добавить новость
пятница, 22 ноября 2024
Держи руку на пульсе города, читай Луки.ру:
 
Спасибо, я и так постоянно читаю
Воскресная школаИстория РПЦ

Архангельско-Холмогорская епархия: 10 лет со дня возрождения

0
Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние — Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского — основаны в кон. XIV — кон. XV века. Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезеня до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры), входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571 — 84 и 1613 — 17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

Проект образования отдельной епархии на севере России был утвержден на московском Соборе 1666-1667 гг. Холмогорская и Важская епархия учреждена постановлением Собора 1681-82 гг., в ее состав вошла сев.-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги до рр. Колва и Уса (притоки р. Печоры); в том числе гг. Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В кон. XVII в. на территории епархии находилось приблизительно 218 храмов.

Структура органов управления епархии, созданных после ее учреждения, соответствовала системе, сложившейся в Русской Церкви после соборов 1667 и 1674-75 гг. Органами центрального управления были приказы: Судный (Духовных дел или Разряд) — высший административный и судебный орган епархии во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками; Казенный во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Органы местного управления: поповские старосты и десятские священники. Верховный надзор над духовенством десятин епархии осуществлялся протопопами соборов крупных городов. Особенностью епархии являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка чиновников приказов (духовных и светских) для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями.

Образование отдельной епархии на Севере России было, в том числе, обусловлено необходимостью усиления борьбы с расколом. Поморские и подвинские земли, входившие в состав Архангельской епархии, со вт. пол. XVII в. являлись одним из основных районов распространения раскола (Выгорецкие скиты). Полемика со старообрядцами занимала важное место в пастырской деятельности первых епархиальные архиереев («Окружное послание» 1682 г. архиеп. Афанасия (Любимова), «Изъявление о двуперстном и триперстном знамении креста» 1711 г. архиеп. Рафаила (Краснопольского)).

С 1732 г. (при архиеп. Германе (Копцевиче)) епархия получила наименование Архангелогородская и Холмогорская. В 1762 г. (при еп. Иоасафе (Лисянском)) архиерейская кафедра и органы епархиального управления были окончательно перенесены в г. Архангельск (с 1702 — воеводский, с 1708 — губернский город).
По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий III класса; в ее состав входили: Архангельск, Холмогоры, Вага, Мецкая крепость, Кеврольский у., Мезенский у., вотчины Соловецкого монастыря, Кольский острог, Пусто-зерский острог, на территории которых находился 261 храм.

15 марта 1787 г. в ходе епархиальной реформы 1784-1788 гг. после объединения с Олонецкой (образована 26 февр. 1764 г. как викариатство Новгородской архиепископии, с 1784 г. самостоятельная епархия III класса) Архангелогородская епархия получила название «Архангельская и Олонецкая» в составе Архангельской и Олонецкой губ. по Учреждению 1775 г. с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний.
В результате губернской реформы 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий у. Архангельской губ. отошли к Новгородской архиепископии (находились под управлением Старорусского викарного епископа). Одновременно в состав Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом.

С 1799 г. епархия именовалась Архангельской и Xолмогорской; в 1799-1917 гг. ее территория — в пределах Архангельской губ. (Архангельский, Кемский, Александровский, Мезенский, Онежский, Печорский, Пинежский, Холмогорский, Шенкурский уезды, о. Новая Земля). По штатам 1799 г.- 9-я среди 20-ти епархий III класса (в 1888 г. — 11-я среди 29-ти).

Всего в подчинении Архангельской кафедры на протяжении вт. пол. XVIII в. находился 261 храм (по штатам 1764 г. без Кольского и Пустозерского острогов — 239); в 1775 г. — 270; в 1788 г. — 466 (из них в Архангельской губ. — 223); в 1799 г. — 256; в 1837 г. — 234 (из них соборов: 1 кафедральный, 7 градских; церквей: приходских — 213, ружных — 2, упраздненных или приписных — 19); в 1850 г. — 419 (из них: соборов — 1 кафедральный, 8 градских; церквей: 14 монастырских, 222 приходских, 1 ружный, 1 при казенных заведениях, 14 кладбищенских, 166 упраздненных и приписных), часовен и молельных домов — 251; в 1875 г.- 393 (из них: соборов — 1 кафедральный, 8 градских; церквей: 24 монастырских, приходских — 196, при казенных заведениях — 6, домовых — 4, упраздненных и приписных — 158, кладбищенских — 5), часовен и молельных домов — 306; в 1912 г. — 698 (из них: соборов — 15, церквей: монастырских — 50, приходских и ружных — 447, домашних и при казенных заведениях — 8, единоверческих — 2, приписных и упраздненных — 143, кладбищенских — 33), часовен и молельных домов — 430.

