Великолукская правда Новости

Городская общественно-политическая газета
Луки.ру

С мечтой о небе

0
Россия всегда была богата замечательными людьми, гениальные открытия которых способствовали прогрессу. Именно в России осуществлены первые попытки летания, положившие начало развитию воздухоплавания и авиации.
В 1731 году писец приказной канцелярии из Рязани первым в мире совершил полёт на изобретённом им тепловом воздушном шаре. Первый русский академик М. В. Ломоносов изобрёл вертолёт, а флотский офицер А. Ф. Можайский - самолёт. Национальная гордость нашего народа - Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, К. Э. Циолковский - внесли огромный вклад в мировую авиационную науку, обессмертив своё имя и прославив наше Отечество.
Россия является родиной фигурного высшего пилотажа. В 1913 году над аэродромом под Киевом русский лётчик Пётр Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте петлю в воздухе. Петля - это полёт самолёта по кругу в вертикальной плоскости. «Петля Нестерова» явилась началом фигур высшего пилотажа и убедительно показала возможность управления самолётом в любом положении.
Талантливые конструкторы А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, Н. И. Камов, М. И. Миль и другие создали первоклассную технику - самолёты, вертолёты, планеры, аэростаты, парашюты... В стране большой популярностью и любовью пользовались авиамоделизм, планеризм, прыжки с парашютом, полёты на спортивных самолётах, дальние авиационные перелёты, и молодёжь с большой охотой занималась авиационными видами спорта, для этого в стране имелись все условия.
Развивать технические, авиационные и прикладные виды спорта было поручено оборонной организации - ОСОАВИАХИМ, которая в своих рядах насчитывала миллионы членов и вела активную работу по пропаганде авиационных знаний. В 30-х годах по решению правительства повсеместно были открыты аэроклубы ОСОАВИАХИМа, в которых проводились начальная подготовка и обучение лётному делу и прыжкам с парашютом без отрыва от производства, в свободное от работы время.
Как правило, занятия теорией проходили зимой в вечерние часы, а летом учлётов выводили в лагеря, на аэродромы, где те и учились летать на планерах, самолётах, прыгать с парашютом. Об успехах, достигнутых Оборонным обществом в развитии авиации, говорят следующие цифры: в 1937 году в СССР было более 150 аэроклубов, подготовивших 8 тысяч человек лётного состава, а за период с 1931 по 1936 годы самолётно-планерный парк увеличился в 19 раз!
Нужно сказать, что в аэроклубы поступали учиться в основном по комсомольским путёвкам, которые выдавали горкомы и райкомы ВЛКСМ. Стране нужны были лётные и технические кадры, и делалось всё, чтобы их было достаточно в гражданской и военной авиациях.
Аэроклубы дали путёвку в небо многим выдающимся лётчикам. Большая часть всех советских лётчиков, получивших в годы Великой Отечественной войны и в мирное время заслуженное звание Героя Советского Союза, первые шаги в небо делали с аэродромов ОСОАВИАХИМа.
В 1934 году аэроклуб ОСОАВИАХИМа был открыт и в Великих Луках. В аэроклубе готовили лётчиков, парашютистов, авиационных техников и авиационных прибористов. После окончания аэроклуба почти все курсанты получали направления: кто в училище гражданской авиации, кто в военное, кто в авиационно-техническое.
В годы Великой Отечественной войны выпускники Великолукского аэроклуба, закончив военные школы пилотов, отважно дрались с врагом, напавшим на нашу Родину, проявляя при этом храбрость и героизм. Восемь воспитанников нашего аэроклуба стали Героями Советского Союза - Г. А. Алексеенко, Г. С. Дубенок, В. П. Иванов, А. В. Попов, В. Ф. Сизов, И. Н. Селягин, Д. Ф. Ковтюлев, П. А. Козлов.
Воспитанник аэроклуба Николай Светчёнок в войну командовал истребительным полком, за мужество и отвагу, проявленные в боях, был награждён орденами Ленина, Суворова, Красного Знамени, Отечественной войны I степени и многими медалями. Стойкость и отвагу показали в боях Ильин, Клюев, Баранов и многие другие.
Герой Советского Союза Иван Николаевич Селягин демобилизовался из Советской Армии, вернулся в 1958 году на постоянное место жительства в родной город Великие Луки. Его приняли на работу в авиаспортклуб ДОСААФ в качестве лётчика-инструктора на самолёт Як-12 и планеры всех типов, которыми клуб располагал в то время.
После окончания в 1938 году аэроклуба И. Н. Селягина направили в Ворошиловградскую военную школу пилотов. Он выпустился пилотом на бомбардировщик СБ-3. Во время войны переучился на штурмовик Ил-2, а в конце войны - на Ил-10.
Командир эскадрильи гвардии старший лейтенант И. Н. Селягин отважно воевал на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах, его полёты на боевое применение были опасней один другого - на штурмовку войск противника, на разведку, на разведку с фотографированием расположения противника, где нужно выдержать строго заданную высоту, скорость, курс, то есть быть неманевренной мишенью, где по тебе бьют из всех видов оружия, уничтожение переправ и военной техники, живой силы противника. Для выполнения таких полётов нужно обладать высокими морально-психологическими качествами, в совершенстве владеть техникой пилотирования самолётом, умело применять его боевое вооружение, а главное - быть патриотом своей Родины, своего народа.
