идет шестой год, и я считаю, что мы замечательно его сохранили. Конечно, сейчас приходится немножко поправлять материально-техническую базу, но здесь огромную помощь нам оказывают родители учеников. Благодаря им в гимназии недавно отремонтировали холл и обновили крышу. За это хочется сказать спасибо.

Отмечу, что после капитального ремонта, спустя два года, на территории гимназии появилась и открытая спортивная площадка. Это была вынужденная, необходимая мера, так как спортивный зал школы на четвертом этаже очень маленький. Нам не хватало места для занятий. Получили мы, конечно, потрясающий объект с современным напольным покрытием и тренажерами, где в не зимнее время проводятся основные занятия физкультурой. И даже более того, мы открываем ее для гимназистов по вечерам, чтобы они играли в футбол, баскетбол, волейбол.

— Давайте поговорим о вашей общественной работе. Вы состоите в Общественной палате Псковской области. Что дает вам эта работа?

— В Общественной палате я состою уже два года, вхожу в комиссии по образованию и межнациональным отношениям. Я выезжаю на пленарные заседания в Псков и, хочу сказать, что там слышат мнение каждого. Там царит дух демократии, там можно задать вопрос и получить на него ответ. Общественная палата — не законодательный орган, но он обладает правом давать определенные рекомендации. И к ним прислушиваются люди, стоящие у власти.

Что дает мне работа в Общественной палате? Я поняла, что нет вопросов, которые меня не касаются. Также стоит отметить, что я начала больше общаться с людьми, которые обогащают мое мировоззрение.

Как члена Общественной палаты меня сейчас уполномочили стать куратором восьмого округа по выбору общественных советников главы Великих Лук. Я посетила практически каждый дом, и мы выбрали советников по благоустройству дворовых территорий. Мне очень понравилась реакция великолучан на эту инициативу, которая была очень оптимистичной и уважительной. И это несмотря на то, что все мы живем в довольно не простое время, когда принято закрывать глаза на любые проблемы. Нет, люди готовы выходить во двор и заниматься его благоустройством. Равнодушных нет.

— Возвращаясь к вопросам о гимназии, с какими результатами школа планирует закончить этот учебный год?

— Я думаю то, что мы ожидали в начале учебного года, то мы и получим. Каковы прогнозы? Пускай, я их сейчас озвучу, а они сбудутся. Наши дети замечательно окончат школу, выйдут к государственной итоговой аттестации, сдадут ее без двоек и без проволочек. 11-классники поступят в престижные учебные заведения, а девятиклассники поймут, что они хотят делать дальше — получать среднее образование или все-таки профессиональное. И самое главное — гимназия должна закончить этот год дружно, с любовью, уважением друг к другу и с планами на новые свершения.

Источник: ПЛН
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Что-то не так идёт  В Великих Луках возле автовокзала произошло ДТП  1

Что-то не так идёт  За неделю на дорогах Псковской области погибло 2 человека, пострадало — 3  1

Сергей Голицын  За сутки в Великих Луках 80 человек заболели коронавирусом  2

Сергей Голицын  В Великих Луках снят с контроля Роспотребнадзора очаг коронавируса  1

иван иванов  Михаил Ведерников ответил на вопросы жителей Псковской области по поводу ситуации в Донбассе  13

иван иванов  В медийном поле развернулась «информационная война» из-за ситуации на Украине  7

Что-то не так идёт  Сегодня свое 90-летие празднует выдающийся великолучанин Борис Юрьевич Ханин  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках проводят сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса  2

Сизов Вячеслав  Попался «на удочку» мошенников: У жителя Великолукского района не получилось купить трактор  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках прошел турнир по самбо среди новичков «Крепыш»  1

Знаете что-то интересное?
Давайте опубликуем!
Наверх