Путин решил не повышать налоговую нагрузку на бизнес до 2019 года
0В послании федеральному собранию в 2014 году президент обещал не повышать налоговую нагрузку на бизнес в течение четырех лет.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг даже сам факт совещания.
«Сама по себе идея fiscal devaluation интересная, но при условии, что не будет повышена налоговая нагрузка на всю экономику. Как я понял, идея была еще недостаточно проработана и ее отложили», — заявил председатель ЦСР Алексей Кудрин.
«Минфин не предлагал налоговых изменений», — начал было говорить на Московском финансовом форуме министр финансов Антон Силуанов. Бюджет будет внесен в Госдуму без кардинальных изменений в налогах, пообещал он.
У Минфина было много идей, но их лучше выносить на общественное обсуждение, когда они продуманы и обсчитаны, указал Силуанову вице-премьер Аркадий Дворкович. «Министерствам, в том числе и Минфину, не нужно каждый квартал предлагать новые идеи и новые инициативы, — сказал он. — Нужно в какой-то момент себя останавливать».
Различные предложения Минфина о повышении налоговой нагрузки на бизнес и население обсуждались с лета. Осенью дискуссия стала особенно интенсивной — идеи обсуждались на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова и премьера Дмитрия Медведева. Они касались НДС, взносов с фонда оплаты труда, подоходного налога, нефтегазового сектора.
В частности, на совещании у Медведева на этой неделе Минфин предложил провести «ненефтегазовый налоговый маневр» — унификация ставки страховых взносов, ее поэтапное снижение и повышение НДС. Поступления в бюджет от этого маневра Минфин оценивал уже в следующем году в 600 млрд рублей, а за всего за 2017 — 2019 годы в 1,2 трлн рублей. Дополнительные поступления помогли бы Минфину сократить дефицит бюджета.
Ставку НДС Минфин предлагал повысить с 18 до 20% уже в 2017 году. Льготную 10%-ную ставку НДС — поднять до 12%, а с 2019 года начать увеличивать ее на два процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%. А страховые взносы начать взимать со всего зарплатного фонда по единой ставке: 29% — с 2017 года, 28% — с 2018 года и 26% — в 2019 году. Сейчас работодатели платят в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 000 рублей в год, а сверх этой суммы — 10%. В Фонд социального страхования — 2,9% с годовых заработков до 670 000 рублей, в Фонд медицинского страхования — 5,1% со всей зарплаты.
Свою идею чиновники называли «фискальной девальвацией», считая, что маневр был бы косвенно выгоден экспортерам, которые НДС не платят, и ударил бы по импортерам. Но выросла бы нагрузка на секторы с наиболее квалифицированным трудом, говорил федеральный чиновник: даже при снижении ставки почти в два раза увеличатся сборы с зарплат выше нынешнего порога. По данным Росстата, на конец 2015 года зарплаты выше порога получали, например, в сфере IT, добычи полезных ископаемых, в пищевой и химической промышленности, на транспорте и в авиапроме.
Различные предложения по повышению налогов Минфин приносил в правительство еще весной, рассказывает федеральный чиновник: они обсуждались в закрытом режиме, но еще тогда решили, что не время. Однако в начале осени Минфин снова вышел с различными предложениями повысить налоговую нагрузку, уточняет он: обоснование — «иначе не удастся сбалансировать бюджет». Такие предложения наряду с другими идеями Минфина (повысить доходы от акцизов на топливо, ввести акциз на сладкие напитки, собрать больше дивидендов с госкомпаний, увеличить НДПИ для нефтегазового сектора) вызвали острые споры на совещании у премьера в среду, рассказывали «Ведомостям» пять федеральных чиновников. Против реформы взносов возражала социальная вице-премьер Ольга Голодец, говорит один из них, а против повышения НДС — вице-премьер Аркадий Дворкович и помощник президента Андрей Белоусов. Представитель Дворковича отказался от комментариев. Представитель Голодец тоже отказался от комментариев. Продолжают обсуждать налоговые преобразования в нефтегазовом секторе, рассказывают чиновники.
Комментарии