Таким и был Иван Николаевич Селягин. За боевые действия во время войны он награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны, Красной Звезды и многими медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года Селягину присвоено звание Героя Советского Союза.
Ивану Николаевичу было что рассказать молодым планеристам, и мы с большой охотой и интересом слушали его, человека с большим умением передать лётный опыт и научить летать. После полётов с ним курсант чувствовал себя более уверенно, свободнее действовал в воздухе, выполнял полётные задания более качественно. Это был инструктор от Бога, летать и учиться у него было большим счастьем.
В августе 1961 года Иван Николаевич после проверки автора этих строк в воздухе выпустил того в первый самостоятельный полёт на планере КАИ-12 с лебёдки «Геркулес-3». Проверку к выпуску в самостоятельный полёт Иван Николаевич проводил своеобразно. В первом полёте он проверил технику пилотирования планера по кругу, обратив внимание на мои действия на взлёте, построении маршрута, расчёте на посадку и самой посадке. Во втором контрольном полёте он произвёл неожиданную для меня отцепку планера на высоте 100-120 метров, то есть ввёл внештатную ситуацию. Я действовал так, как меня учил мой инструктор Геннадий Васильевич Савельев, оценил обстановку, развернулся на 180 градусов и произвёл посадку с обратным курсом.
Посадка была нормальная. Выйдя из кабины планера, Селягин спросил: «Полетишь самостоятельно?» Я ответил, что готов к выполнению полёта. На это он сделал несколько подсказок по построению маршрута и разрешил самостоятельно лететь. Об этом полёте помнится и сейчас. Всё-таки получить благословение на первый самостоятельный вылет от Героя Советского Союза - это здорово!
В конце шестидесятых годов, когда руководство Псковского обкома ДОСААФ, по непонятным причинам, перепрофилировало авиаспортклуб из планерного в парашютный вместо того, чтобы сделать двухпрофильный клуб, как это произошло в Новгородской или Смоленской областях, Иван Николаевич перешёл работать в ГК ДОСААФ. Там он организовал спортивно-технический клуб и был его руководителем до последних своих дней.
Многие годы Великолукская оборонная организация под руководством И. Н. Селягина занимала первые места в области. Проводилось много городских, областных, зональных, российских соревнований, и везде чувствовалась его последовательная, чёткая, грамотная работа по подготовке и проведению спортивных мероприятий.
В семидесятых годах при его непосредственном участии развивались такие виды технических и прикладных видов спорта, как стрелковый, мотокросс, автокросс и фигурное вождение автомобиля, авиамодельный, морское многоборье, автомногоборье, военно-прикладное многоборье, парашютный, картинг, радио, «охота на лис», биатлон и другие. Без преувеличения, Иван Николаевич пользовался большим авторитетом в ДОСААФ.
Ветераны Оборонного общества 8 мая ежегодно посещали могилу И. Н. Селягина. Работать с ним было легко, и поэтому память о нём хранится до сих пор.
В 90-х годах и в начале 2000-х были попытки присвоить имя Ивана Николаевича одному самолёту Великолукского АСК, но центральный совет РОСТО наше предложение не удовлетворил. Может быть, сейчас удастся присвоить имя Героя Советского Союза Селягина Великолукской оборонной организации.
В советские времена военно-патриотическое воспитание находилось на высочайшем государственном уровне. Было, с кого брать пример. Мы восхищались подвигами полярников Папанина, Чкалова, Маресьева, Юрия Гагарина и многих других - героями войны и труда.
Молодой человек мог по своему желанию стать моряком, лётчиком, планеристом, парашютистом, для этого в стране существовали школы и аэроклубы ОСОАВИАХИМа-ДОСААФ, и подготовка была бесплатной. Присутствовало понимание, что лётчика воспитывать нужно с молодости, именно воспитывать! Сейчас же с массовым закрытием ДОСААФовских клубов можно дождаться того, что на Российских воздушных линиях будут летать не русские лётчики, а иностранцы.
Назовём только некоторых из тех, кому открыл дорогу в небо Великолукский авиаклуб. Парашютисты мастера спорта Александр Храпенков, Владимир Матрунич, Владимир Харлапенков, Владимир Никитин, Дмитрий Кравченко, Татьяна Раенкова, Ирина Ломина, Ирина Новикова, Сергей Михайлов, Сергей Тихонов... На российских и зональных соревнованиях блистали планеристы Борис Лукьянов, Арнольд Веселовский, Анатолий Игнатенко, Владимир Петраков, Жанетта Алексеева, Юрий Архипов и другие. Авиамоделисты Андрей Кротов, Анатолий Хлебников, Анатолий Смирнов, Александр Иванов и другие - тоже воспитанники системы ДОСААФ.
Евгений Петухов стал пилотом в 235-м правительственном авиаотряде, Юрий Леонов летал командиром на Ан-12 и Ил-76, прошёл Вьетнам, Анголу, Сирию, Афганистан. Александр Черник стал вертолётчиком, служил в Венгрии, Германии, Афганистане. Виктор Егоров летал на Ан-2, Ту-134, Ту-154, Ил-96. Валерий Егоров летал на Ан-2, Ан-26. Юрий Савин летал на Су-9, Миг-23. Все они имеют правительственные награды.
Неужели всё это останется лишь в прошлом? Неужели мы должны гордиться только прошлым?
В. И. АЛЕКСЕЕВ,
ветеран ДОСААФ России

