Роман Вильфанд обещает прогнозы погоды с точностью до температуры на вашей улице
0Об этом в интервью «Российской газете» рассказал директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд.
Роман Менделевич, всех нас в первую очередь интересуют простые вопросы: во что одеться и обуться, выходя на улицу. Вы подготовили долгосрочный прогноз, какую погоду он нам обещает?
Роман Вильфанд: На период до 20 декабря, который у метеорологов называется красивым словом «предзимье», мы ожидаем, что температура будет близка к средним многолетним значениям, то же можно сказать и о зиме. Хотя прогноз средних многолетних значений предполагает более холодную погоду, чем прошлой зимой, но синоптики не прогнозируют длительных экстремально холодных температур. Достоверность долгосрочного прогноза всегда ниже, чем краткосрочного, она составляет 70 процентов.
Для себя я выводы сделала. Пуховичок нужно на эту зиму купить теплее. А для остальных сфер экономики что может означать ваш долгосрочный прогноз?
Роман Вильфанд: Прежде всего насчет пуховичка. Был проведен социологический опрос об отношении к холодной зиме. Оказалось, что 90 процентов москвичек терпеть не могут суровую холодную зиму. А десять процентов ее просто обожают. Но последующий опрос показал, что у 10 процентов москвичек есть очень красивые шубки.
Теперь серьезно об экономике. В первую очередь агрометеорологи Росгидромета выпускают аналитические и прогностические бюллетени для сельского хозяйства по озимым зерновым. Оценивается, когда были посеяны озимые, в оптимальные ли сроки, влажная ли была почва, лег ли своевременно снег и так далее. Кстати, прогнозы перезимовки озимых за два последних холодных сезона блестяще оправдались, а сами зимы были очень благоприятными для сельского хозяйства России.
И мы вышли в мировые лидеры по зерну.
Роман Вильфанд: Да. И естественно, всех теперь интересует вопрос, какой будет эта зима. Но мы не можем сейчас по инерции гарантировать хороших условий для будущего урожая.
Специалисты гидрометслужбы проводят мониторинг вегетации озимых, оценивают риски негативного и благоприятного влияния метеоусловий на их развитие. Сделать какие-то выводы мы сможем позже, когда выпадет снег, когда наступят морозы. Более надежные прогнозы будут выпущены в феврале-марте, когда проведем так называемое отращивание озимых. На контрольных опытных делянках в тепличных условиях проводится быстрое прорастание озимой пшеницы и ржи. Оценивается всхожесть озимых. Это позволяет уже в начале весны произвести быстрый пересев озимых в тех регионах, где повреждение сельскохозяйственных культур значительно.
Для каких сфер экономики еще важен ваш долгосрочный прогноз? И какие выводы на его основе можно сделать сейчас?
Роман Вильфанд: У метеорологов очень плотные отношения с энергетиками. Конечно, мы выпускаем прогнозы на долгие сроки. Но гораздо более важны предупреждения за несколько дней о резком изменении температуры на семь-десять градусов и более, поскольку при резком значительном похолодании ТЭС нужно разогревать заранее.
Это важнейший элемент для деятельности энергетиков. Оптимальным образом используются и прогнозы длительных холодов для одного или нескольких субъектов Российской Федерации. В этом случае (поскольку энергия в нашей стране закольцована) заранее рассчитывается и реализуется передача энергии из тех регионов, где стоит теплая погода.
Синоптики народ скромный. И высокий уровень своей работы характеризуют так: «От потребителей претензий не было». Так вот за последние пять лет рекламаций от энергетиков не поступало.
Про синоптиков много есть шуток, смысл которых сводится к тому, что они слишком часто ошибаются. Станут ли прогнозы точнее?
Роман Вильфанд: Да, существует саркастическая фраза, что синоптик ошибается только один раз, но каждый день. За последние два десятилетия качество прогнозов постоянно повышается. Сейчас мы прогнозируем погоду на сутки с успешностью 96 процентов. Так что сегодня эта шутка уже не актуальна. Мы надеемся, что к 2020 году доведем точность прогнозов температуры до 98 процентов. И тогда будет справедливо совсем не ироничное утверждение: «Синоптик ошибается один раз в 50 дней». Но никогда прогноз погоды не будет достоверным на 100 процентов.
Весной Гидрометцентр начал делать высокоточные краткосрочные прогнозы, буквально на два часа. Сейчас в каких территориях их можно сделать?
Роман Вильфанд: Это новое направление — наукастинг, который позволяет выпускать прогноз об опасных явлениях погоды на ближайшие несколько часов. В России он пока в стадии становления. Развивать его можно только если территория страны покрыта радарами. Причем радарами с доплеровским эффектом. Очень важны данные грозопеленгаторов. Активно используется спутниковая информация. И конечно же, для наукастинга постоянно совершенствуется мезомасштабная модель атмосферы. Работа ведется в тесном сотрудничестве с Центральной аэрологической обсерваторией и научно-исследовательским центром «Планета».
Сейчас мы только-только выпустили инструкцию, как использовать синоптику радарные данные. И ее еще придется дорабатывать. Еще раз повторю: сейчас стадия эксперимента, но она близка к завершению. Думаю, что со следующего года в Московском регионе, да и не только в Московском, в Центральном федеральном округе эта система заработает.
Какие явления можно будет прогнозировать? Вряд ли речь идет о температуре, она не меняется так резко за пару часов. Наверное, это грозы, ливни?
