Свои люди: Василий Фомин
0«С первых дней Великие Луки настолько пришлись мне по душе, что я не смог променять любимый город ни на Псков, ни на Москву с Санкт-Петербургом, ни на Брянск и Новгород… Лучше Великих Лук нет города на свете. С каждым годом наш город преображается, становится лучше. Видна работа городских властей», — говорит Василий Петрович.
Свою любовь к городу художник выражает в картинах. Он уже не может сосчитать, сколько картин о любимом городе написал. Многие из них увезли в другие российские города. Одна картина с видом Великих Лук уже давно украшает музей таможни Санкт-Петербурга. Другие 14 работ Фомина, посвященные восстановлению Великих Лук после Великой Отечественной войны, хранятся в стенах музея великолукского ТРЕСТ №52. Две картины разрушенного и восстановленного великолукского железнодорожного техникума находятся в музее этого учебного заведения.
Сегодня Василию Петровичу исполняется 80 лет. Как и прежде, художник в погонах совершенствует свое мастерство и полон творческих замыслов. Пусть искусство живописи нынче дорогое удовольствие, да и работ скопилось столько, что можно открывать собственную галерею, а все равно, как признается собеседник, его тянет заниматься любимым делом.
Ледяха подарила миру талантливых художников
Родился Василий Фомин в деревне Ледяха Локнянского района. Уже давно заросла тропа, по которой 60 лет назад с чемоданом в руках Василий Петрович шел к поезду, увозившему его далеко от родной деревни. С сожалением он вспоминает те годы, когда Ледяха славилась своими жителями и их ремеслами. «Сейчас в деревне один только постоянный житель и … иногда над ней пролетают птицы. Печально, что от большой крепкой деревни ничего не осталось кроме удивительной природы. А места здесь как были, так и остались шикарнейшие: большой лес, богатый грибными и ягодными местами, речка, живописные поля. Настоящему художнику есть, на чем разгуляться», — отмечает Василий.
Кто бы мог подумать, что в довоенное время Ледяха, живописно расположившаяся на опушке большого леса, считалась крепкой деревней, где вдоль главной улицы тянулось несколько десятков изб, крытых соломой, а проживали здесь люди, наделенные недюжинной силой и трудолюбием.
Славилась Ледяха ремеслом и в округе и далеко за его пределами. Местные жители делали сани, колеса, дрожки, телеги, линейки, дуги и для себя, и для продажи.
Именно Ледяха подарила миру талантливого художника, ректора Российской академии художеств имени И. Е. Репина Петра Фомина. Именно здесь, в одном из деревенских домов, сидя за большим столом у расписанного морозом окна маленький Петя начинал творить.
Пейзажи Псковщины заняли особое место в творчестве Фомина. В Ледяхе у художника зародились и остались на всю жизнь впечатления от пробуждающейся весной и засыпающей к зиме псковской природе. Еще при жизни Петр Тимофеевич отмечал, что красоту этих мест он ощущает по-особому, так как это его Родина. Любовь к малой родине отец передал сыну Никите. Никита Фомин развил и продолжил дело отца. Бесчисленные его пейзажи запечатлели все разнообразие неповторимой и живописной природы Псковщины.
Любовь к искусству передалась по наследству и Василию Фомину. Уже 30 лет он серьезно занимается живописью.
Первые холсты — обрывки газет
Первые рисунки Василия Петровича выполнены простым карандашом на обрывках газет и обоев, предназначенных для выкройки. За карандашом он ходил пешком в деревню Насву, которая находилась в 10 километрах от Ледяхи.
Позже, выручив деньги от продажи масла, Вася купит дорогие тетрадки, где появятся его первые осознанные работы. Именно эти тетрадки после войны будет перелистывать сержант-художник, приехавший в Локнянский район для его разминирования. Сержант удивится, как такой маленький мальчишка, может так умело рисовать.