Белое духовенство епархии насчитывало: в 1837 г. протоиереев — 8, священников — 217, диаконов — 60, причетников — 60; в 1850 г. протоиереев — 8, священников — 240, диаконов — 41, причетников — 368; в 1875 г. протоиереев — 7, священников — 262, диаконов — 12, причетников — 306; в 1912 г. протоиереев — 21, священников — 355, диаконов — 53, псаломщиков — 340. Монашество епархии насчитывало: в 1837 г. иноков — 30, послушников — 19, инокинь — 17; в 1850 г. иноков — 44, послушников — 21, инокинь — 17; в 1875 г. — иноков — 29, послушников — 24, инокинь — 54, послушниц — 45; в 1912 г. — иноков — 162, послушников — 58, инокинь — 149, послушниц — 161.

Начиная с 10-х гг. XVIII в. изменения структуры управления епархией проходили в соответствии с развитием общероссийского законодательства. С кон. 20-х гг. XVIII в. функции приказов сосредотачиваются в архиерейской канцелярии (с 1744 консистории). С сер. XVIII в. управление на местах осуществлялось духовными правлениями во главе с соборными протопопами (в Вельске — до 1787; в Мезени, Пинеге — до 1847; в Холмогорах, Шенкурске — до кон. 1860-х гг.). В 1832 г. епархия была разделена на 30 благочиннических округов. С 1868 г. проводились епархиальные съезды духовенства.
В 1910 г. в связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Корелии было учреждено Кемское викариатство. В ведение епископа Кемского находились приходы и монастыри Пинежского у. Местопребывание викария - Артемиев Веркольский монастырь и один из административных центров Корелии с. Ухта, в котором было устроено подворье этого монастыря. Средства на содержание викария и подворья в Ухтомском приходе выделялись из сумм Артемиево-Веркольского монастыря. С 14 февр. 1913 г. корельские приходы 2-го благочиния Кемского у. Архангельской епархии переданы в подчинение новоучрежденного Сердобольского викариатства Финляндской епархии на основании особых правил; викарии Архангельской епархии получили титул «епископы Пинежские». С 13 окт. 1913 г. по 19 марта 1917г. викарии Пинежские не назначались. Викарии Пинежские управляли Артемиевым Веркольским монастырем на правах настоятеля.

В канун созыва Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг. в епархии шло оживленное обсуждение путей переустройства епархиального управления. Эти вопросы находились в центре внимания при обсуждении проектов создания Архангельского епархиального братства. Подготовка проекта братства инициирована в 1916 г. еп. Нафанаилом (Троицким). Проект, подготовленный консисторией («Архангельское епархиальное братство при Архангельском кафедральном соборе им. о. Иоанна Сергиева») предусматривал создание организации, координирующей благотворительную и просветительскую деятельность монастырей, братств и учреждений епархии. Должно было способствовать возрождению приходской жизни. Проект прот. М. И. Попова предусматривал переустройство жизни епархии «на началах соборности». Должно было заменить существовавшую систему управления (организация приходских братств в подчинении епархиального). Во главе братства - правящий архиерей. Основная цель: развитие «...в каждом приходе епархии истинной пастырской деятельности...", "молитвенное объединение архипастыря с паствой».

В нач. апр. 1917 г. возник Союз объединенного духовенства г. Архангельска, председатель союза — прот. И. А. Попов, секретарь — свящ. А. Нечаев. Цели — «объединение духовенства и мирян Архангельской епархии для успешного достижения общецерковных задач в условиях современности; поддержка православной веры и церкви в новых условиях свободного демократического строя; поддержка существующей законной власти в стране; ...осуществление в церковной жизни древних канонических начал церковной свободы и соборности и проведение в церковной жизни выборного начала».
Союз рассматривался как отделение Всероссийского союза православного духовенства и мирян. Его исполнительный орган — Совет — должен был избираться епархиальным съездом духовенства и мирян.

10-24 июня 1917 г работал общеепархиальный съезд духовенства в г. Архангельске, на котором рассматривались вопросы созыва Поместного собора и Учредительного собрания, а также реформы епархиального управления. Съезд высказался за сохранение консистории при условии введения в ее состав новых выборных членов от духовенства и мирян. В будущем ее должен был заменить избираемый епископский совет из представителей духовенства и мирян. Был избран Исполнительный комитет для подготовки учреждения епархиального Союза духовенства и мирян. Съезд высказался за выборность клира, передачу церковных школ в ведение министерства народного просвещения, за свободу совести, но против отделения Церкви от государства.
Согласно решениям Поместного Собора 1917-1918 гг., 4 дек. 1918 г. постановлением Временного правительства Северной обл. был учрежден епархиальный совет; духовная консистория епархии была упразднена. Совет открыл еп. Пинежский свщмч. Павел (Павловский) 12 дек. 1918г.

