добавить новость
вторник, 23 апреля 2024
Держи руку на пульсе города, читай Луки.ру:
 
Спасибо, я и так постоянно читаю
Новости
Новости

Стенограмма интервью Губернатора Андрея Турчака

0
Стенограмма интервью Губернатора Псковской области Андрея Турчака с главными редакторами ведущих средств массовой информации региона. Открытый разговор состоялся 24 октября 2014 года в студии ГТРК «Псков».

— Сегодня на политсовете «Единой России» вы сделали очень серьезное заявление, можно подробнее?

— На самом деле это не заявление, а выверенное решение. Совсем недавно номинировали Александра Гизбрехта, депутата Псковского областного Собрания, на ответственную должность — директора нашего госпредприятия «Псковпассажиравтотранс». Он отработал до этого период советником директора, вник в ситуацию и понял, что трудно будет совмещать две этих позиции, поэтому принял решение освободить место депутата областного Собрания и сосредоточиться на работе в нашем государственном предприятии.

В связи с освобождением мандата сегодня на заседании политсовета коллеги обсуждали возможное распределение этого места. После консультаций с Александром Котовым, с Президиумом политсовета Псковского отделения партии «Единая Россия» была предложена кандидатура Виктора Остренко для замещения этой вакантной должности. И с учетом того, что Елена Бибикова у нас представляет Псковскую область в верхней палате Федерального Собрания, у нас оказалось вакантным и место вице-спикера областного Собрания, поэтому коллеги сегодня, после обсуждения, пришли к мнению, что и эту позицию в качестве депутата областного Собрания Виктор Остренко сможет занять.

Мы чуть-чуть забегаем вперед, есть определенная процедура, и все формальности будут соблюдены в ходе сессии областного Собрания, которая в следующий четверг пройдет, но, тем не менее, сегодня этот вопрос был рассмотрен, и данное предложение было поддержано.

Кроме того, выступил руководитель фракции ЕР в областном Собрании Валентин Каленский, который предложил Виктору Владимировичу — это был экспромт, это было решение непосредственно членов фракции — место первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия».

Все эти должности концентрируются в одном человеке, чтобы была эффективная работа в части реализации Народной программы. Я предлагал кандидатуру Остренко с той точки зрения, что весь избирательный период, весь избирательный цикл, этот трехмесячный срок он занимался сбором наказов, предложений, обобщением Народной программы. И как вы видите, в рамках работы общественного штаба и работы в областном Собрании депутатов — это будет наиболее эффективно, с точки зрения реализации тех наказов и предложений, которые вошли в Народную программу.

Я думаю, что он будет связующим мостиком между Администрацией области, администрациями наших муниципальных образований и между представителями власти, поскольку по распределению обязанностей внутри фракции Виктор Остренко будет отвечать еще и за взаимодействие с депутатами разных уровней: внутри фракции, с депутатами областного Собрания, с депутатами районных Собраний и с поселенческим уровнем. Виктор Владимирович будет готовить партийное отделение «Единой России» к массовой муниципальной кампании, которая предстоит 13 сентября 2015 года, и к выборам в областное Собрание депутатов и Государственную Думу Федерального Собрания, которые пройдут в сентябре 2016 года.

— У нас такое существенное обновление команды — и в депутатском корпусе, и в Администрации. С чем это связано? Или это хитрый ход для реализации бюджета? Я имею в виду, что к вам в команду вливаются и партийцы из других фракций.

— Эти решения были озвучены на последнем заседании Администрации. Это — не дань моде. Это — не открытие вакансий для представителей оппозиции. Это, действительно, подтверждение того, что у политических партий, которые представлены в областном Собрании, и реализуют свою политику в Псковской области, есть конструктивные и дельные предложения, которые должны быть поддержаны нами.

Мы в постоянном режиме работаем на кадровой скамейке, и это не последние изменения, которые могут произойти внутри Администрации области. В частности, сегодня был задан на политсовете вопрос, что будет с освободившейся вакансией вице-губернатора. По процедуре в рамках одного месяца Виктор Владимирович освободит эту должность. После того, как вся эта формальная процедура будет пройдена, мной принято решение о сокращении вакансий вице-губернатора.

У нас на данный момент две вакансии, и одна появится, после того, как Виктор Остренко освободит эту должность. Эти три вакансии вице-губернатора будут закрыты. То есть команда сформирована. У каждого заместителя определено направление. Блок доходный — им занимается Перников, блок услуг — этим занимается Кузнецов, есть блок социальный и общее руководство — это первый заместитель Губернатора Емельянова Вера Васильевна, есть блок финансовый — это Баринова Татьяна Алексеевна, и блок административный, очень важный блок, — Жаворонков Максим Константинович.

Поэтому у меня остается пять замов, и полномочия между заместителями с уходом Остренко будут распределены: блок культуры уйдет в сферу деятельности Емельяновой Веры Васильевны, блок физической культуры и спорта — в сферу деятельности Жаворонкова Максима Константиновича. Таким образом, окончательно будет завершена реформа моих Заместителей, что сократит расходы на содержание госаппарата.

