Послереволюционный период в жизни Великих Лук еще ждет своих исследователей, в краеведческой литературе он отражен значительно меньше, чем предыдущие. Кроме «классических» изданий советских времен («Великие Луки - 800 лет», «Великие Луки. Исторические очерки», «Великие Луки. Путеводитель» П. Е. Ивановой), в которых события тех лет отображены в угоду советской идеологии, можно назвать только книгу В. Д. Савчук «Город Луки. Великие Луки», вышедшую в 2011 году, да некоторые статьи в газетах.
Гораздо меньше и довоенных фотографий. Тем не менее они есть и очень интересны. Предлагаем читателям ознакомиться с ними.
1. 1919 год. Заседание Великолукского уисполкома. Третий слева - председатель уисполкома А. Н. Виноградов. На стене висят портреты Карла Маркса, Владимира Ленина и Льва Троцкого. Размещались органы власти и управления Великих Лук в это время в здании бывшего духовного училища на улице Долгой (ныне Ставского).
2. Ноябрь 1919 года. Торжественное открытие бюста Карлу Марксу на Советской площади (ныне пл. Ленина). Был поставлен на фундаменте уничтоженной часовни Александра Невского. Сделанный из непрочного материала памятник вскоре развалился.
3. 1920 год. Курсы по борьбе с неграмотностью в Великих Луках. Таких курсов, называемых еще «школа грамоты» или «ликпункт», в нашем городе в это время открылось несколько. Длились они 3-4 месяца, обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет было добровольным. Обучались чтению, письму и счету.
4. 1920 год. Слет великолукских бойскаутов и герлскаутов на Дворцовой площади. Скаутское движение, называемое в России «юные разведчики», появилось в нашей стране в 1909 году и было разгромлено по инициативе комсомола, как «буржуазное, реакционное и монархическое» в начале 1920-х годов. Отдельные элементы скаутского движения были взяты на вооружение созданной пионерской организацией.
5. Начало 1920-х годов. Площадь Карла Маркса (ныне пл. Ленина). Снято от пожарного депо (ныне на его месте музыкальная школа имени Мусоргского). В центре за сквериком памятник Карлу Марксу, вдали здание почты. Слева один из торговых рядов, справа улица Некрасова.
Листая газетные страницы
Работая как-то в Санкт-Петербургской публичной библиотеке с великолукскими газетами первых лет советской власти, я обратил внимание, что на их страницах довольно много места уделялось вопросам образования в нашем городе. Это, конечно, не случайно. Рухнула старая система образования, новую нужно было создавать. Строительство советской школы проходило в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи. Трудностей и ошибок было хоть отбавляй, их доносят до нас пожелтевшие листы газет того времени. Но советская система образования была создана и в будущем стала и долгое время была лучшей в мире. В настоящее время в школе тоже проходят кардинальные реформы, которые многим не нравятся. Поэтому публикуемый материал может представлять интерес не только для любителей истории родного края, но и для педагогов.
Первое, что бросается в глаза, - создание в Великих Луках многочисленных курсов по ликвидации неграмотности. Объявления об их открытии постоянны в прессе. И, надо думать, в желающих заниматься на них недостатка не было.
В заметках заведующего наробразом (народным образованием - тогда модно было все сокращать) Бойкова, редактора Горностаева, других авторов рассказывается о нелегких проблемах, стоящих перед школой. Заголовки публикаций «Помоги школе», «Педагоги голодают», «Учительство поворачивается в сторону новой власти» - говорят сами за себя. Вот только несколько цитат из них: «Великолукские учителя собирают милостыню, особенно в сельских школах»; «В одной из школ Горицкой волости на 60 учеников имеются всего 4 парты»; «Большинство детей не заканчивают учебный год, т. к. весной, едва начинается сезон сельскохозяйственных работ, учащиеся уходят в деревню или трудятся на своих огородах не посещая школы»; «Учителя Спасо-Никольской волости грозят забастовкой, если им не увеличат паек, т. к. на прежний прожить невозможно».
Педагогам в те годы вообще приходилось несладко. Наряду с объективными трудностями хватало и маразма субъективного характера. Например, «для развития школьной демократии» одно время вводились перевыборы учителей. В газете «Наш путь» был опубликован список пятнадцати старейших великолукских школьных работников («шкрабов», как их тогда величали), и учащимся было предложено обсудить их кандидатуры для решения вопроса об их дальнейшем пребывании в школе. Журналист, освещавший работу уездного съезда учителей, с гневом описывает следующую сцену: во время лекции «Мировой революционный процесс» две пожилые сельские учительницы вышли из зала и уселись на крылечке. На вопрос, почему они не слушают, одна из них простодушно ответила: «Толкут воду в ступе, за это время две меры картошки выкопать можно». «Для этих лже-педагогов картошка важнее мировой революции, - возмущается автор заметки. - Таким не место в советской школе!» Многие публикации критикуют учительство за пассивность и настороженное отношение к существующим порядкам.
Из газетных материалов видно, что местные власти проявляли о подрастающем поколении немалую заботу. Интенсивно велась работа по борьбе с таким страшным наследием гражданской войны, как беспризорность. На праздники дети получали подарки, прилагались усилия к культурному и физическому развитию школьников. В 1919 году в связи с введением всеобуча уездный военкомат занялся созданием для подростков 12-16 лет отрядов «бой-скау-тов», «герл-скаутов» и «юнг-скаутов» под руководством М. Ляндсберга. Размещались они на Дворцовой площади. При только что созданном музее наглядных учебных пособий его директором В. Лобановым-Сибиряком было организовано уездное краеведческое общество, в которое сразу же записалось много учащихся, в том числе целый класс Спасо-Никольской школы. Многое делалось в этом направлении укомом комсомола.
Письма и заметки школьников в городскую газету всячески приветствовались и поощрялись. Когда в начале 1920-х годов было решено выпускать общешкольный журнал Псковской губернии, редакция обратилась к учащимся с предложением посылать в него свои материалы.
Читая письма юных великолукских репортеров, наряду с серьезными публикациями встречаешь немало слабых и курьезных. Например, некто, благоразумно укрывшийся под псевдонимом «Красный школьник», критикует вечер в Сивцевской школе: «На вечере был только стол с чаем и конфетами, и танцы. Обещали показать «туманные картины» и не показали, т. к. проектор якобы сломан. А мне хорошо известно, что он исправен, а нашему директору выдали целую бутылку горючего спирта для заправки проектора. Надо бы узнать, куда этот спирт подевался?»
И о многом другом в вопросах просвещения писали великолукские газеты на заре советской власти. И, следовательно, они внесли свой вклад в становление советской системы образования.
В. Орлов