Сразу после победы Советской власти в Архангельске начались репрессии против духовенства епархии. В февр. 1920 г. органами ВЧК был разгромлен архангельский «Союз духовенства и мирян» (создан по решению общеепархиального съезда духовенства 1917), который был лоялен Временному правительству Севера России. Были арестованы десятки людей, среди которых были временно управлявший Архангельской епархией с 1919 г. еп. Пинежский Павел (Павловский), редактор Архангельских ЕВ Иоанн Попов, секретарь епархиального совета Соколов. Дело рассматривалось в Московском губернском трибунале. Поскольку организатор Союза настоятель Свято-Троицкого собора Архангельска прот. И. Илюхин успел уехать заграницу, в качестве главного обвиняемого фигурировал еп. Павел. Еп. Павел (Павловский), И. Попов и Соколов были приговорены к расстрелу, который был заменен на 5 лет тюрьмы.

В 1921 г. подвергся ссылке, которая продлилась до 1926 г., только что назначенный на Архангельскую кафедру еп. Антоний (Быстров). В 1931 г. он был арестован, как «покровитель и организатор помощи административно высланному духовенству и церковникам, находящимся в Северном крае». Архиеп. Антонию вменялось также в вину то, что с его разрешения в Воскресенской ц. Архангельска был организован хор под руководством «административно высланного Дягилева» (Е. А. Дягилева), в составе которого было много высланного духовенства. По делу Антония было привлечено 26 человек, в т. ч. причт Воскресенской ц. (свящ. А. А. Карпов, диакон П. В. Вероятнов), в своих проповедях выступавший с критикой Советской власти, архиеп. Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров), еп. Благовещенский Иннокентий (Тихонов). 1 дек. 1931 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило их в качестве участников "контрреволюционной группировки" к различным срокам в лагерях и ссылкам. Трое были освобождены с зачетом срока предварительного заключения. 16 июля 1932 г. архип. Антоний, не выдержав тягот заключения, скончался в Архангельской следственной тюрьме. В 1937 г. в Архангельске скончался и архиеп. Аверкий. В 1933 г. был сослан назначенный на Архангельскую кафедру после ареста архиеп. Антония еп. Аполлос (Ржаницын).

Начиная с 1923 г. на Севере России существовала особая, «обновленческая», Архангельская епархия (в 1929-1937 гг. Северный митрополитчий округ), первым епископом которой стал Зосима (Сидоровский). Упразднена ок. апр. 1944 г. при Мелхиседеке (Николеве).

В 1920-1930-е гг., в период расцвета политики «воинствующего безбожия», в Архангельской и Холмогорской епархии проводилась кампания по закрытию храмов. В 1920 г., вскоре после вступления Красной Армии в Архангельск, в течение нескольких дней оказались закрытыми все иноверческие и большая часть православных храмов. По состоянию на 1 янв. 1923 г. в Архангельской губ. были зарегистрировано 29 православных общин. В 1927 г. в Архангельске находилось 17 православных храмов, подавляющее большинство из них были закрыты и разобраны в последующие годы. Всего в 1918-1933 гг., по неполным и неуточненным данным, было закрыто 247 церквей и часовен, снесено 16, не использовались после закрытия 70 (по материалам ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Ед. хр. 164, 181, 1487, в границах Архангельской губ. 1799-1917 гг. без р-нов Плесецкого, Холмогорского, Павло-Виноградского, Канинско-Тиманского Северного Края РСФСР; Устьусинского Коми АО; Тунгудского Карельской АССР; Мурманского округа Ленинградской обл. по территориально-административному делению 1929-1937 гг.).

К кон. 1943 г. в Архангельске было 3 действующих православных храма, а в большинстве р-нов области действующих храмов и священников не было. К весне 1944 г. в результате нормализации отношений между Церковью и государствомвом в епархии было уже 35 действующих храмов.

