добавить новость воскресенье, 9 августа 2020
Держи руку на пульсе города, читай Луки.ру:
 
Спасибо, я и так постоянно читаю
Новости

Реконструкция проспекта Ленина, или как живется деревьям в городе

14
Дерево в лесу или в каком-нибудь парке, загородном особняке — это одно, а дерево, живущее посреди вредных выхлопов и всех технических извращений современной цивилизации, — совсем другое. Хотим мы того или не хотим, но это факт. О чем и хотелось бы поговорить в нынешнюю пору, когда, накануне предстоящей реконструкции проспекта Ленина с возможным выпиливанием некоторых деревьев, некоторые люди в соцсетях начали будоражить город, утверждая, что «все очень плохо». Так ли все «плохо»? Порассуждаем вместе.

Конечно, в городах зеленые насаждения нужны. С этим никто не спорит. Но превращать отдельные деревья в некие священные идолы, а тем более навешивать на них фотографии ветеранов, давать деревьям их имена — вызывает недоумение, если не очевидный протест.

Да, дерево в городе — это благо. Но больное, сгнившее дерево в городе — это уже не благо, а огромная опасность, в том числе для жизни и здоровья людей. Деревья не могут жить в городе по 300-400 лет по определению. Именно потому, что это город!

Специалисты-озеленители и экологи называют десятки рисков существования деревьев в городских условиях. Обозначим их. Прежде всего, это химические воздействия на корни зеленых насаждений, которых в условиях близости ко всем подземным коммуникациям просто не избежать. Во-вторых, речь о вредном воздействии городского воздуха, в котором содержатся различные вещества, выделяемые промышленностью и автомобилями.

В-третьих, страдает собственно листва, так как в среднем на 1 квадратный км среднестатистической городской территории выпадает от 300 до 1000 тонн сажи и ей подобной заразы.

В-четвертых, на росте и развитии деревьев пагубно сказывается покрытие почвы асфальтом или тротуарной плиткой. Нарушается газообмен почвы, и корни в «лучшем» случае начинают гнить.

И, наконец, в-пятых, условия жизни деревьев в городе, вообще, более экстремальны, чем в природе. Они оказываются один на один с определенным температурным режимом, с иной освещенностью. В городе деревья выступают не частью общего массива зеленых насаждений, а отдельными, более слабыми, более уязвимыми к внешним раздражителям единицами.

Экстремалы поневоле

Деревья в городе вынуждены существовать при том, что температура воздуха в городах на 5-10 градусов выше, чем является комфортным для них, а влажность воздуха ниже до 35 процентов! Плюс верхние слои почвы нагреваются в городах аж до 30 градусов, и это без учета асфальтирования рядом!

Поэтому те, кто говорят о городских деревьях как о «деревьях вообще», дескать, было бы дерево, а там оно будет жить до 300-400 лет, или уроки природоведения в школе прогуливали, или намеренно вводят себя и окружающих в заблуждение. Городское дерево — это заведомый экстремал, легко поражающийся болезнями, мучительно болеющий и погибающий в сроки, несопоставимые с деревьями, которые живут в комфортных условиях леса или природного парка.

Посмотрите на фотографии упомянутого дерева, рухнувшего 1 июля. Наблюдаются явные признаки поражения сердцевины, гниль. Видна даже угнетенность корневой системы. Ведь если среднестатистическое дерево в природе может иметь корневую систему до 20 метров в диаметре, то в городе (и в частности у нашего рухнувшего бедолаги) этот диаметр вынужденно сужен до 3-4 метров. Дерево не просто болело при своей жизни, но и откровенно голодало.

Все городские деревья, так или иначе, — мученики. В крупных городах, например, широко практикуется опыт подсаживания деревьев, когда умершее дерево вечером по-тихому выкапывают, утилизируют, а на его место подсаживают новое дерево той же породы. Неспециалисты часто даже не замечают такой подмены. Подсаживания широко практикуются и в Москве, и в Петербурге, и в других крупных городах мира.