— Газета «Известия» вчера предположила, что призыв оппозиции в ряды Администрации станет некой матрицей для регионов, так как предстоит сложное прохождение бюджета на 2015 год и на уровне Администрации необходимо делать опору на оппозицию. Вы согласны с этим утверждением? И как вы прогнозируете прохождение бюджета в этом году, с учетом того, что теперь в вашей команде есть представители оппозиции?

— Еще раз хочу сказать, что это не связанные вещи. И решение принималось не спонтанно. Диалог по поводу вхождения представителей и «Справедливой России», и ЛДПР, и Коммунистической партии в Российской Федерации велся давно и не был привязан к каким-то избирательным циклам. Так сошлись карты, что на сегодняшний день кандидаты, которые влились в областную команду, нашли свое место в строю. Я не думаю, что матрица «Известий» подходит к той ситуации, которая на данный момент в Псковской области. И ни в коей мере это не связано с прохождением бюджета.

Прогнозируем, действительно, что бюджет будет проходить достаточно сложно. В том числе с той точки зрения, что мы до сих пор не имеем окончательных параметров по федеральным составляющим. И мы бюджет будем принимать практически под Новогоднюю ночь. Это будет конец декабря.

Цель нашей встречи, дорогие друзья, несколько иная. Мы перешли с вами в режим вопросов и ответов, а я хотел, с учетом того, что каждый из вас представляет очень широкую аудиторию зрителей и читателей, посвятить сегодняшнее общение тому, чтобы вы сами для себя, как руководители, как главные редактора, поняли и прониклись, в какой ситуации находимся мы, в какой ситуации находится наша страна. Поскольку вы являетесь рупором, чтобы вы сами, в первую очередь, осознавали и делали дальше в проведении своей редакционной политики какие-то поправки на ту информацию, которую я сегодня постараюсь до вас донести.

Действительно, мы три недели назад получили контрольные цифры от Министерства финансов. Эти цифры нас не обрадовали. Мы получили индикатор — на 26% снижение расходов по государственным программам, обязательно 10% — снижение по государственным заданиям, и обязательное 5%-ое сокращение расходов на административно-управленческий аппарат. Не только на уровне области, но и на уровне наших муниципалитетов.

Ситуация внешняя оказывает на это существенное влияние. Все о ней не просто читают где-то, а находятся внутри этой ситуации и погружены в нее. И это цена на нефть, которая последние полтора месяца обвалилась практически на 20 долларов за баррель. Сегодня курс ее в границах 84-86 долларов, когда наш федеральный бюджет верстался из расчета 96 долларов, и рост курса валют. Поэтому ситуация действительно тяжелая.

Все это накладывается еще и на санкции, которые были введены, и другого рода ограничения в части привлечения финансирования для наших системных, опорных банков. Эта затяжная ситуация может продлиться по разным оценкам и год, может продлиться и два. Поэтому мы, как люди ответственные, должны готовиться к самому худшему. Это не значит, что оно случится, но мы должны быть готовы ко всему.

Поэтому, может быть, часть мер, которые мы будем реализовывать, их надо было применять раньше. Но мы как всегда, долго запрягаем, зато очень быстро едем. Значит, момент настал, чтобы мобилизоваться, привести себя в форму. Мы с главами обсуждали, что на самом деле, многие процессы, которые сейчас происходят, и те действия, которые мы будем реализовывать, они давно назрели. Сами главы районов и волостные главы понимают это.

Вот такую вам цифру приведу: у нас 750 волостных чиновников-администраторов, и главы волостей, и депутаты сельских поселений — они администрируют по году 120-150 млн рублей. Понимаете, что это ничтожная цифра для такого большого количества руководителей.

Система расселения у нас с вами не поменялась, она отличается от наших соседей. Плотность населения низкая, поэтому сейчас даже, когда мы смотрим по укрупнению волостей, исходя из исторических особенностей, рассматривая транспортные особенности, доступность, мы должны исходить еще и из количества населения. Когда у нас на одно сельское поселение 360 человек — мы просто не унесем такую команду управленцев. У нас минимальные расходы на содержание одного сельского поселения — 800 тыс рублей в год, есть и по 1 млн 200 тыс.

— Получается, вы были готовы к проведению этих системных реформ в независимости от того, какие параметры бюджета будут?

— Через административную реформу — да, безусловно. В части админреформы мы к этому готовились, и знаете, что в большом количестве наших районов подобные укрупнения проходили и раньше. Процесс происходит по-разному. Вопрос в большей степени зависит от общения с людьми. Чтобы это не была реформа, которая по сухому готовится: посчитали — здесь должна быть тысяча населения, здесь должно быть полторы, дорога есть и всё. Вопрос обсуждения.

Мы хотим, чтобы эта реформа была проведена в такие сроки, чтобы 13 сентября 2015 года в Единый день голосования уже во вновь образованных волостях провести выборы. Мы пока не говорим про районы. Я сделал инъекцию. И я, естественно, прошу, чтобы и вы эту инъекцию сделали, чтобы эта тема начала обсуждаться. И на тех защитах бюджета, которые мы проводим сейчас — по 3-по 4 в день с главами районов - мы этого вопроса тоже касаемся.