Основным содержанием антирелигиозной борьбы на Севере в 1920-1923 гг. также стало закрытие монастырей. Так, трагичной оказалась судьба Антониева Сийского монастыря, на базе которого организована трудовая коммуна из числа монахов, в Благовещенской церкви размещена детская колония. Всего в начале 1920-х гг. в Архангельской губ. было национализировано 16 монастырей. В 1922 г. в результате кампании по изъятию церковных ценностей по Архангельской губ. было изъято серебра - 167 пудов, 30 фунтов, 58 золотников, золота - 15 фунтов, 65 золотников, драгоценных камней - 2078 штук.
В 1943-1995 гг. территория Архангельской и Xолмогорской епархии находилась в границах Архангельской и Мурманской обл., а также Коми АССР. В 1985-1995 гг. епархия именовалась Архангельская и Мурманская. В кон. 1995 г. разделена на 3 отдельные епархии: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. С 1995 г. епархия носит название Архангельская и Холмогорская.

В 1955 г. в состав епархии входил 31 храм (в т. ч. в Архангельской обл. — 26, в Мурманской обл. — 4, в Коми АССР — 1), в 1962 г. — 18 (в нач. 1970-х гг. в А. и X. е. действовало 18 правосл. общин), в 1977 г. — 23, в 1987 г. — 21 (в т. ч. в Архангельской обл. — 15, Мурманской обл. — 2, Коми АССР — 4), в 1995 г. — 114. На 1955 г. численность духовенства в А. и X. е. — 46 чел. (в т. ч. священников — 41, диаконов — 5), на 1956 г. — 49 (в т. ч. Священников — 43, диаконов — 6), на 1977 г.— 40, на 1987 г. — 38 (в т. ч. священников — 30, диаконов — 8), на 1990 г. — 44, на 1991 г. — 50, на 1992 г. — 55, на 1993 г. — 61, на 1995 г. — 93, на кон. 1995 г. (после отделения Мурманской и Сыктывкарской епархий) — 41 (в т. ч. 6 диаконов).

К сер. 1950 г. усиление атеистической пропаганды сказалось на кол-ве совершаемых в храмах обрядов, но в целом религиозность населения оставалась значительной. Так, в 1961 г. в Котласском р-не крещение в правосл. храмах приняли 51, 5 % новорожденных, за 1964 г. в Сольвычегодске кол-во крещений возросло на 30 %. В 1970 г. совершение обрядов возросло в городских храмах на 2%, в сельских - на 24 %.

Активное возрождение церковной жизни Архангельской и Мурманской епархии началось в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Святительские труды Преосвященного епископа Исидора, а затем его преемника Преосвященного епископа Пантелеимона положили начало созданию православных общин в Архангельске и области: Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Онеге, Каргополе, Шенкурске, Няндоме, Плесецке, Коноше, на Соловецких островах и во многих поселках. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси.
В 1991 г. в Мурманске построен дом, в котором расположились воскресная школа и приют для престарелых. В Архангельске начато строительство здания епархиального управления.

Возрождается жизнь монастырей. В 1991 г. открыт Артемиево-Веркольский мужской монастырь, в 1992 г. — Свято-Троицкий Антониево-Сийский, в 1995 г. — Иоанно-Богословский женский монастырь, в 1998 г. епископ Тихон освятил архангельское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. В 1999 г. возрождается жизнь Кожеезерского монастыря, в 2001 г. — Александро-Ошевенского мужского монастыря.
С 1991 г. по благословению епископа Пантелеимона начала издаваться газета «Архангельский епархиальный вестник».

В 1992 г. состоялось перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В 1997 г. Патриарх посетил Соловецкий монастырь во второй раз, по пути следования сделав остановку в г. Архангельске.
Архангельская земля является родиной св. прав. Иоанна Кронштадтского. С 1995 г. епархиальным управлением совместно с Управлением образования администрации области, отделом образования и катихизации МП и Поморским международным университетом им М.В. Ломоносова проводятся Иоанновские образовательные чтения, посвященные памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. В них участвуют духовенство епархии, руководители администрации области, профессора и преподаватели Московской и С.-Петербургской Духовных Академий, педагоги области, светские ученые. В 1999 г. прошли уже четвертые чтения.

В 1995 г. в Архангельске открыт заочный филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского института. На трех факультетах (богословско-пастырском, катихизаторском и педагогическом) обучаются клирики и миряне Архангельской епархии. В 2000 году в Архангельском филиале института обучается уже более 30 человек.

4 февраля 1996 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием II была совершена архиерейская хиротония архимандрита Тихона (Степанова) во епископа Архангельского и Холмогорского. За пять лет его архиерейского служения (по сведениям на февраль 2001 г.) духовенство увеличилось с 42 человек до 106, было освящено 17 вновь построенных храмов и 6 часовен. Общее количество приходов увеличилось с 53 до 93, число храмов — с 35 до 52. Значительно выросло число обучающихся в духовных учебных заведениях Московского Патриархата — 46 чел. получили и получают церковное образование.