Особенно страдают деревья в городах, когда их высаживают вдоль дорог. Во-первых, это прямой контакт с автомобильными выхлопами. Во-вторых, попадание в почву в зимний период соли и противогололедных реагентов с проезжей части. А в-третьих, по обочинам дорог обычно проложены те или иные коммуникации - водопровод, канализация, телефонные кабели…Такое соседство — гарантированное нарушение полноценной корневой системы деревьев, особенно при периодических ремонтных работах. Плюс дополнительное загрязнение почвы, нарушение структуры почвы, систематическая уборка опавших листвы и ветвей, которая, с одной стороны, улучшает эстетику города, а с другой — лишает деревья естественных удобрений.

В общем, тот, кто говорит, что дерево в городе достаточно посадить, а дальше ничего делать не следует — просто не понимает, о чем он говорит. Каждое городское дерево имеет, к сожалению, сокращенный и ограниченный срок жизни и требует периодической замены. Более того, городские деревья в обязательном порядке следует регулярно заменять, чтобы истории, подобные случившейся 1 июля, оставались единичными.

Надо четко понимать, что простое наличие дерева где-то в городе — это всего лишь формальность. Если дерево больное, гнилое, угнетенное условиями существования, то оно способно лишь тень вокруг себя обеспечить, ни воздух толком не очищая, ни глаз не радуя. Связь здесь самая прямая — очищает воздух лишь здоровое, полноценное дерево. Дерево вообще — это абстракция, фикция, сотрясение воздуха, демагогия, а не предметный разговор об экологии.

Когда деревья задыхаются

Вот мы напрямую и выходим на тему взаимосвязи деревьев, зеленого пояса города и расширения проспекта, чтобы разгрузить центр Великих Лук от автотранспорта в часы пик. В какой степени способно повлиять само наличие деревьев на чистоту воздуха в центре города?

Если отвечать очень коротко, то ни в какой степени! Больное дерево, находящееся в очаге загрязнения, в угнетенном положении, нейтрально для обеспечения какой-либо чистоты воздуха. Больное дерево само по себе задыхается. Оно выживает в таких условиях, что ему уж точно не до того, чтобы «думать» об интересах каких-то «людей», как бы им кислорода подбросить.

Почему, кстати, в больших городах практически отказались от деревьев на крупных магистралях? Да потому, что деревья посреди потока автомашин оказываются неэффективны! Они там болеют и страдают, требуя постоянного обновления, никакой особой пользы, кроме тени в солнечные дни, горожанам не принося.

Впрочем, помимо вопросов финансов и логики, есть еще и вопросы традиций, менталитета… Люди так устроены, что привыкают к некоей нормативной ситуации, к модели поведения и уже не готовы действовать иначе.

Часто такие психологические перемены происходят очень болезненно и сложно. И те или иные внешние раздражители выступают здесь лишь поводами для волнения, но не их причинами.

История с реконструкцией проспекта Ленина — классический образец такого ментального страха. Люди просто привыкли, что на проспекте есть деревья, что их — два ряда и точка!

Однако сейчас на дворе далеко не 50-е годы ХХ столетия и даже не 70-е. Личного транспорта сейчас только в городе зарегистрировано около 60 тысяч единиц. С учетом Великолукского района наберется и все 65 тысяч. Это не просто большая, это огромная цифра для нашего сравнительно небольшого по площади и населению города. Кроме этого, меняются требования к дорожной сети. Появляются новые ГОСТы, требования ГИБДД, направленные на обеспечение безопасности водителей и пешеходов. В городе появляются новые точки притяжения великолучан, которым требуется парковка. Поэтому проспект Ленина, который является центральной транспортной магистралью города, в условиях перемен просто не может оставаться в первозданном виде. Реконструировать его рано или поздно, но все равно придется. Иначе просто некуда будет вмещать имеющийся транспорт!

На двух стульях

Нет, можно, конечно, выступить с движением под рабочим названием «Я хожу пешком» или «Я пересаживаюсь на общественный транспорт», чтобы ослабить нагрузку на проспект. Но пока что-то подобного рода заявлений, особенно от тех, кто «прокачивает» тему деревьев на проспекте, не слышно. Криков в соцсетях стоит много, однако никто из крикунов от пользования своей личной машиной (машинами) так и не отказался.