Роман Вильфанд: Температура тоже за несколько часов может измениться на 10°С, особенно зимой. Но в первую очередь, конечно, оценивается риск таких опасных явлений, как очень сильный дождь, сильнейшая гроза, ливень, когда за час выпадает более 30 - 50 мм осадков, что приводит к коллапсу на дорогах. Ливневка не может справиться с таким количеством осадков. Машины останавливаются. Во Франции гроза считается одним из самых опасных явлений, особенно сухая гроза, приводящая к возгоранию лесов. Снегопады с использованием наукастинга на самом деле мы надежно прогнозируем уже сегодня. Вообще зимой люди могут чувствовать себя спокойнее, о зимних ненастьях синоптики предупреждают заблаговременно.
Что потребуется для того, чтобы отладить систему краткосрочного прогнозирования не в "пилотном" режиме, а на постоянной основе? Серьезные финансовые вложения?
Роман Вильфанд: В Центральном регионе радаров и остальных приборов хоть и не избыточно, но в первом приближении достаточно. Наши ожидания связаны с тем, что в результате реализации проекта модернизации Росгидромета в 2017 году у нас появится суперкомпьютер, совершенно отличающийся по своим ресурсам от того суперкомпьютера, который был установлен в 2009 году. Это совершенно другой класс центрального вычислителя.
Уравнения прогноза погоды наиболее сложны для численного интегрирования. И для того чтобы как можно более точно дать прогноз погоды, требуется невероятная вычислительная мощь. С появлением нового суперкомпьютера мы уже сможем выпускать прогнозы с шагом два километра по всей Европейской территории России.
С его помощью, конечно, не сразу, а примерно через полгода-год с момента его установки мы надеемся описывать процессы, скажем, в городской атмосфере и с шагом в пятьсот метров.
Для вас будет удивительно, но описывать процессы глобального масштаба по всему земному шару проще, чем, например, метеорологическую ситуацию в Москве. Влияние домов на атмосферные процессы, отражающая способность асфальта, крыш домов и травяного покрова, неоднородность по пространству турбулентных процессов создают совершенно удивительные эффекты, влияющие на погоду. Сначала нужно научиться адекватно описывать их в рамках научных исследований, а затем, я надеюсь, эти сложные прогностические модели перейдут и в оперативную практику.
Кроме этого развиваются модели переноса загрязняющих веществ. К примеру, куда будет перемещаться аммиак в случае нештатной ситуации. Или дым от лесных пожаров.
На вашем сайте есть карта предупреждения об опасных метеоявлениях. Как по ней людям понять, что они находятся в опасной зоне?
Роман Вильфанд: У нас два года существует система метеопредупреждения. И нам бы хотелось, чтобы, как в Европе, человек начинал утро с того, что заходил на сайт и смотрел, есть ли сегодня метеорологическая опасность.
Сама система достаточно проста. На нашем сайте есть карта, на которой территории страны окрашиваются одним из пяти цветов. Белый и желтый — безопасные цвета. Они означают, что данных нет или нет предупреждений об опасных метеоявлениях соответственно. Зеленый — существует потенциальная опасность, если она будет развиваться, о ней поступят дополнительные сообщения. Оранжевый — погода опасна, имеется вероятность стихийных бедствий, нанесения ущерба. А красный — погода очень опасная, имеется вероятность крупных разрушений и катастроф. Разумеется, цветовая гамма сопровождается текстовыми пояснениями.
Любой человек может зайти и посмотреть, какая метеорологическая ситуация в его регионе, городе. Не обязательно ждать новостей и сообщений из других источников, можно узнать напрямую от Гидрометцентра.
Какие еще интересные проекты есть у Гидрометцентра?
Роман Вильфанд: Вы, наверное, слышали о том, что этой осенью в Москве очень высокое давление, и это представляет опасность, метеозависимые люди должны быть очень внимательны. Но так ли это?
Давление в Санкт-Петербурге в среднем на 20 гектопаскалей (14 - 15 мм ртутного столба) выше, чем в Москве. Дело в том, что Москва находится на высоте примерно 150 - 160 метров над уровнем моря, а Санкт-Петербург на уровне моря. Но никто не жалуется, приезжая на «Сапсане» из одного города в другой, на резкую смену давления.
Мне не приходилось читать ни одной серьезной работы, в которой было бы четко описано влияние меняющихся в диапазоне плюс 5% от нормы барических факторов на здоровье человека. А не вполне обоснованные призывы ряда комментаторов погоды, отдельных журналистов быть бдительным к себе в условиях высокого (низкого) давления вызывают ненужный переполох у мнительных людей. Вот если бы с комментариями и рекомендациями выступил главный терапевт (кардиолог, невропатолог) города или области, это было бы здорово.
Вот работы по анализу влияния климатических факторов на показатели здоровья человека проводятся вполне интенсивно. В этой связи Гидрометцентр России уже пару раз обращался в департамент здравоохранения Москвы, в мэрию Москвы с предложением провести исследование зависимости состояния здоровья от метеорологических факторов. Это позволит понять, существует ли влияние изменения температуры, давления, влажности, степени загрязнения воздуха и так далее на самочувствие людей. Провести такие исследования важно для принятия превентивных медицинских мер, прогнозирования количества вызовов «скорой помощи», дифференцированных по разным заболеваниям, и других.
Используя небольшой архив данных, предоставленных Гидрометцентру России «Станцией скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» департамента здравоохранения города Москвы, наши специалисты провели ряд вычислительных экспериментов. Результаты очень интересные. Успешность методических прогнозов вызовов «скорой помощи» существенно выше инерционного прогноза (сегодня будет столько же вызовов, как вчера). Но эти данные получены на небольшой зависимой выборке.
Рассчитываю на позитивную реакцию департамента здравоохранения столицы, поскольку результаты этих исследований имеют выраженное как социальное, так и экономическое значение и могут быть быстро внедрены в оперативную практику.
Комментарии