Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
0В период подготовки к школе многие дети посещают детские сады, подготовительные и развивающие курсы, занимаются с логопедами, беседуют с психологами, которые выдают заключение о готовности к учебе. Однако эта готовность оценивается с моральной точки зрения, общего уровня умственного развития. Между тем готовность ребенка физически спокойно сидеть на уроке, долгое время слушать учителя и не терять концентрацию не менее важна. Как и способность адаптироваться к новым социальным ролям и связям.
Как помочь ребенку адаптироваться к школьным занятиям?
Не нагнетайте. Многие родители склонны пугать ребенка рассказами о строгом учителе, плохих оценках за поведение: «Ах, ты меня не слушаешься? Подожди, в школе тебя научат, как себя вести». Ребенок, не зная точно, что его ждет, привыкает к мысли, что школа — это нечто страшное, там постоянно ругают и наказывают. Такое восприятие школьной жизни пагубно отразится на его дальнейшем процессе обучения и общения с учителем.
Придумайте школьные ритуалы. Вспомните, что самое приятное было для вас в школе. Создайте собственные ритуалы, которые помогут ребенку относиться к школе, как к чему-то радостному, связанному с удовольствием. Например, расскажите ему, что в школе его научат делать интересные вещи своими руками, сходите с ребенком в магазин, чтобы вместе выбрать новые канцтовары, тетради, обложки для книг. Дома вместе оберните книги и тетради в обложки, расскажите ребенку, какие канцтовары были у вас в детстве.
Узнайте, чего ждет ваш ребенок. Обманутые ожидания могут сослужить плохую службу вашему первокласснику. Стоит узнать заранее, как ребенок представляет себе учебу в школе. Бывал ли он там раньше? Есть ли у него старшие братья или сестры, которые рассказывали ему об учебе и одноклассниках? Возможно, у первоклассника есть необоснованные опасения или страхи, которые нужно развеять. Однако идеализировать школьную жизнь тоже не нужно, лучше ненавязчиво рассказать, что в школе будут как хорошие, так и не очень приятные моменты.
Расскажите о себе. Поделитесь с ребенком собственными впечатлениями о вашем первом сентября. Наверняка, вы помните, как готовились к школе, как знакомились с учителем и одноклассниками. Почитайте вместе с ребенком книгу о школе, например, рассказы Николая Носова, обсудите ее.
После праздника Первого сентября для ребенка настанет новая жизнь, полная ежедневных забот и обязанностей. К этому тоже нужно адаптироваться и быть готовым. Ребенок, привыкший отдыхать днем, беззаботно играть и много двигаться, вынужден сидеть много часов и при этом меньше говорить, быть спокойным. Сначала в школе слушать урок учителя, затем дома, делая домашние задания. Такой режим дня очень тяжел для первоклассника, он быстро устает от обилия новой информации, увеличившихся требований и ответственности. Короткие перемены между уроками и недолгое общение с друзьями после школы не могут сразу компенсировать потребность ребенка в быстрой смене активной деятельности.
Обращайте больше внимания на впечатления ребенка о школе. Расспрашивайте его о том, как он общается с одноклассниками, появились ли у него новые друзья, нравится ли ему учитель, чем ему нравится заниматься в школе, как проходят перемены. Не концентрируйте внимание на успеваемости и не спрашивайте, сколько раз его похвалил или поругал учитель, но пусть он делится с вами личными впечатлениями от происходящего.
В начальной школе главным человеком для ребенка станет учитель. Лучше, чтобы у них сложились хорошие отношения с самого начала. Во многом это зависит от личности педагога, но и от вас тоже. Ребенок должен чувствовать, что вы уважаете мнение учителя, что не пытаетесь понизить его авторитет. Так ребенок учится доверять другим взрослым, уважать их и успешно взаимодействовать.
Комментарии