Мы обсуждаем с главами окончание финансового года, как мы проживаем ноябрь, декабрь. Зарплата — безусловный приоритет, приоритет также расчет с поставщиками, прохождение зимы.

Следующий вопрос — это реорганизация сети социальной — это и здравоохранение, и образование, и сфера соцзащиты.

И, обязательно, Народная программа в сухом остатке. Это наложение мероприятий на бюджетные возможности области, районов и поселений. И, безусловно, это вопрос администрирования. Админреформы волостного уровня.

— Это перспектива 16-17 года?

— Это очень тяжелый с точки зрения юридической и длительный процесс. С точки зрения тех возможностей, которые федеральное законодательство предоставляет, в принципе, если мы не меняем границы, то мы могли бы и здесь успеть к единому дню голосования. Но здесь так нельзя. Даже в общении с Главами видим. У нас сегодня на защите были Пушкиногорский и Новоржевский районы. Представьте себе реакцию Пушкиногроского, а потом Новоржевского района хотя бы на потенциальное предложение объединиться. Всегда в исторических границах дореволюционных в Псковской губернии существовал Новоржевский уезд. Пушкиногорского уезда никогда не было — частично относился к Опочецкому, частично к Новржевскому, но «Пушкин — наше все». И как при объединении потерять район? Даже вопрос бренда. И первый вопрос, который возникает, где будет столица? Как мы будем называться? И так далее. Это у Глав вопросы, а граждан будет вопросов больше.

- Каким образом будет учитываться волеизъявления граждан?

- Законом предусмотрены публичные слушания, но мы вправе устанавливать дополнительные какие-то рубежи. В данном случае дополнительным рубежом обязательно будет референдум.

- Ну, вы же понимаете, что у нас публичные слушания – в 90% это профанация?

- Я с вами не согласен. Публичные слушания - это процедура, на публичных слушаниях есть возможность высказаться, но публичные слушания носят рекомендательный характер.

- Вы говорили о сокращении расходов по госпрограммам на 26% и т.д. Достаточно страшные цифры, как реагируют Главы, депутаты и т.д.? Что можно порезать еще?

- Мы все находимся в одной ситуации, поэтому реакция Глав ни чем не отличается от представителей наших отраслевых комитетов.

- Как-то это прогнозировалось весной?

- Весной мы понимали, что 2015 год будет тяжелым, но что динамика развития ситуации будет таковой - никто не ожидал.

- Сергей Иванов нам вчера рассказал, что экономика в нашей стране усилилась.

- Да, она окрепла. Поэтому мы адекватно сможем ответить на вызовы, которые нам даны. В среду мы были в Минфине, после того, как нам контрольные цифры сбросили, полторы недели мы готовились и приехали на защиту.

- Могут цифры еще уменьшиться?

- Все зависит от того, как будет ситуация развиваться.

- Какие-то прогнозы уже верстаются с развитием кризиса?

- Мы верстаем один прогноз - по самому негативному сценарию. Мы приняли решение никаких средних. Тот комплекс мероприятий, о которых мы говорим, он позволил уже найти 1 млрд 900 тыс. Мы нашли у себя внутри. Те резервы, включая секвестры госпрограмм. Все программы режутся на 26%. Мы не можем себе позволить резать те программы, по которым обязательства были приняты в более ранний период, по которым уже идут работы. Это и газификация, проектирование новых объектов, часть объектов соцсферы, сферы здравоохранения, тот же онкологический центр, перинатальный центр. Естественно, это защищенные статьи бюджета, которые ни при каком раскладе не будут вырезаться. Есть зазоры, есть какие-то новые проекты, которые планировалось реализовывать в рамках той бюджетной трехлетки, которые просто отложены теперь на более поздний период. Причем мы сейчас с вами говорим о бюджете 2015-2017 гг, теперь спланируем горизонт до 2024 года.

- Найденный 1,9 млрд рублей. Это не повод для «разбора полетов» в Администрации?

- Нет, не повод. Это - болезненные шаги, болезненные не столько для населения, сколько для администраторов той или иной отрасли. Начнем говорить конкретнее.

Сфера соцзащиты. У нас с точки зрения администрирования – это одна из лучших отраслей. Там, где Мнацаканян, – там порядок. Но вместе с тем, каким аппаратом достигается эта устойчивость – большой вопрос. У нас в каждом муниципальном образовании свое управление – 26. Поэтому было принято решение, что остается 2 – одно территориальное управление располагается в городе Пскове и обслуживает северную часть нашего региона, и одно теруправление располагается в Великих Луках – обслуживает южную часть. Служба опеки остается в каждом районе. Но это отделение, как правило, это один человек на район, который замыкается либо на северное терупарвление, либо на южное. Соответственно услуга по опеки, контролю за попечителями сохраняется на территории каждого муниципального образования. Все остальное замыкается в Центре социального обслуживания (ЦСО). ЦСО становится юридическим лицом, которое замыкает все социальные учреждения на территории данного муниципального образования. Сокращаются директора этих учреждений, получается объединенная бухгалтерия и т.д.