Хорошо. Мы не хотим терять деревья. Ни одного! Мы, словно друиды, готовы молиться на каждое дерево, даже трижды больное и немощное, с ослабленными корнями и листвой, закупоренной сажей. Но тогда зачем ныть по поводу городских «пробок», зачем тогда возмущаться скученностью автомобилей в центре?!

Казалось бы, все логично: если нравится то, что есть, нравится существующее положение вещей, то дышите автомобильными выхлопами и дальше полной грудью со счастливой улыбкой на лице. Однако критики из соцсетей недовольны. Им не нравятся ни пробки, ни обилие автотранспорта, ни прочие сопутствующие проблемы. Они хотят усидеть на двух стульях: и сохранять ВСЕ, как было, и ругать то, что имеется.

Понятно, что подобная точка зрения вовсе не предполагает какого-либо результата. Цель такого подхода — критика ради критики. Не зря ведь большинство закоперщиков «экологических» дискуссий в соцсетях числятся в различных оппозиционных партиях и движениях, банально набирая себе политические очки на различных бытовых перебранках.

Ответьте конкретно и честно: вам все нравится или нужно что-то менять? Если нравится, то тогда зачем скандалите? А если не нравится, значит, все-таки понимаете, что перемены необходимы? Понимаете, что нельзя до бесконечности делать вид, что все нормально и что автопробки как-нибудь рассосутся сами собой, как после сеанса Кашпировского?

Значит, все-таки понимают люди. Критикуют, но в глубине души понимают. Понимают, что нужно поблагодарить и городскую, и областную власти, которые думают на перспективу и которые сумели найти возможности провести реконструкцию центрального проспекта города на федеральные средства.

Хоть бы кто-то из критиков поинтересовался бы, а как в других развитых странах сейчас решаются экологические проблемы крупных городов?

Специальные городские деревья

От практики подсаживания деревьев и регулярной замены в странах Запада сейчас превалирует тенденция к организации так называемых искусственных деревьев. Их еще называют «городскими деревьями». Эти «деревья» представляют собой инженерные конструкции, реально поглощающие диоксид азота из воздуха и борющиеся с иными токсинами и загрязнениями.

Одно подобное «городское дерево», покрытое мхом и оборудованное системой полива и солнечными батареями, которые питают автоматическую систему полива, идентично 275 настоящим деревьям. С той разницей, что если деревья в городе болеют и страдают, то модель с использованием специальных биотехнологических фильтров гораздо эффективнее.

В 2018 году в Лондоне состоялось торжественное открытие сразу нескольких «городских деревьев». Вначале их опробовали в районе Уэст-Энд, а затем перенесли в район «между Лейтон-стоун Хай Роуд и Краунфилд-Роуд» к станции метро.

Понятно, что удовольствие с «городскими деревьями» недешевое. Глупо прогнозировать их массовое появление в ближайшее время. Здесь важнее другое. Человечество все более определенно начинает осознавать бесперспективность настоящих деревьев для условий города. Человечество готово даже на сложные технологические фильтры, которые в перспективе окажутся дешевле и проще в эксплуатации.

Избавляясь от мифов

Впрочем, это лирическое отступление. Понятно, что проспекту Ленина в Великих Луках «умные городские деревья» еще очень долго не грозят. Пока речь идет лишь о реконструкции магистрали с полной заменой коммуникаций, в ходе которой какие-то из деревьев будут заменены. Причем именно «заменены», а не просто «срублены». Насчет «срублены» — это всего лишь еще один миф из соцсетей. Потому что если где-то в городе дерево исчезает, то где-то оно обязательно появляется. Забота о зеленых насаждениях, этих городских легких, в обязательном порядке прописана даже в первоначальном проекте реконструкции. Не ленитесь только спрашивать. И не торопитесь возмущаться на ровном месте.