7 июля 1996 г. в праздник Рождества Иоанна Предтечи губернатор Архангельской области А.А. Ефремов торжественно передал епархии собор Св. Иоанна Предтечи в г. Каргополе. Крестный ход по улицам древнего города усугубил радость праздника.

В ноябре 1996 года подписано соглашение между Управлением образования Администрации области и отделом образования и катихизации Архангельской епархии о сотрудничестве в области образования. В рамках осуществления соглашения клирики епархии проводят духовно-просветительскую работу в высших и средних учебных заведениях области.

В январе 1997 года при епархии создан отдел социального служения и благотворительности. Трудами сотрудников отдела открыты благотворительные столовые. Совместно с организацией «Норвежская Церковная помощь» оказывается помощь малообеспеченным прихожанам. Организован сбор средств для закупки медикаментов в больницы области. Люди, находящиеся в местах лишения свободы, благодаря деятельности отдела, получают одежду и предметы первой необходимости.
На территории области расположено большое число исправительных учреждений. Для более успешного взаимодействия Архангельская епархия и Управление исполнения наказания УВД АО заключили совместное оглашение о сотрудничестве. В исправительных учреждениях на территории Архангельской области действуют 2 храма, 2 часовни, и в каждом есть молельная комната.

Проповедь Православия находит поддержку в воинских подразделениях. Активно развивается приход в г. Мирный, где проживают семьи военнослужащих крупнейшего российского космодрома «Плесецк». С 1998 года на о. Новая Земля, где расположен полигон ядерных испытаний, образован самый северный православный приход епархии и открыт храм.

1 мая 1998 года, в день памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских у стен древнего Николо-Корельского монастыря впервые после 1917 г. епископ Тихон совершил водосвятный молебен. Полуразрушенные монастырские строения ныне находятся на территории ПО «Севмаш» г. Северодвинска. Стало доброй традицией ежегодно 1 мая совершать молебны у стен храма некогда славной северной обители.

Восстановление храмов и возвращение православных святынь стало приметой времени. 13-14 июня 1998 года в г. Коряжму Архангельской области торжественно, при огромном стечении народа были перенесены из Сольвычегодского музея власяница и вериги преподобного Лонгина, основателя Коряжемского монастыря. 13 июня стал днем города.

25 июля 1999 г. состоялось освящение закладного камня Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Архангельска. 13 июля 2001 г. был утвержден проект будущего храма.

С особой духовной радостью жителями области был воспринят визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 14 августа 1999 года Его Святейшество освятил храм Казанской иконы Божией Матери и храмовый комплекс в пос. Урдома Ленского р-на. В годы безбожных гонений на Православную Церковь этот поселок стал «перевалочным пунктом» для репрессированных. В настоящее время здесь среди тайги возвышается храм с золотыми куполами.

В феврале 2001 года в Архангельской епархии проходили торжества, посвященные 5-летию преобразования Архангельской и Мурманской епархии в епархию Архангельскую и Холмогорскую. Для участия в торжествах прибыли высокие церковные и светские гости во главе с архиепископом Солнечногорским Сергием, на тот момент — Управляющим делами Московской Патриархии.

21-24 августа 2001 г. состоялся четвертый визит Святейшего Патриарха Алексия II на Архангельскую землю. Предстоятель Русской Церкви и Президент РФ В.В. Путин посетили Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Источник: РПЦ
Луки.ру

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
25262728123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567

Что-то не так идёт  В Великих Луках возле автовокзала произошло ДТП  1

Что-то не так идёт  За неделю на дорогах Псковской области погибло 2 человека, пострадало — 3  1

Сергей Голицын  За сутки в Великих Луках 80 человек заболели коронавирусом  2

Сергей Голицын  В Великих Луках снят с контроля Роспотребнадзора очаг коронавируса  1

иван иванов  Михаил Ведерников ответил на вопросы жителей Псковской области по поводу ситуации в Донбассе  13

иван иванов  В медийном поле развернулась «информационная война» из-за ситуации на Украине  7

Что-то не так идёт  Сегодня свое 90-летие празднует выдающийся великолучанин Борис Юрьевич Ханин  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках проводят сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донбасса  2

Сизов Вячеслав  Попался «на удочку» мошенников: У жителя Великолукского района не получилось купить трактор  1

Сизов Вячеслав  В Великих Луках прошел турнир по самбо среди новичков «Крепыш»  1

Знаете что-то интересное?
Давайте опубликуем!
Наверх