Клеить или не клеить? Вот в чем вопрос
5 12 фотоОглядываюсь, и сразу думаю, что с Дмитрием Никифоровичем трудно не согласиться: дверь и прилегающая к ней стена подъезда очень похожа на цветистое лоскутное одеяло, которое так и пестрит бумажными ошметками «Распродажа конфиската», «Куплю волосы», «Мед Башкирии», «Пенсионерам скидка»...
Заходим в подъезд. Сосед достает из почтового ящика вместе с корреспонденцией рекламу акриловых ванн и пластиковых окон. С тяжелым вздохом наклоняется и собирает с пола уже разбросанные жильцами рекламки:
— Ну, хоть печку на даче будет чем растопить…
Такая реакция — обычное явление. Конечно, кому-то рекламные объявления приносят пользу, люди узнают о товарах и услугах, но чаще всего они вызывают раздражение и вполне логичный вопрос: как избавить стены домов от деятельности недобросовестных расклейщиков? Некоторые граждане звонят в полицию, но оттуда их чаще всего направляют в другие инстанции. И прежде всего в управляющую компанию, которая обслуживает данный дом и отвечает за уборку рекламного мусора.
В самих управляющих компаниях в один голос заявляют: клеить рекламу на дверях, в лифтах, стенах подъезда категорически запрещено. Можно исключительно на специальных досках, да и то только объявления, которые касаются бытовых вопросов собственников дома. Например, «Пропала кошка из квартиры №16, просим вернуть за вознаграждение». А всю незаконную рекламу поручено искоренять добросовестным дворникам, которые и отдирают ее от стен ежедневно, стараясь привести дом в первозданный вид. Но, как показывает практика, с каждым разом это дается хранителям наших домов и дворов все сложнее, ведь хитроумные расклейщики умудряются лепить объявления на такие клеящие составы, которые поддаются только малярному скребку. А он сдирает не только объявление, но и краску со стен, придавая дому совсем уж удручающий вид.
Что касается общегородского имущества, то расклейка афиш и объявлений на стенах зданий, столбах, деревьях, опорах наружного освещения, распределительных щитах и других объектах, непредназначенных для этих целей, также категорически запрещена.
Размещение рекламной информации регламентируется решением городской думы №78 от 22.06.2012 года «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования «Город Великие Луки» и статьей 2.4. Закона Псковской области №268-ОЗ от 04.05.2003 года «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», согласно которым афиши и объявления могут вывешиваться в специально отведенных местах, а также на зданиях, сооружениях и других объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов с установлением сроков их размещения.
Нарушение правил благоустройства и санитарного содержания территории города влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей для юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей. Но, для того, чтобы привлечь расклейщика к ответственности, его надо в прямом смысле поймать за руку в присутствии свидетеля, после чего вызвать наряд полиции. Только в таком случае можно составить протокол о правонарушении и заставить выплатить штраф. В том случае, если расклейка нанесла серьезный вред имуществу, например, был использован клей, который отошел от стен вместе с краской, то с этого расклейщика можно требовать компенсации и этих убытков. Последний случай, о котором мне рассказали в городском управлении ЖКХ, был зарегистрирован в феврале текущего года, когда по факту расклеивания и размещения несанкционированной печатной рекламной продукции на виновное лицо был наложен штраф в размере 500 рублей.
Но, если схватить за руку расклейщиков еще хоть как-то можно, то привлечь к ответственности самих рекламодателей, задача практически невыполнимая.
— Представим ситуацию: конкуренты моей фирмы напечатают рекламу с моей фамилией и расклеят ее по всему городу. Органы правопорядка попытаются привлечь меня к ответу, а я и знать про эти объявления не знаю. Или наоборот: я наклею, а потом скажу: «Это не я, это мои конкуренты»,— разъясняет мне знакомый, практикующий адвокат Павел Щибрик.
Также он рассказывает мне о том, что рекламные компании никогда не оставляют свои координаты на листовках и с расклейщиками договоры в письменной форме, как правило, не заключают.
После юридической консультации я попыталась выяснить точку зрения самих рекламных компаний. Сначала я честно представлялась корреспондентом Луки.ру и на мой вопрос о том, где расклеивают рекламные объявления, мне отвечали: только в разрешенных местах, ни в коем случае не портящих внешний вид города. На следующий вопрос, а где эти разрешенные места, мои респонденты как-то сразу замолкали и бросали трубку. После этого я решила действовать под прикрытием «журналисткой легенды»: представляю молодую фирму, занимаемся установкой пластиковых окон. К услугам рекламных компаний обращаемся впервые, так что не знаем, что и выбрать. Менеджер одной из компаний тут же уловил суть моей просьбы, схватил быка за рога, и через несколько минут я уже знала, что реклама в почтовых ящиках весьма эффективна, а расклейка объявлений вообще не может остаться потенциальным потребителем незамеченной.
— А это вообще законно? — спрашиваю я. — Нашу фирму потом не оштрафуют?
— Ну, — задумывается на секунду менеджер, — в принципе, наверное, законно. Вы же работаете на их благо.
Да, думаю я, на благо, благодарю рекламщика и продолжаю звонить по другим компаниям, представители одной из которых, кстати, поделилась со мной очень интересным профессиональным секретом: «Лучше начинать расклейку ближе к обеду, тогда она провисит гораздо дольше, ведь каждое утро дворники выходят на свои участки и добросовестно их отклеивают»…
Ну и что? — спросите вы, — совсем нет никаких шансов избавить наши дома от рекламного мусора? Я решила поискать в интернете информацию о том, как справляются с этой бедой в других городах и странах.
В Пекине, например, уже много лет назад разработали эффективную систему использования «робота автодозвона», который звонит по указанным в незаконных объявлениях телефонам с определенной частотой, объявляет о нарушении закона и просит явиться для уплаты штрафа.
В Санкт-Петербурге, Хабаровске, Курске и многих других городах нашей Родины также действует программа «Автодозвон», но она в отличие от китайского аналога постоянно звонит на указанные в самовольно расклеенных объявлениях номера. В итоге телефонные линии компаний все время заняты, а у потенциальных клиентов просто нет возможности дозвониться.
В Сан-Паулу в сентябре 2006 года был подписал так называемый закон о чистом городе, согласно которому вся наружная реклама была объявлена вне закона. В течение года 15 тысяч рекламных щитов было демонтировано, уличные экраны и растяжки на автобусах были удалены. И к сегодняшнему дню Сан-Паулу полностью освободился от визуального мусора.
Может быть Великим Лукам пришло время изучить мировой и российский опыт борьбы с рекламными расклейщиками? Ведь многие из нас хотят оставить их без работы и тем самым спасти внешний облик нашего любимого города? По крайней мере, я точно знаю, одного такого человека — это мой сосед.
Комментарии