Алексей Большаков: мастерская творческой и семейной жизни
7 17 фотоСегодня, 22 марта, талантливый живописец, именем которого названа детская художественная школа Великих Лук, отмечает свой 91-й день рождения. Даже в столь уважаемом возрасте Алексей Большаков не перестает творить. «А как это не работать?», — удивляется мастер и вновь встает за мольберт. При всей кажущейся простоте его картин, художник невероятно прозорлив и наблюдателен: он умеет подмечать неуловимые и подчас скрытые простому глазу волшебства природы. На его полотнах даже старые деревенские половички, накинутые на деревянный забор, обретают небывалое очарование и новизну.
Как и 60 лет назад другом и наперсницей Алексея Большакова является его жена Анна Гурьевна, которой в этом году исполнилось 90 лет. Анна Большакова — настоящая русская женщина с твердым характером и сильной волей. Несмотря на строгий нрав своей супруги, художник, тем не менее, всегда чувствовал ее заботу и поддержку, ведь даже в самое непростое время она находилась рядом с ним.
Художник, гражданин, воин
Биография Алексея Алексеевича, как человека известного и уважаемого в нашем городе, неоднократно находила отражение в творчестве местных и областных писателей. Алексей Большаков родился 22 марта 1922 года в петербургской семье счетовода-бухгалтера и учительницы русского языка и литературы. Уже с детства определился он со своей дальнейшей творческой судьбой, так как искусство в семье Большаковых находилось в особом почете. Юным мальчиком был отдан будущий мастер в художественную школу имени Б. Иогансона при академии художеств в Ленинграде. Затем он окончил первый курс института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
19-летним юношей встретил художник Великую Отечественную войну. Пройдя шестимесячные курсы по подготовке офицерского состава в Новгород-Волынском пехотном училище, и, получив звание младшего лейтенанта, командовал взводом, а затем ротой на Калининском фронте. После контузии, полученной 17 января 1943 года, Алексей больше не возвращался на передовую и занимался фронтовой картографией в штабе батальона 332 стрелковой дивизии 4 ударной армии. Алексей Большаков прошел многими фронтовыми дорогами и закончил свой военный путь в Тельзите под Кенигсбергом. «Бои велись ожесточенные, — вспоминает Алексей Большаков, — свалка была такая, что будь здоров». За успешное выполнение боевых заданий при форсировании рек Каспля и Западной Двины был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-ой степени.
Безусловно, военная тематика не могла не оставить след в произведениях художника. Документальные памятники горестных событий войны — это знаменитые картины Алексея Большакова: «У дзота», «Разгром немцев под Ущицами» и «Подрыв Савкинского моста», ярко показывающие всенародный характер борьбы с оккупантами.
Война лишила Алексея Алексеевича дома, и, демобилизовавшись, он уезжает в Литву, где работает художником-декоратором в Вильнюсском театре оперы и балета. Встреча с будущей женой Анной Гурьевной, уроженкой деревни Руново Плоскошского района Великолукской области, состоялась в Литве. В 1947 году они узаконили свои отношения, и вскоре перебрались в Великие Луки. Именно с городом на Ловати связана основная творческая биография художника. Алексей Алексеевич устраивается в только что открытые творческие мастерские, однако основную работу по написанию этюдов делает на родине жены — в деревне Руново. Помимо сына Игоря, пошедшего по стопам своего отца и тоже ставшего художником, у супругов Большаковых есть приемная дочь Людмила, которая по сей день является опорой для своих родителей.
В 1954 году в Великих Луках увидела свет персональная выставка художника, на которой были представлены его многочисленные творения, например, «Утро в Руново», «Сыпучий берег», «Весна на реке Сережа». Немало сил приложил Алексей Алексеевич к подготовке проектов и эскизов, по которым осуществлялось создание главного мемориала современности — братского кладбища в Великих Луках. Большая творческая работа по написанию памятников великолукской архитектуры была проделана художником также и к 800-летнему юбилею нашего города.
