Россияне перешли с фруктов и рыбы на хлеб и молоко
3Рекордное снижение реальных зарплат и доходов в 2015 году сократило физическое потребление непродовольственных товаров на 20 процентов, а продовольственных — на 4,2 процента. Компенсировало его изменение предпочтений граждан в пользу более дешевых товаров, при том что популярность товаров длительного пользования эконом-класса начала расти еще в 2011 году, а более дешевого питания — в 2013-м, говорится в исследовании.
Хотя потребление калорий на душу населения и размер трат на продукты питания остался на прежнем уровне, однако в рационе овощи, фрукты, рыба, морепродукты и алкоголь заметно уступили место хлебу, картофелю и молочной продукции. «В перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара»,— говорится в исследовании АКРА.
Кроме того, россияне стали дольше эксплуатировать товары длительного пользования. Сокращается и средняя площадь новых квартир — с 2009 по 2015 годы этот показатель снизился на 19 процентов. В то же время показатели обеспеченности жильем на человека и удовлетворенность населения жилищными условиями пока продолжают расти: средняя площадь старых квартир все еще на 25 процентов меньше площади новых, а улучшение жилищного фонда опережает прирост населения.
Как полагают аналитики, в будущем россияне будут больше экономить и дольше использовать товары длительного и инвестиционного потребления. При этом в АКРА прогнозируют, что реальные доходы населения будут сокращаться еще два с половиной года. В таком случае сектор потребления ожидает продолжительная стагнация, при которой даже в 2020 году оборот розницы будет на 10 процентов ниже показателей 2014 года, констатирует доклад.
В середине мая холдинг «Ромир» сообщал, что в режим экономии перешли 90 процентов россиян. На продуктах питания экономят 43 человека из 100. Каждый пятый опрошенный исследователями сократил расходы на развлечения и отказался от планов на дорогостоящие путешествия. 23 процента респондентов стали меньше употреблять деликатесы.
20 мая компания Nielsen опубликовала исследование, согласно которому почти половина россиян стала покупать меньше товаров повседневного спроса и продуктов питания.
Комментарии