Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года
0В первый день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдавии, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г.
Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и монастырей РПЦ: ко времени Архиерейского Собора РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диакона.
Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных училищ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило около 4 тыс. человек, вместе с заочным сектором — около 6 тыс.
Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского.
Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой, как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы.
Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви.
Значительная часть доклада Святейшего Патриарха была посвящена внешней деятельности РПЦ: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества, взаимоотношениям с Православными Поместными Церквами, богословской разработке тем в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви.
В разделе, посвященном взаимоотношениям с инославным миром, Патриарх Алексий крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Святейший Патриарх отметил, что в условиях, когда государство практически не предпринимает мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, вся тяжесть борьбы за его духовное здоровье ложится на Церковь.
Заключительный раздел доклада посвящен проблеме возрождения православной миссии. Патриарх Алексий затронул и вопрос о богослужении, предложив образовать специальную синодальную комиссию, которая продолжила бы труд, начатый Поместным Собором 1917–1918 гг., по упорядочению богослужебной практики и завершила бы начатое тогда редактирование богослужебных текстов.
В определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» утверждены решения о самостоятельности Церквей в Эстонии, Латвии и Молдавии, об учреждении и восстановлении Владивостокской, Магаданской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Уральской, Чимкентской, Гродненской, Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской, Новогрудской, Кемеровской, Йошкар-Олинской, Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской, Петропавловской, Благовещенской, Белоцерковской, Горловской, Тульчинской, Хустской, Брянской, Барнаульской, Майкопской и Читинской епархий, а также объединение трех епархий — Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской в Берлинскую и Германскую епархию.
Архиерейский Собор принял решение о перераспределении средств внутри епархий между более обеспеченными и бедными приходами, преобразовании Хозяйственного управления в Хозяйственно-экономическое с целью упорядочения финансовой деятельности в Церкви.
Архиереи РПЦ предупредили бывшего священника Глеба Якунина и монаха Филарета (Денисенко), что в случае продолжения ими антицерковных деяний они будут отлучены от Православной Церкви через анафематствование.
В определении «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» Архиерейский Собор подтвердил «непредпочтительность» для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины, движения и т. д., невозможность для Церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки, запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях. Эти запреты не распространяются на мирян.
Архиерейский Собор обратился к государственным органам власти с призывом разработать комплекс законодательных актов, регламентирующих возвращение каноническим учреждениям РПЦ несправедливо отнятого имущества, прежде всего святынь, храмов, икон, освобождение от налогов и предоставление иных финансовых льгот, решение вопроса о религиозном прозелитизме и сектантстве. Собор постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом».
Одним из главных деяний Архиерейского Собора явилось прославление свт. Московского Филарета (Дроздова), священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и протоиерея Иоанна Кочурова, убитого в первые дни после Октябрьской революции 1917 г.
Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Особое внимание он уделил также подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией императора Николая II.
Одними из важнейших документов, принятых Священным Синодом в межсоборный период, стали рекомендации Комиссии по канонизации «О порядке канонизации местночтимых святых Русской Православной Церкви на епархиальном уровне», на основании которых в последующие годы проводились многие прославления местных святых.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, председатель Богословской комиссии при Священном Синоде РПЦ, созданной 27 декабря 1993 г. и ставшей преемницей Комиссии Священного Синода по христианскому единству, образованной в 1963 г., выступил с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства».
Подробно изложив историю экуменического движения, митрополит Филарет четко обозначил как положительные, так и негативные стороны этого процесса, особо остановившись на неоднозначном отношении православных священнослужителей и мирян к «экуменической молитве о единстве христиан».
В ходе острой полемики по вопросу о взаимоотношениях РПЦ с инославным миром, об участии во Всемирном Совете Церквей, выступавшие отмечали негативные стороны в деятельности ВСЦ, которые уводят Совет далеко от задачи, поставленной при создании этой организации,— соединение Церквей на фундаменте наследия древней Церкви.
В определении «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» Архиерейский Собор поручил Богословской комиссии провести историко-богословское исследование как самого экуменического движения, так и вопросов участия РПЦ в его деятельности, а также изучить вопросы, вызывающие особую тревогу у духовенства РПЦ, в т. ч. вопрос о совместной молитве.
В отчетном докладе, посвященном деятельности Богословской комиссии, особое внимание было уделено итоговому документу Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Церквами, принятому в 1990 г.,— «Второму общему заявлению и предложению Церквам». При этом Комиссией был сделан ряд критических замечаний, связанных главным образом с христологической терминологией в документе.
В принятом на основании этого доклада определении Архиерейского Собора подчеркивалось, что «Второе общее заявление» не может рассматриваться как окончательный документ, Богословской комиссии поручалось его серьезная доработка.
С отчетными докладами на Соборе также выступили исполняющий обязанности председателя Учебного комитета епископ Верейский Евгений и председатель Отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Экономцев). В ходе соборной дискуссии неоднократно со стороны архипастырей звучала критика состояния дел в Отделе религиозного образования и катехизации и Издательском отделе; высказывались предложения о слиянии Отдела религиозного образования с Учебным комитетом; выступавшие поддержали мысль, выраженную в докладе Святейшего Патриарха, о реорганизации порядка церковного управления издательским делом.
По итогам обсуждения Собором были приняты соответствующие определения. Принято было также определение «Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день Победы 9 мая (26 апреля)». Собор издал обращение в связи с началом воссоздания храма Христа Спасителя.
Комментарии