Две стороны у этой медали. С одной стороны – это сокращение расходов, с другой – сокращаются не услуги, сокращаются не сами учреждения, которые оказывают услуги, а сокращаются в данном случае юрлица. То есть с точки зрения доступности, с точки зрения окошка, куда приходить, это все будет единое целое - они все будут размещаться в районных администрациях. Если раньше теруправление могло в районе занимать какое-то отдельное здание, арендовать отдельные помещения, то теперь они все переезжают в районную администрацию – службы опеки будут находиться там.

Подведомственные учреждения, которые подпадают юридически под шапку социального обслуживания, они все остаются на местах - никто не закрывает дома престарелых, никто не закрывает интернаты, коррекционные школы. Вопрос сейчас именно административной реформы.

- Но там тоже люди работают!

-Безусловно! И здесь начинается работа Государственного комитета по труду и занятости. Председатель комитета Сергей Аржаников в ежедневном режиме с Верой Васильевной выстраивает систему работы. У нас не должно быть пострадавших, мы будем стараться трудоустроить каждого.

- Не приведет ли это к появлению новых ставок в других бюджетных учреждениях?

- Мы за этим естественно будем следить.

- Модернизация коснется всех направлений без исключения? Есть ли какой-то порог, к примеру, определенная сумма, когда вы смотрите, считаете и понимаете, что данный сектор дешевле оставить как есть?

- По всем, конечно. Деньги в данном случае не являются определяющим фактором. Определяющим фактором является качество. Если мы понимаем, что после этого порога начинает страдать услуга, естественно, это - край. Например, из 118 учреждений, которые есть под шапкой Управления соцзащиты, останется порядка 70. Вот уровень реорганизации в сфере соцзащиты. Услуга, которая оказывается по опеке, по службе социальных участков сохраняется, поэтому социальные работники не освобождаются. Конечно, это большое количество людей, если судить в целом по области: директора и главные бухгалтера – это квалифицированные специалисты, которые отдали годы своей жизни социальной сфере, поэтому здесь очень трезвый подход.

Возьмем в качестве примера здравоохранение – в целом она сложилась. Приведу пример: в развитых европейских странах есть два уровня оказания медицинской помощи: первичный и специализированный. Из них 30% медпомощи оказывают узкоспециализированные специалисты, а 70% - это первичная помощь: осмотрел, назначил лечение, выдал рецепт. У нас ситуация ровно наоборот: 30% - первичное обслуживание и 70% - врачебное. По сути, у нас каждый врач работает диспетчером. Медицинская услуга не оказывается, оказывается услуга по маршрутизации. Дальше пациент приехал в ЦРБ на медицинском автобусе или еще как-то добрался. Там, к сожалению, та же ситуация. Какая-то часть услуг оказывается, но дальше опять идет направление в областную больницу. Таким образом, у нас 30% медуслуг оказывается "на земле", а остальные - в специализированных центрах. Поэтому с точки зрения реорганизации и дальнейшей модернизации системы здравоохранения на этом будет делаться акцент. Это и ФАПы, и выезды на территории специализированных врачебных бригад как из областного центра, так и из межрайонных центров с оказанием первичной медицинской услуги, которая в последние годы пользуется наибольшим спросом и, как мы слышим, вызывают позитивную оценку населения. Это позволит, в том числе перераспределить финансовые средства, потому что все равно врач первичного звена получает за пациента денежные средства. Не важно, оказал ли врач помощь или просто провел прием гражданина и выписал ему направление в центральную районную или областную больницу. Это первая составляющая.

Вторая – это сложившиеся отношения между лечебными учреждениями. Есть предложение по созданию медицинских округов. Оно сейчас активно обсуждается в рабочей группе, которые мы создали по каждому направлению.

- Это что-то новое...

- Это что-то новое для нас и пройденное в других регионах, например, в Новгородской области, где эта система работает уже 2 года. С этим опытом можно ознакомиться, получить срез плюсов и минусовэтой ситуации и в журналистской среде. Они, конечно, революционные – у них все лечебные учреждения не имеют статуса юридического лица.

- То есть создана филиальная система?

- Нет, это не филиалы. Они все являются структурными подразделениями Новгородской областной больницы. Просчитать последствия такого администрирования сложно и два года – это не показательно. Мы считаем, что такое администрирование можно проводить в результате каких-то уже сложившихся связей, и в данном случае - медицинских округов. Когда одна центральная районная больница остается юридическим лицом, а вторая, соседняя, или две соседних становится структурными подразделениями. То есть в каждой свой медперсонал, но главный врач, ответственный по закупкам, бухгалтерия – они все объединяются. Вопрос реорганизации 2014-2015 годов в сфере здравоохранения региона не касается реорганизации количества коек, дневного персонала, амбулаторной-поликлинического звена, то есть все остается на том же месте и в том же объеме, в котором это было. Наша задача, чтобы население на себе этого не почувствовало. Появится другая ситуация. Вы помните, у нас при реорганизации, когда мы создавали межрайонные медицинские центры часть услуг начинала оказываться вот в этих центрах и граждане вынуждены были идти за этой медуслугой в этот базовый медицинский центр. Сейчас ситуация будет меняться. Мы этот опыт опробовали в 2013-2014 годах, когда специализированные медицинские бригады выезжали на территории. Здесь будет та же ситуация. У нас существует практики, просто пока она юридически не оформлена, когда врач, отработав пол дня в одном районе, во второй половине дня едет в амбулаторий и ведет прием в другом районе. Здесь все будет четко регламентировано и эта услуга, именно по узким специалистам, будет оказываться непосредственно на месте в том медицинском учреждении, где живет гражданин.