Источник: К. БЫСТРОВ, Великолукская правда

Комментарии

  • Shine 10 июля 2020 16:42 #
    мой любимый абзац:
    "Почему, кстати, в больших городах практически отказались от деревьев на крупных магистралях? Да потому, что деревья посреди потока автомашин оказываются неэффективны! Они там болеют и страдают, требуя постоянного обновления, никакой особой пользы, кроме тени в солнечные дни, горожанам не принося."(с)
    В нем и прекрасная попытка сравнить теряющие население Великие Луки с большим городом, и желание Администрации центральный проспект города сделать крупной магистралью (мдяя), и пренебрежение как пользой деревьев (утилитарной и эстетической), так и интересами горожан.
    "Критики из соцсетей" предлагают вполне себе решения. Но вам же они неинтересны, ТС? Они были вам неинтересны, когда планировали путепровод, они были вам неинтересны, когда затеяли эти, прости господи, "украшения города"(с) подземные переходы. "Критики из соцсетей" топят за развитие пешеходной, велосипедной инфраструктуры и нормального общественного транспорта, вы не заметили? Зато где-то якобы прочитали, что они не отказались от автомобиля.
    В общем, от Великолукской кривды иного ждать и не приходится.
  • forr 10 июля 2020 17:26 #
    Какой смысл в расширении? Из 4 полос сделать 6? Зачем? Пробок никаких нет. Население неуклонно сокращается благодаря эффективному бездействию администрации и бесполезных депутанов городской думы. Скоро эту улицу можно и нужно будет переводить в пешеходную. Что действительно способно разгрузить дороги нищего умирающего города, так это подобие нормального общественного транспорта.
  • Андреев Денис 10 июля 2020 20:35 #
    Я знаю где можно разгуляться дровосекам. На Некрасова есть заброшенный садик. Уверен, в Лондоне, таких зарослей, как на территории сада, нет.
    • Сизов Вячеслав 10 июля 2020 22:52 #
      А кто Вам сказал что у данного садика нет хозяина?
      Поверьте,он есть.И в полне допускаю что ему нравится его садик....в садике.
      • Андреев Денис 11 июля 2020 12:27 #
        А по ж..пе этому хозяину можно дать? ну чтобы порядок навел.
  • Сизов Вячеслав 10 июля 2020 22:51 #
    При нынешней ширине проспекта Ленина и колличества автотранспорта на улицах автобус сдвоенный точно не повернёт С проспекта Ленана на ул.Зверева.
    Надо быть каммикадзе что бы решится на такой манёвр.

    В статье в общем всё правильно написано. И по делу.Проспект Леина увы УЗОК...и это факт. Ради интереса можно взять рулетку и померить проезжую часть например проспекта Гагарина в райне Карцева и проспект Ленина в районе магазина оптика.

