Прогулка по прошлому: Великие Луки в Первой мировой войне
3 21 фотоСегодня в нашем городе немало мест, которые напоминают о тех тяжелых и кровавых событиях. Известный историк-краевед Владимир Орлов рассказал о них корреспонденту Луки.ру.
«Надо сказать, что когда началась Первая мировая, общий патриотический подъем охватил всех, в том числе и великолучан. На Вознесенской площади у часовни Александра Невского, которая в то время находилась именно там, состоялась патриотическая манифестация, в которой приняло участие более полутора тысяч жителей. Под трехцветными знаменами они коленопреклоненно слушали торжественный молебен во имя дарования победы над врагом. Ненависть к Германии была настолько велика, что жители с немецкими фамилиями всерьез опасались погромов, но, к счастью, до этого не дошло», — сказал Владимир Викторович в начале нашей беседы, которая, кстати, состоялась на территории больничного городка, потому что именно здесь сохранились основные пункты приема раненых солдат и офицеров того времени.
Тогда были задействованы четыре помещения, два из которых не просто сохранились, а продолжают оказывать помощь больным. Одно из них — больница сестер милосердия «Красного креста». Там сейчас находятся отделения неврологии и пульмонологии. Интересно, что на стеле «Города воинской славы» на одном из барельефов изображена сестра милосердия, которая оказывает помощь раненому.
«Сразу же в Великие Луки пришли грозные указы, циркуляры и распоряжения, которые вводили военную цензуру, выселяли иностранцев вглубь Российской империи. Был введен сухой закон, закрыты два пивоваренных завода — «Шаварды» около нынешней новой плотины и «Эльсинга» возле моста на Дятлинке. Закрылся и спиртзавод Корвин-Круковских, который находился на Холмской улице. Возле военкомата, который тогда был расположен в крепости, толпились добровольцы и любопытные. Новобранцы тренировались рыть окопы и строить блиндажи в районе Коломенского кладбища. Конные стражники учились ездить верхом», — рассказал Владимир Викторович.
Важную стратегическую роль тогда сыграл великолукский железнодорожный узел. По направлению Великие Луки — Новосокольники — Невель непрерывно осуществлялись военные перевозки. Эшелоны с живой силой и техникой, составы с военными грузами, вагоны с пленными проходили через великолукскую станцию.
«Современник пишет: «Тихий уездный городок встрепенулся и заспешил. Он наполнился офицерскими и солдатскими шинелями, чужим говором пришельцев из других губерний. Население города увеличилось почти в два раза. В основном за счет беженцев из прибалтийских губерний. Беженцы встречались доброжелательно, им охотно отдавали свободные квартиры. В Луках появились военные американские грузовики на сплошных резиновых шинах, город был опутан проводами полевых телефонов и превратился в большой тыловой лазарет», — процитировал послание великолучанина того времени Владимир Орлов.
Городская дума отдала под госпитали самые крупные и благоустроенные помещения: реальное училище (ныне академия физической культуры), женскую гимназию (на ее месте сейчас находится среднее образовательное учреждение №1) и учительскую семинарию, в здании которой сегодня располагается кадетская школа. Также для оказания помощи раненым были переоборудованы техническое и духовное училища, в наши дни они стали железнодорожным техникумом и общежитием на улице Ставского. Первое время с вокзала в госпитали пострадавших возили на извозчиках, а затем через весь город была проложена узкоколейная железная дорога.
«Реалисты и гимназистки старших классов принимали раненых, клали их на специальные тележки. Затем две лошади по узкоколейной дороге везли пострадавших в госпитали. Город работал как крупная тыловая база русской армии», — пояснил историк.
Интересно, что в 1915 году госпитали Великих Лук с инспекционной проверкой посетила последняя русская императрица Александра Федоровна Романова с дочерьми Ольгой и Татьяной. В нашем городе Романовы переночевали в имении предводителя городского дворянства Михаила Голенищева-Кутузова, а на следующий день объехали несколько госпиталей. В том числе, посетили больницу сестер милосердия, которая в то время была одним из самых оборудованных дореволюционных зданий города. Здесь были канализация и паровое отопление.
«Александра Федоровна подходила к раненому, вручала каждому подарок, который включал в себя небольшую икону, красивую открытку, отрез материи и золотой червонец. Тем раненым, которые не могли поднять руки, она клала подарки на грудь и говорила несколько ободряющих слов. К вечеру царский поезд уехал — Александра Федоровна отправилась осматривать другие госпитали страны», — продолжил свой рассказ Владимир Викторович.
Мы никогда точно не узнаем, сколько жизней унесла Первая мировая война. Но предположения ужасают: вместе с мирным населением она обратила в прах более 37 миллионов человек, пять из которых — русские солдаты. В нашем городе есть место, которое является немым напоминанием о тех трагических событиях. Беседу с Владимиром Орловым мы продолжили на старинном Успенском (Коломенском) кладбище: «По воспоминаниям здесь хоронили умерших в госпиталях солдат и офицеров Первой мировой войны. Отпевали их в Успенской церкви, которая в то время находилась здесь и была уничтожена в 50-х годах прошлого века. В частности, здесь же есть могилы воинов, участвовавших в знаменитом Брусиловском прорыве, который чуть не решил исход войны в пользу России», — отметил Владимир Викторович.
К 1916 году положение в городе стало особенно серьезным: он был переполнен ранеными, ощущался недостаток топлива, резко сократился подвоз продуктов из деревень. Над Великими Луками навис призрак голода. Большинство мужчин было мобилизовано, а для работы в тылу привлекались женщины и дети.
Немало уроженцев Великих Лук и уезда сражались на фронтах Первой мировой. К сожалению, имена и фамилии этих героев, принесенные в жертву советской идеологии, навсегда останутся неизвестными. Сейчас нам знакомы биографии лишь немногих: командующего Балтийским флотом вице-адмирала Непенина, кавалера ордена Святого Георгия, полковника Навроцкого и поручика Тулубьева.
Владимир Орлов выразил надежду, что в будущем в городе будут проведены масштабные исторические исследования способные вернуть имена героям той войны. Ведь, как сказал русский философ Иван Ильин: «От них и через них — наша традиция. Их дух жив во всех честных и самоотверженных русских людях, образованных и необразованных, военных и штатских, во всех терпеливых и верных строителях нашей истории. Их духу принадлежит и будущее России».
Комментарии
Николай Второй мог воспользоваться родственными связями в Германии. Отменил бы свой приказ о всеобщей мобилизации, немцы отменили бы свой ультиматум. На Россию с одной из самых сильных армий в мире, никто не осмелился бы напасть. Российская империя сохранила бы нейтралитет и сохранилась бы до сих пор. После войны, участвуя в восстановлении разрушенной Европы, стала бы ведущей европейской державой, такой же как Америка. Жители России были бы благодарны своему царю за разумную политику, революций не было бы. В Германии национал-социалисты без поддержки западных стран так и остались бы одной из мелких партий в Рейхстаге, а Гитлер на своём 70-летнем юбилее в 1949 г. рассказывал бы в австрийском баре своим собутыльникам несбывшиеся мечты о третьем рейхе...