- Давайте разберемся в уровнях. Округа будут созданы вокруг межрайонных медицинских центров или это будет отдельная какая-то позиция? Условно говоря, пойдем снизу-вверх: отделение в районе, потом некая окружная больница, потом межрайонный центр, потом уже область.

- В данной ситуации уровни не меняются. Есть лечебно-профилактические учреждения на уровне муниципалитетов и есть областные специализированные медицинские центры. Есть еще сетка учреждений дорожной травмы, но они тоже будут является структурными подразделениями. В городах ситуация несколько иная. В Великих Луках проще, потому что лечебных учреждений меньше, но они тоже будут собираться в одно юридическое лицо. Единственная специализация, которая есть - взрослые и дети. Они объединяться не будут. В Пскове произойдет объединение поликлиник и двух больниц: Псковской городской и Псковской городской больницы №2 (так называемая "двойка"). "Двойка" станет инфекционным отделением городской больницы.

- В этой ситуации я работаю в сокращенной больнице, у меня нет завхоза и закончится тем, что мне будет не получить стекло или дверь, или, наконец, туалетную бумагу…

- Значит будет другой завхоз, если этот не справляется с работой. Вопрос персоналий – он очень важный. Независимо от размеров, материальной технической оснащенности наших учреждений у нас есть разные ситуации. Есть в маленькой больнице прекрасный управленец и прекрасный врач и есть в крупном медицинском центре главный врач, которому еще надо подтянуться до этого уровня. Эти вопросы мы, естественно, будем обсуждать в первую очередь с Главами районов, и по сути им и Госкомитету по здравоохранению и фармации придется решать эту проблему. Опять же, еще раз повторю, в том ЛПУ, которое не получает статуса окружного, функции остаются те же.

-Что изменится для пациентов?

- Наша задача чтобы качество предоставляемых услуг только улучшалось. Еще раз повторю: не пациент добирается до услуги, а услуга приезжает к пациенту. Это и мобильный ФАП, и офисы врачей общей практики, на базе которых работает выездная бригада. Такого профиля специалисты нам нужны.

- У нас много в районах ФАП?

- Мы укомплектовали практически половину муниципальных образований и в следующем году еще приедут 12 мобильных ФАПов .

- В последнее время ФАПы то там, то тут закрывались?

- Что касается закрытых ФАП - это исключительно проблема кадрового дефицита.

- Давайте про образование поговорим.

- Сфера образования волнует всех и исторически это больная тема для региона в силу тех процессов, которые в свое время происходили здесь по разным причинам – субъективным, объективным. В условиях реорганизации сферы образования мы руководствуемся неизменным – независимо от количества учащихся школа должна остаться. Если вы проследите динамику, то увидите, что количество закрытых школ за 5 лет в регионе – минимально. Это были точечные решения, которые выверялись с Главами районов и родителями.

Вместе с тем у нас по-прежнему есть такие школы как Станковская в Дедовичах, где учится 6 детей, и служит 10 работников, Назимуская школа в Кунье – 18 детей и 6 работников, Пыталовский район, Носовская начальная школа школа на 6 детей и 8 педагогов. Эти школы не закрываются, но мы понимаем, что в каждой из этих школ есть директора. Средняя заработная плата директора по малокомплектным школам, если убрать совместительство с преподаванием, составляет порядка 15 тыс рублей. Если мы умножим эту сумму на 80 малокомплектных школ нашего региона, то это уже получается порядка 1,5 млн рублей в месяц. Если перевести на год, эта сумма, приближающаяся к 20 млн рублей. Перейдем к бухгалтерам: какие-то районы нас услышали и на их базе уже созданы объединенные бухгалтерии, какие-то районы посчитали, что эти меры можно отложить на более поздний период.

Обратимся к недавнему советскому прошлому, когда у нас повсеместно существовали централизованные бухгалтерии. Ничего страшного в этом нет. Когда ты администрируешь несколько малокомплектных школ, бухгалтерская нагрузка не намного увеличивается.

Подход к сфере образования будет следующим. К базовым школам, которые, как правило, располагаются в районных центрах, будут присоединяться школы, которые находятся на селе. Подчеркну в юридическом плане, не в фактическом, без перевода учащихся. Будет так называемая "филиализация".

Кроме того, мы уверены в том, что эту вертикаль нужно выстроить и на уровне дошкольного и дополнительного образования. Такие примеры существуют в Российской Федерации. Помимо этого, в следующем году у Министерства образования в приоритете поддержка как раз таких моделей школ и детских садов. Поэтому юридические лица детских садов также будут исключены. Они будут являться дошкольными отделенными средней образовательной школы. То же самое произойдет и со сферой дополнительного образования.

- У многих есть опасение, что реформы коснутся, скажем так, первичного звена, а что касается областных учреждений и раздутых штатов, в том числе в социальной сфере – они продолжат свое существование.