    Ну и так же незабывайте,чем шире проспект тем он безопаснее.У водителя появляется больше времени среагировать на того же пешехода который может оказатся на проезжей части. Я прекрасно помню резонансное ДТП с гибелью ребёнка.Водитель газели просто не успел среагировать,и ребёнок погиб увы. А было 2 метра в запасе бокового интервала от припаркованной машины ,может и не было этого случая....
    • forr 10 июля 2020 23:17 #
      А как раньше ездили? По еще более узкой улице? В Риге проезжают по обычным двухполоскам и отлично поворачивают, а в России конечно же что-то танцорам помешает. Да и сцепки не не очень нужны, лучше большее количество низкопольных коротких ПАЗиков на 50 мест с площадкой для колясок.
      Статью писал, несомненно за 30 серебрянников, не очень умный так называемый журналист. Такой же как вы "краевет". А если в первопричине того ДТП вы видите ширину проезжей части, то как это помягче сказать...вы слабоумный видимо. Дорога за городом, соответствует ГОСТу, ребёнок 10 лет не должен был находиться на этой дороге никак, вот совсем. Но по преступной халатности тренера он там был и упал под колеса встречной машины. Сейчас эти дебилы вытаскивают детей на федеральную трассу М9. (Белый аутлендер) где 110 без штрафа и сотрудники ГИБДД не появляются никогда хоть 200 едь.
      Но это у к вашей ОПГ ЕР вопрос, что там с велотреком в зелёной зоне?
      • Shine 10 июля 2020 23:33 #
        Как что? Красивый сюжет ВТРК, что велотрек ломится от любителей и спортсменов (в рамках дозволенных 70 посетителей, конечно). По факту: самое плачевное - это доступность. Сегодня утречком, даже в рабочий день, ехать на велосипеде туда было жутковато. По одной стороне обочины нет более чем на половине пути, по второй стороне чуть лучше, но кусты и деревья ветвями уже на дороге - и никто ничего не выпиливает и не обрезает, экономят ресурсы для 345 лип, видимо.
    • Андрей Воронов 12 июля 2020 13:13 #
      Действительно? А где у нас в городе больше ДТП на широком проспекте Гагарина или на узеньком переулке Некрасова, или любой другой маленькой улице? Что то не вяжется с вашими словами о безопасности широких проспектов. Безопасность в первую очередь достигается уменьшением скорости и плотности потока, а на широких улицах они наоборот возрастают. Широкими должных быть объездные дороги,вдали от жилых застроек и концентрации пешеходного траффика, а не центральная улица маленького города. Вы в Луге и Гатчине были? Интересно зачем там объездные дороги построены, ведь можно было просто в центре города улицу расширить до магистрали и все было бы комфортно и безопасно. Или все таки все наоборот, и безопасность в городской застройке наоборот падает при расширении проезжей части. Да и многие горожане организовывают во дворах шлагбаумы и иные средства ограничения скорости и возможности движение, нет бы расширить все дворовые проезды ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ! Это же так очевидно и логично.
      • lass S 12 июля 2020 13:49 #
        В Гатчине жил несколько лет,прекрасно знаю о чём вы говорите!!) по проспекту 25 октября-Центральный пр-кт такой же широкий тротуар как и в Луках на Ленина и деревья так же такие же растут,Жил там и работал несколько лет в начале 90х,а парк Гатчинский,намного более Великолукского,и никогда не слышал что бы кому то в башку приходили подобные идеи...если только надо деньги"освоить"...
    • lass S 12 июля 2020 13:33 #
      Вячеслав,у меня уже давно по вашим коментам,к вам же возник вопрос вы вероятно в городе живёте недавно или просто молоды???!!!возможно не помните Великие Луки начала 80х годов,когда по Лукам ходило оч много гармошек-икарусов,их потом на короткое время сменили новенькие гармошки Мерседесы и обычные,закупленные огородом.
      маршрут был по пр-ту Ленина,улице Некрасова,Ботвина...я будучи школьником,начала 80х,часто ездил пользуясь именно "гармошками",которые прекрасно вписывались в эти повороты,или ул Некрасова на ваш "компетентный"взгляд-широкая??....
      (ещё раз повторю,вы этого вероятно не знаете или не помните,они тогда ходили битком в час пик,транспорт ходил помоему до часа ночи потому,как смена на крупных предприятии,Трикотажка и Радиозавод начиналась(ночная) или в 12 или 1час ночи,здесь меня возможно многие граждане поправят)