«Вася, у тебя талант. Тебе надо поступать в художественное училище», — скажет солдат ледяхинскому дарованию. Потом даст Василию несколько уроков и заданий в надежде на то, что из него вырастет настоящий художник. Но жизнь мальчика сложится иначе, и вместо художника он станет милиционером.
Однако и в правоохранительных органах Василий Петрович будет жаждать карандаша и кисти. Стенгазеты Фомина всегда были лучшими по Северо-Западу в конкурсах среди отделений транспортной милиции. Многие удивлялись, как сотрудник органов может быть таким творческим.
Трудолюбие и творчество — это два главных качества, которые Василий Петрович унаследовал от своих родителей. Отца он не помнит, тот не вернулся с войны. Матери Надежде Алексеевне пришлось нелегко после войны. Сама она и дом рубила, и бурки с шубами шила, кружевоплетением занималась. «До последнего работала, — делится воспоминаниями Василий Петрович. — До сих пор храню ее швейную машинку, бывает, нет-нет и сошью что-нибудь».
В семье Фоминых мужчины издавна занимались обработкой дерева. Столярничали. Василий Петрович сам увлекался художественной резьбой по дереву. И получались у него всегда шедевры. На своей даче смастерил однажды домик-теремок, украшенный деревянным кружевом. Все соседи диву давались умелым рукам хозяина. Пробовал себя и в чеканке. Еще с советских времен в доме мастера хранится главная его работа «Глухарь. Царь-птица наших лесов».
«Дерзай, Василий»
Сколько картин за 30 лет написал Василий Фомин? На этот вопрос он и сам ответить не может. О первых работах и говорить стесняется. Его выдающийся родственник — художник Петр Фомин, чьи работы хранятся не только в Третьяковке, в Российском музее, а еще в 50 музеях России, стран бывшего СССР, Европы, Кореи, Китая и в частных коллекциях разных стран мира, в свое время хорошо отозвался о работах Василия Фомина.
Однако, по словам Василия Петровича, лучшим художником Псковской области для Петра Тимофеевича все же был Алексей Большаков. Сам Большаков не единожды напутствовал Фомина на новые достижения. «Дерзай, Василий. В твоих работах нет недостатков», — говорил Алексей Алексеевич, рассматривая картины Фомина. Особенно ему нравилась работа «Заросший пруд».
«С душой надо все делать», — самое главное наставление Алексея Большакова, которое Василий Фомин пронес сквозь годы. Именно поэтому его картины наполнены таким теплом и любовью к своей малой Родине. А на примере творчества Василия Петровича мы видим, как щедр и богат талантами русский народ.
«Вдыхает жизнь в простое полотно»
Именно так о картинах Василия Фомина отзывается поклонник его творчества Виктор Никулин. Каждый год на день рождения по-соседски Виктор Иванович сочиняет в честь Василия Петровича несколько четверостиший. Любит приходить в гости, долго стоять, молча, рассматривая труды соседа.
«Виктора очень часто интересует, как так получается, что на моих картинах дикие звери словно оживают? — говорит, не сдерживая улыбку, Василий Петрович. — Как страстному охотнику с многолетним стажем все звери по привычке мне подчиняются и позируют». Художник переносится в прошлое: вспоминает, как в родной Ледяхе, торопился из школы на охоту, как позже, работая в милиции, ходил на крупного зверя, как однажды вместе с другими охотниками завалили медведя-шатуна, который накануне задрал двух лосей. В память о том времени Василий Фомин бережно хранит картину «На привале».
27 января Василий Петрович отметил 80-летний юбилей. Как он отмечает, рад, что живет в прекрасном городе на Ловати, однако тема родной Ледяхи не перестает его тревожить. Вновь и вновь хочется возвращаться к родной деревне, с окружающими её полями, лугами, лесом, тихой речкой, вечерними закатами, утренней зорькой и незабываемым восходом солнца… И пусть в этой деревне живет один житель, но она до сих пор хранит сильный дух такого талантливого русского народа, примером которого, безусловно, является семья Фоминых.
Комментарии