- Мы подходим к следующему блоку областных учреждений. У нас есть сфера культуры, в которой достаточно большой количество юридических лиц. Пока мы с вами общаемся, началась рабочая группа по культуре, в рамках которой обсуждаются предложения Администрации области по повышению эффективности расходования бюджетных средств со специалистами именно культурной сферы.

У нас есть три музея – Псковский областной музей-заповедник, Изборский музей и музей воинской славы в Острове. Мы считаем возможным их объединить. Главный вопрос здесь, безусловно, персоналий. Сфера культуры настолько трепетная и волнительная, что очень важно, кто возглавит этот процесс. Возьмем, к примеру, опыт Пушкиногорского музея-заповедника, где на весь музей один директор, а в каждой усадьбе свой хранитель. Понятно, что в нашем случае не такие расстояния, хотя Псков и Изборск достаточно близко расположены, и речь идет не о хранителях. Директора музеев останутся на местах, но они будут строго подразделения одного структурного объединения.

Библиотеки. У нас есть Псковская областная научная библиотека, детская Каверинская и библиотека для студентов. Мы считаем возможным, чтобы в составе этих библиотек появилась центральная областная библиотека, где будет один директор и общие фонды. И с точки зрения выполнения задачи, которая перед нами стоит касательно детской библиотеки, мы понимаем, что пройдет еще года два, и ее состояние реально ухудшится. Мы пока не видим возможности изыскать средства на ее капительный ремонт, а латать здание частями как мы делали до этого бессмысленно. Здание надо ставить под капремонт и привлекать средства Министерства культуры.

-Что будет с муниципальными библиотеками? К ним такая система не применима.

-По муниципальной сети этот процесс идет естественным образом, библиотеки объединяются в досуговые центры. Глава волости сам решает – в ДК он её разместит или в каком-то другом месте. Естественно, существующая сеть не будет изменена.

Есть еще одна немало интересная и волнующая всех тема театрально-концертного объединения: у нас есть драмтеатр, Центр народного творчества, театр кукол и областная филармония. Мы считаем возможным, и опыт других коллег-регионов говорит о том, что это - правильный путь, объединить все эти учреждения в одно театрально-концертное объединение Псковской области, где будет один менеджер, один руководитель, централизованная бухгалтерия, где будет проводиться централизованная билетная кампания, закупки. Творческая часть останется в каждом учреждении. Директор у них будет один. Сегодня проходит обсуждение этих инициатив в рабочей группе, все директора там, все приглашены, у каждого есть возможность высказаться перед принятием окончательного решения.

- Народная программа - это помощь людям. Та вещь, которая работала на практике.

- Да, безусловно.У нас есть 3 уровня Народной программы: региональный, муниципальный и районный, волостной. И сейчас мы доформировываем Народную программу с учетом новых бюджетных реалий. Созданы рабочие группы, куда вошли представители сред, общественности, депутаты и областные чиновники. И в рамках общественного штаба, под эгидой этих экспертных групп, которые были сформированы в ходе избирательной кампании, каждое решение, каждое предложение будет выверяться. Мы считаем это нужным, но также считаем, что этого недостаточно. И для того, чтобы это имело широкую общественную оценку, мы с ноября едем в районы. Каждый день с середины ноября мы в районах, вместе со своей командой. Будем презентовать те меры, которые предлагаются в разрезе конкретного муниципального образования и по региональной, и по муниципальной сети.

Второй аспект, который мы будем поднимать на встрече, это презентация Народной программы, в сухом остатке, то, что мы предлагаем в разрезе пятилетки и в разрезе следующего горизонта планирования до 2024 года. Это мы должны сделать до второй половины ноября. К концу ноября мы будем готовы вносить бюджет в областное Собрание.

- Получается, что Народная программа будет являться некой основой регионального бюджета.

- Естественно, мы это изначально планировали. В том числе и то, что госпрограммы, которые ранее были приняты в области, будут корректироваться, исходя из предложений и наказов граждан. Теперь еще одна корректировка происходит, исходя из тех параметров бюджета, которые мы имеем. Ни одно мероприятие из Народной программы не исключается, просто часть из них будет перенесена на более поздний срок.

- Андрей Анатольевич, административная реформа будет происходить параллельно, либо как-то поэтапно? Я что имею ввиду… вы одновременно возьметесь за здравоохранение, образование, культуру, либо какими-то блоками?

- Это будет проводиться параллельно с учетом законодательных ограничений. По закону мы обязаны выдать уведомления о реорганизации в двухмесячный период. В образовании мы запускаем этот процесс, но понимаем, что в рамках учебного года никаких изменений быть не может, поэтому мы готовимся. В летние каникулы это все проведем, а с 1 сентября учреждения образования начнут работу в новом качестве. По здравоохранению это будет чуть раньше. По сфере соцзащиты – совсем быстро.

- У нас просто реформы обычно имеют начало, но очень редко имеют конец...