«Одно время я пробовал заниматься написанием портретов, — говорит Алексей Большаков, — однако вскоре пришел к выводу, что это не моё. Природа первична по отношению к человеку, она многограннее и разнообразнее — это мир, полный сложностей и нюансов. А в портрете надо досконально изучать психологию людей. Можно нарисовать человека копия в копию, но с этой работы не получится настоящего портрета».
1972 год ознаменовался для Алексея Большакова новым поворотом в его биографии — он становится руководителем творческих мастерских. Параллельно с этим живописец проводит большую часть времени в «родных пенатах» — деревне Руново. Супруга Анна и здесь старается во всем поддержать своего талантливого мужа.
«Однажды у нас приключился такой случай, — вспоминает Алексей Алексеевич, — Поехал я в те годы в Старую Ладогу, чтобы нарисовать картины этой удивительно живописной местности. Моя жена Анна два раза пыталась ко мне туда приехать, но ей не удалось приобрести билеты. Однако она выбрала другой способ и добралась до меня на лыжах».
«Своим творчеством не стремлюсь кому-то угодить»
В 1978 году семья Большаковых перебирается на новое место жительства — деревню Харино-Бор Новосокольнического района. Это живописное местечко на берегу лесного озера, которое исстари имело недобрую славу, тем не менее, долгое время подпитывало творческие ресурсы художника. В 1982 году семья купила домик на берегу Харинского озера. После сильного пожара, унесшего с собой весь семейный архив, а главное небольшую мастерскую художника, семье Большаковых пришлось начинать все с нуля: построить дом, завести хозяйство. По словам Алексея Алексеевича, он три раза начинал жизнь с нуля. Первый раз во время войны, второй — когда приехал в Великие Луки, а третий здесь — в деревне Харино-Бор.
Алексей Большаков всегда отдавал предпочтение именно деревенским пейзажам, так как милый сердцу и душе сельский быт пробуждает свежую творческую мысль. «На данный момент меня очень тяготит беспросветное будущее наших деревень, — сокрушается художник, — одна за другой они уходят в небытие, объявленные неперспективными. Разве это не трагедия?».
В своем творчестве Алексей Большаков никогда не стремился кому-то угодить, особенно партийным лицам. Он всегда изображал правдивые деревенские пейзажи с покосившимися домиками, в которых доживают свой век дряхлые старушки, с убогим скарбом и одинокими банями по-черному на берегу высохших озер. «Я никогда не изменял выбранному направлению, — признается художник, — это и помогло мне выработать индивидуальный почерк, и, надеюсь, оставить свой след в живописи».
Заслуженный мастер
Жизненных достижений у Алексея Алексеевича множество, чего только стоит почетное звание «Заслуженного художника России», полученное 13 октября 1998 года указом Президента Российской Федерации. В июле 2006 года Алексею Алексеевичу Большакову было присвоено звание «Почетный гражданин города Новосокольники» за выдающиеся заслуги, получившие широкое общественное признание в городе, районе и за их пределами.
В разное время выставки творческих работ Алексея Алексеевича проходили в Москве, Санкт- Петербурге, Пскове, Новосокольниках и многих других городах нашей страны.
Двадцать второго марта, в день рождения прославленного художника выставочный зал «Мир искусств» презентует выставку этого щедрого и поэтичного пейзажиста, где помимо его работ, представлены творения учеников детской художественной школы — лауреатов премии Алексея Большакова. «В нашей школе очень много перспективных, одаренных ребят, — говорит Алексей Алексеевич, — все они учатся у талантливых педагогов, которые умеют готовить поистине ценные кадры».
По сей день картины Алексея Алексеевича пользуются большой популярностью среди ценителей живописного искусства. Удивительно, но, несмотря на многочисленные звания и награды, Алексей Большаков остается простым, открытым и дружелюбным человеком, готовым всегда принять гостей в своей уютной квартире. Добиться столь значимых высот, как считает сам художник, во многом ему помогла верная и любящая супруга Анна Гурьевна, разделившая со своим талантливым мужем все перипетии его блистательного пути.
Комментарии