Комментарии

Пока нет комментариев.

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Телефон: 3-84-98 - директор (тел./факс) 3-96-94 - зам. директора, бухгалтерия (тел./факс) 3-93-33 - главный редактор 3-62-31 - зам. главного редактора 3-64-79, 3-63-73, 3-64-78 - журналисты 3-99-22 - отдел подписки
E-mail: velpravda@ellink.ru
  • Егор Петров 15 апреля 2015 16:59
    Уже половина города сидит за рулем, в каждой семье есть автомобиль, а то и два.Надо расширить зоны парковки автомобилей. Назвать газоном место для собак и пустыри легче, чем отвести места для парковок. До Олимпиады в Сочи власти просто закрывали глаза на то, что жители паркуют автомобили между деревьями во дворах. А куда деть автомобили, если нет мест? Дворовые дороги узкие, нет места для проезда спецтехники. В Сочи ЗААСФАЛЬТИРОВАЛИ или засыпали щебнем места между деревьями. Таким образом, в большой степени решили проблему придомовых стоянок. Надо не запрещать, а находить выход для всех категорий населения, а не только для пешеходов.
  • Доктор Злобный 5 марта 2014 7:16
    Как только научишься правильно формулировать самые простые мысли
  • zaika62 2 февраля 2014 0:42
    ОТКУДА?
  • Валя Жолудева 30 января 2014 17:25
    когда уберут легковые машины ул дружбы где полиция гаи