- Мы для себя окончание этой реформы видим в конкретных бюджетных выкладках. Мы понимаем, что многие шаги, которые сейчас нами будут предприниматься, не дадут эффект в 2015 году, к сожалению, может быть, к четвертому кварталу 2015 года. Поэтому мы сейчас с вами работаем, по сути, на 2016 год. Хотя, все что касается административного аппарата внутри Администрации, в разрезе наших районов – процесс, который будет происходить каждый месяц.

- Многим бросилось в глаза несоответствие двух цифр – 26% секвестра по госпрограммам и 5% - по госаппарату. Почему не наоборот?

- С точки зрения кадровой обеспеченности все обсуждают очень активно дефицит врачебных кадров. Но у нас дефицит и управленческих кадров. У нас многие отраслевые органы не сформированы. Вот это количество, которое попадает в статистику, это – незанятые вакансии. То есть в первую очередь будут резаться вакансии, и дальше будем искать скрытые резервы через объединение хотя бы близких, дублирующих между собой объединений. Это касается и блока Аппарата Администрации, потому что там надо наводить порядок, и блока отраслевых органов власти. Поэтому те решения, которые были озвучены на последнем заседании Администрации, они будут еще продолжаться.

Сокращение госпрограмм также обсуждается на наших рабочих группах. Поэтому говорить о том, что мы единым махом режем все на 26% нельзя. Это невозможно сделать и по нашим социальным обязательствам. Какие-то программы будут полностью закончены, какие секвестированы на 50%, какие-то меньше, но в среднем по контрольным цифрам Минфина мы должны выйти на 26%. Хотя в блоке социальных законов и социальных выплат тоже будут изменения. По каким-то выплатам, которые дублируют, например, федеральные льготы, мы будем категорировать получателей и выводить ту категорию, которая действительно нуждается в помощи. Будем брать совокупный доход семьи, который будет рассчитываться не исходя из прожиточного минимума, а рассчитываться экспертным путем, чтобы мы понимали попадается семья под категорию нуждающихся в конкретных мерах соцподдержки или нет. По каким-то категориям мы будем вынуждены вводить мораторий. Мы их не отменяем, но честно признаемся, что на три года мы не можем их обеспечить.

- Что будет с сельскими ДК?

- Программа полностью сохраняется. И по 15-му, и 16-му и по 17-му годам эти цифры защищены. Не за горами юбилей Великих Лук и очень большой объем программных мероприятий и объектов, которые в итоге попали в план по подготовке празднования, должны быть реализованы. Часть из них уже начата. Поэтому и путепровод великолукский - защищенная статья, и ремонт Великолукского драматического театра, и ряд других проектов.

- Вы сказали, что меры проявят себя не в следующем году, а в 2016-ом. Но можно сейчас спрогнозировать какой-то результат?

- Весь спектр мер, которые я назвал, дают региону 1,9 млрд рублей экономии. Эта сумма большая, но недостаточная. Нам нужно еще найти 2 млрд рублей.

- Что будет в части исполнения Указов Президента РФ о заработной плате бюджетников?

- Заработная плата защищена и пока никаких изменений не будет на федеральном уровне, мы будем работать по принятым «дорожным картам».

- Андрей Анатольевич, это все урезание по-живому, на мой взгляд. Думали ли Вы о пополнении бюджета за счет других источников. Например, за счет штрафов.

- Безусловно, это вопрос более жесткого и администрирования налоговых органов, потому что мы прекрасно понимаем, что объем серых зарплат в регионе находится на достаточно высоком уровне. Мы провели с нашей налоговой инспекцией несколько совещаний, сейчас в каждом районе будут созданы межведомственные штабы, которые будут заниматься ежедневной работой с работодателями в части выведения зарплат из черных и серых схем. Но и граждане должны понимать, что получая зарплату в конвертах, они не обеспечивают себе никакого пенсионного будущего. Здесь нужно и средствам массовой информации вести разъяснительную работу, что «зарплата в конвертах» - это плохо.

- Андрей Анатольевич, звучала цифра 7,5 млрд рублей долгов бюджета Псковской области. Это тоже, наверное, резерв?

- Это резерв, но надо понимать, что часть этой суммы – долги предприятий-банкротов. Это касается долгов по заработной плате, долгов по выплатам в социальные фонды. Есть безнадежные задолженности, а есть долги, с которыми можно работать, как, например, в ситуации с птицефабрикой «Псковской». Поэтому часть этой суммы, безусловно, в бюджет придет. Мы говорим о том, что мы нашли 1,9 млрд рублей собственных резервов, но в то же время по 2015 году у нас платеж на неработающее население составит 950 млн рублей. И хотим мы этого или не хотим, мы эту сумму как защищенную статью должны выполнять. В то же время у нас выпадающие доходы по акцизам. Акцизы администрируются в Смоленске. Мы схему расщепления не видим, видим только сухой остаток – по году область недополучит 770 млн рублей. Ситуация такая не только у нас. Минфин компенсирует эти выпадающие доходы, но этого не достаточно. Поэтому мы понимаем, что дорожный фонд Псковской области по этому году недосчитается 770 млн рублей. Это, безусловно, скажется на новых объектах дорожного ремонта. В этой ситуации строительство второй очереди объездной дороги вокруг Пскова под большим вопросом. Содержание региональных и муниципальных дорог – защищенная бюджетная статья.

