Аферисты наживаются на именах врачей, продавая «лекарства»-пустышки
0Дальше открывается статья от имени известного столичного доктора с его фото и интервью, в котором он убедительно рассказывает про ужасы, связанные с грибковыми заболеваниями. (Иллюстрации в виде жутких натуралистических фото прилагаются).
А потом, как водится в подобных текстах, доктор сообщает, что, «к счастью», от этой напасти есть «уникальное средство». Дескать, российские ученые разработали препарат, который «купирует» споры гриба и лишает его возможности размножаться: «Если вовремя начать применять это средство, грибная сеть не будет распространяться по всему организму. А для того, чтобы убрать гриб с ногтя или стопы, потребуется гораздо меньше сил и времени».
Дальше все по законам жанра: название «уникального» препарата, сообщение, что он только-только разработан и в «аптеках его пока нет». Но, оказывается, «добрый» минздрав объявил акцию, и на специально созданном сайте препарат продается по льготной цене... «Спешите. Предложение ограничено». «Если вы обнаружили у себя признаки грибка или подозреваете возможность заражения, прямо сейчас перейдите по ссылке и оформите заказ».
Стоп. Не надо спешить с заказом. Сколько подобных публикаций появляется в Сети — не счесть. Продажа через Интернет всевозможных «снадобий» — высокодоходный бизнес. И как бы солидно это ни выглядело, на какие громкие имена ни ссылались в подобных публикациях, лучше не спешить и перепроверить информацию.
Вот несколько простых советов, которые дали «РГ» специалисты по IT-технологиям.
1. Одно из главных правил — весь спам в корзину. Не читая. Ничего путного в таких предложениях нет по определению. Но есть угроза «заразить» компьютер опасным вирусом. Можно «пробить» адрес сайта, забив его в адресную строку любой поисковой системы. Скорее всего, его не будет в поиске: мошенники часто избегают регистрироваться в поисковых системах.
2. Сайты по продаже «левых» препаратов — это классические дешевые «одностраничники»: в шапке может быть указан минздрав, информация подается от лица известного врача или медийной персоны (например, телеведущих медпрограмм), но все ссылки «мертвые»: на какую ни ткнешь — попадаешь на одну и ту же страницу с единственной «активной» кнопкой: «сделать заказ».
3. При этом на сайте нет данных, свидетельствующих о том, что применение препарата разрешено в России (не указаны данные регистрационного свидетельства, их, кстати, можно перепроверить на сайте Росздравнадзора). Не указаны и координаты продавца (обычно только «левые» телефоны, на которых сидят принимающие заказы операторы).
4. На подобных сайтах используются разные психологические ухищрения и «ловушки», подталкивающие человека сделать покупку. Например, на интернет-странице помещен счетчик «до конца акции осталось...» (если зайти на эту страницу через неделю, акция будет продолжаться) или то и дело всплывают окошки: «последний заказ сделан из Москвы». При этом мошенники постоянно придумывают новые ухищрения: например, предлагают вбить в специальное окошко цифровой код, чтобы убедиться, что препарат — не подделка. Кто-то, очевидно, «покупается».
5. Нередко реальные симптомы болезни дополняют такими размытыми признаками, как «слабость», «темные круги под глазами» — мошенники любят максимально расширять круг болезней, при которых их препарат «помогает», чтобы охватить большее число покупателей.
6. Использование фотографии человека в белом халате — это стандартный прием. Ведь мы привыкли врачам доверять. Но на сайте не указывается, где этот доктор работает. Часто аферисты даже не трудятся соблюсти элементарную правдоподобность: известного детского хирурга Леонида Рошаля назвали «главным кардиологом», а препарат от грибка (а заодно от папиллом и глистов) представлял якобы миколог, а на самом деле стоматолог, работающий в Киеве. Такие ляпы легко установить, забив в поиске ФИО доктора. С помощью Интернета легко обнаружить и другие несоответствия. Например, набрав «акция минздрава начнется 1 октября», можно обнаружить аналогичные сообщения: акция началась 1 апреля, 1 августа и т.д. Понятно, что много одинаковых акций с интервалом в два-три месяца просто не может быть.
Врачи и сами возмущаются, что их известность аферисты используют в своих корыстных целях. Но «вычистить» Интернет от подобных публикаций не в их силах. Максимум, что может сделать сам доктор — опубликовать опровержение, сообщить, что никаких «чудо-средств» он не продвигал, как это сделал известный во всем мире кардиохирург, глава НЦ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Лео Бокерия.
Плохо, что подобные сайты-завлекалки мошенники нередко дополняют и прямым воздействием на возможных покупателей. При этом выбирают самых уязвимых — пожилых людей. Звонят, представляются врачом из поликлиники, сообщают о том, что «последние анализы плохие, надо срочно лечиться». А затем предлагают купить «редкое» лекарство или чудодейственный медицинский прибор.
«Увы, и мои пациенты попадались на эту удочку, — рассказала «РГ» заведующая отделением одной из московских больниц Радмила Черная. — Пациентке позвонили якобы из нашей районной поликлиники, сославшись на то, что участковый врач (то есть я) ни позвонить, ни прийти не может. Сказали, что пришли результаты анализов, и они очень плохие, буквально рак у нее. После этого напуганная пенсионерка отдала им все свои сбережения за лечение. И только когда опомнилась, прибежала ко мне со слезами. Конечно, мы сообщили в полицию, но, насколько мне известно, мошенников так и не нашли. Все сказанные слова о том, что можно ведь было мне позвонить, спросить или в регистратуру поликлиники обратиться, были уже бесполезны. Дело сделано, время ушло».
Комментарии