      Народа было значительно больше,одна "гармошка могла увезти человек 200-250,сам в конце 80х-начале 90х с"мылом"в нее залазил..и она полагаю-одна заменяла 10-15 газелек,которых на дорогах вы в Петербурге вообще не увидите в отличие от В-Лук,как опасный вид пасажирского транспорта,убранный ещё в начале 2000х...
      Но местное руководство начало его(общественный-социальный транспорт) постепенно начали уничтожать(оценочное суждение!)..
      Ваша аргументация о безопастности широкого проспекта,тоже не выдерживает критике...
      Если пр.Ленина сравнивать с Невским пр-м-3 полосы в каждую сторону,(понимаю вещи не сопостовимые),но всё же...в 19 году На Невском было 3-4 дтп в промежутке2-3месяцев,со смертельным исходом,в которых погибли иностранцы...нет не ограждений(кроме бутафории)ни деревьев,которые так же могут быть хорошим препятствием при вылете на тротуар!!! сразу пошли старые разговоры или сделать Невский,вообще пешеходным или ограничить скорость до 40-50км,некоторые деловары разгонялись по прямой до150-170,есть видео с показанием спидометра...
      Да,ещё широких,хотя бы как на данный момент по ним уютно ходить(только оч давно тредбует замены асфальтового покрытия,особенно в районе продуктового новодела Магнита,участок превращён в ПОМОЙКУ!!,но до этого НИКАМУ НЕТ ДЕЛА -САМАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА И ДОЛЖНА БЫТЬ С ШИРОКИМ ТРОТУАРОМ-это прежде всего -Эстетика!!!конечно можно жить и в квартире-студии но уже будет не уютно,зато с широким коридором,от которого нет никакого выигрыша....
      И последнее,что не справляется с дождями это низина-перекрёсток октябрьского и ленина в сторону Смоленского рынка,модернизировать коллектор на перекрёстке,запретить проезда грузового транспорта,кроме специального,ему ничего не мешает,ехать по улицы Дъяконова,как раз через новый виадук,он пошире Октябрьского если я ничего не путаю,в чём проблема,зачем ему ехать через центр??
      данная тема оч часто поднимается в паблике,как понимаю,это как проверка,"спит" население или уже забыло и данная "перемена"надвигающаяся на быт и комфорт его(граждан) более не волнует....
      Меня оч волнует,т.к с Великими Луками было связано детство....у вас похоже этого не было господин Сизов и прочих аргументариев которых интересуют только меркантильные интересы,как говорят-бизнес,ничего лишнего....
      P.S Всё сие экспертные доводы расширения и вырубки,прочих"улучшений" напоминает выступление товаща Бендера в шахматном клубе"Четыре коня"...(оценочное суждение)
  • Shine 10 июля 2020 23:25 #
    По ссылке proboknet.livejournal.com/2385… авторитетное мнение руководителя проекта proboknet, который добился уже достаточно многочисленных позитивных изменений в организации трафика Москвы. Вкратце: полосы и дороги в городе можно и нужно сужать и для уменьшения аварийности, и большей безопасности, и увеличения полезной площади. Он перенимает опыт у стран, которые достигли хороших показателей в снижении смертности и травматизма на дорогах.
    А чего добились Вы?
    • Сизов Вячеслав 10 июля 2020 23:33 #
      Ну так прежде чем мне задавать данный вопрос,скажите,чего Вы лично добились.
      И то ,это по большому не имеет отношения к обсуждаеммой теме.
      • иван иванов 12 июля 2020 21:06 #
        За народ есть кому думать(есть ЕР и дума) и то ,это по большому не имеет отношения к обсуждаемой теме(утрированно).
        Некоторые уже добились(имею ввиду Максакову)-- prnt.sc/tgf6uq

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Сизов Вячеслав  Всемирный день кошек отмечают сегодня  1

Олег Хайлов  Луки.ру проводит опрос жителей: Нужна ли городу вторая Зеленая зона  13

Виктор Разуваев  Врач сравнила продолжительность жизни мясоедов и вегетарианцев  1

Сергей Козлов  Луки.ру побывали на археологических раскопках в Новосокольническом районе  3

Сергей Козлов  Культурный слой при строительстве подземных переходов в Великих Луках не пострадает  2

Сергей Козлов  Псковские археологи с нетерпением ждут встречи с культурным слоем Великих Лук  8

Читатель   Александр Козловский вместе с сыном рыбачат на озере в Псковской области  5

Сизов Вячеслав  Великолучанка терпит неудобства в связи со строительством новой школы  1

Shine  Коронавирус в Псковской области не пережила отрасль перевозчиков  1

Андреев Денис  Юлия Ярышкина рассказала Луки.ру о ходе строительства новой школы на улице Заслонова  13

Знаете что-то интересное?
Давайте опубликуем!
Наверх