- Зимой будут чистить?

- К снежной зиме мы готовы.

- Что с газификацией населенных пунктов?

- Это тоже защищенная статья. По тем газовым сетям, которые уже были спроектированы, в 2015-2016 годах мы работы проведем. Проектно-изыскательские работы на новые объекты на 2015 год мы не закладываем. Нам нужно посмотреть, как будет дальше развиваться ситуация. Но все объекты, которые были продекларированы, собраны заявки от населения, где население готово софинансировать, они сохранены.

- Вернемся к скрытым резервам. Есть меры поддержки инвесторов. Понятно, что это расчет на будущее, на рабочие места, на зарплаты. Но, тем не менее, можно представить ситуацию и задуматься, что от этих мер поддержки отказаться.

- В комплексе мер по поиску дополнительных источников дохода мы будем вынуждены отменять некоторые льготы. Но это будет касаться в первую очередь тех проектов, которые уже реализованы, вышли на какую-то норму рентабельности, но это не будет касаться инвесторов, которые приходят сейчас. По ОЭЗ «Моглино» мы просто не вправе этого делать, потому как есть постановление Правительства РФ. А что касается других проектов… Например, по торговым сетям мы готовим решение об отмене льгот для предприятий торговли с площадью торговых залов 2 тыс кв.метров и больше. Понятно, кто это. Это – наши сетевики. Мы считаем, что в этой ситуации льготы могут быть отменены, и они будут отменены.

- А райпотребкооперация?

- У них нет таких торговых залов.

- Понятно. Но они имеют свою традиционную льготу…

- Да, но она есть и у других. А кто будет работать на сельских территориях? Частник? Придет ли он туда – большой вопрос. Это – системообразующее предприятие, которое нужно поддерживать.

- Вернемся к доходам. В отчете Вы ежегодно демонстрировали нам рост доходов. Чем нас в этой непростой кризисной ситуации епархия господина Перникова порадует?

- Вы в разрезе какой части его деятельности спрашиваете?

- Новые инвестпроекты. Столько раз анонсировали запуск ОЭЗ «Моглино». Мы все ждем…

- Процесс идет. Вы знаете, идет инженерная подготовка участка, рассматриваются заявки. Буквально недавно прошло заседание Наблюдательного совета, на котором мы рассматривали четыре заявки. По моей оценке, три - достаточно реальны к реализации, одна – под большим вопросом. Сейчас готовится пакет документов в Минэкономразвития. Минэк согласует и все – компания может выходить на площадку. Но это не даст эффект ни в 15-ом, ни в 16-ом годах. Это даст эффект чуть позже, после того как предприятия выйдут на какую-то прибыль. Рост доходов, который демонстрировался по годам, был связан с большим притоком средств, которые привлекались в регион из федерального бюджета. Понятно, что сейчас эта кривая будет ниспадающей: и доходы, и расходы бюджета 2015 года будут существенно ниже.

- Какой вы прогнозируете дисбаланс доходов и расходов?

- Я думаю, где-то 4 млрд рублей.

- А бюджетных долг Псковской области?

- Общий долг наш не должен измениться. Мы не планируем новых заимствований за исключением бюджетных кредитов. И в этой части Минфин обещал нам поддержку. Мы уже погасили по этому году порядка 1,7 миллиарда рублей, следующая выплата будет сделана до конца ноября. Только по этому году мы погасим больше 2 млрд рублей.

- Какие позитивные стороны в целом ряде сокращений Вы видите?

- Самое главное, это – сохранение всех социальных обязательств, сохранение услуги как таковой и возможность для дальнейшего развития региона.

- Вот все-таки глобальная цель – это найти средства или повысить степень эффективности?

- Используя эту ситуацию, повысить степень эффективности.

- Вы в это верите?

- Я искренне в это верю. Мы реально должны были этим заниматься раньше, а не в угоду какой-то политической конъюктуре.

- Андрей Анатольевич,времена предстоят непростые. Есть ли лучик надежды?

- Конечно, есть. Из любых трудностей надо выходить мобилизованным, начищенным, более подготовленными.
Источник: Пресс-служба администрации Псковской области

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Что-то не так идёт  В Великих Луках возле автовокзала произошло ДТП  1

Что-то не так идёт  За неделю на дорогах Псковской области погибло 2 человека, пострадало — 3  1

Сергей Голицын  За сутки в Великих Луках 80 человек заболели коронавирусом  2

Сергей Голицын  В Великих Луках снят с контроля Роспотребнадзора очаг коронавируса  1

иван иванов  Михаил Ведерников ответил на вопросы жителей Псковской области по поводу ситуации в Донбассе  13

иван иванов  В медийном поле развернулась «информационная война» из-за ситуации на Украине  7

Что-то не так идёт  Сегодня свое 90-летие празднует выдающийся великолучанин Борис Юрьевич Ханин  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках проводят сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса  2

Сизов Вячеслав  Попался «на удочку» мошенников: У жителя Великолукского района не получилось купить трактор  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках прошел турнир по самбо среди новичков «Крепыш»  1

Знаете что-то интересное?
Давайте опубликуем!
Наверх