Прокуратура города Пскова

На страже законности и порядка
ул. Яна Фабрициуса, 6
Прокурор города: Григорьев Александр Иванович
Луки.ру
Ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни 0
Исходя из положений статей 23 и 24 Конституции Российской Федерации, конфиденциальным характером обладает любая информация о частной жизни лица, поэтому она относится к сведениям ограниченного доступа.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации в понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит не противоправный характер.
Соответственно, лишь само лицо вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частной жизни, должны оставаться в тайне, а потому и сбор, хранение, использование и распространение такой информации, не доверенной никому, не допускается без согласия данного лица, как того требует Конституция Российской Федерации.
В развитие приведенных конституционных положений федеральный законодатель в статье 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации установил уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (часть первая), а также с использованием своего служебного положения (часть вторая).
Вступил в силу закон о "черных списках" авиадебоширов 0
С 04.06.2018 вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2017 № 376-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».
Законом введена статья 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает создание реестров лиц, воздушная перевозка которых будет ограничена. В них попадут пассажиры, привлеченные к ответственности за совершение противоправных и хулиганских действий в воздушном транспорте по ст. 11.17 КоАП или ст.ст. 213, 267.1 УК, – после вступления акта в законную силу.
Перевозчик вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, если он внесен данным перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Исключение составляют случаи возвращения граждан, включенных в реестр, в Россию из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения из которого является воздушная перевозка. Предусмотрено обязательное письменное уведомление пассажира о внесении его в соответствующий реестр лиц.
Решение о внесении пассажира в реестр принимается руководителем или исполняющим обязанности руководителя перевозчика и может быть обжаловано пассажиром в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Только по истечении одного года с даты вступления в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания либо приговора суда или обвинительного апелляционного приговора о признании лица виновным в совершении на борту воздушного судна преступления, такие лица могут быть исключены из реестра.
Внесены изменения в ст. 158 и ст. 159.3 Уголовного кодекса РФ 0
Федеральным законом РФ №111 - ФЗ от 23.04.2018 внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, которые вступили в силу с 04.05.2018.
Указанные изменения затронули несколько составов преступлений в сфере экономики, направленных против собственности.
Так, часть 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ дополнена законодателем новым пунктом «г», предусматривающим ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств. Максимальное наказание за совершение данного преступления предусмотрено в виде лишения свободы сроком до шести лет с назначением штрафа и ограничения свободы, либо без таковых.
Кроме того, внесены изменения в ст.159.3 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которыми статья получила новое наименование: «Мошенничество с использованием электронных средств платежа», что отражено также в части 1 указанной статьи, санкция которой была ужесточена законодателем: арест на срок до четырех месяцев как вид наказания заменен на лишение свободы на срок до трех лет.
Следует отметить, что пункт 4 примечаний к статье 158 Уголовного кодекса РФ изложен в новой редакции, где в исключениях не нашли отражения указанные там ранее ст.159.3, ст.159.6 Уголовного кодекса РФ, что свидетельствует о понижении порогового значения крупного размера ущерба с 1 миллиона 500 тысяч рублей до 250 тысяч рублей, особо крупного – с 6 миллионов рублей до 1 миллиона рублей.
Парковочные места для инвалидов 0
С начала 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 477-ФЗ «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым в новой редакции изложена ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Новая редакция предусматривает, что на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Из прежней редакции статьи следовало, что правом на бесплатную парковку могли пользоваться инвалиды, управляющие транспортными средствами.
Теперь правом на бесплатную парковку также пользуются водители транспортных средств, перевозящих инвалидов, детей-инвалидов.
Частью 2 ст. 12.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение водителем правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.
Внесены изменения в закон об основных гарантиях прав ребенка в части организации их отдыха и оздоровления 0
29.04.2018 вступил в законную силу Федеральный закон от 18.04.2018 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Законом, в числе прочего, предусмотрена обязанность исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации разработать и утвердить список рекомендуемых туристских маршрутов для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет».
Кроме того, закреплено, что обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в сети «Интернет». При этом размещенные на официальных сайтах обращения и ответы на них не должны содержать персональные данные заявителей и детей.
Банк должен будет сообщать клиенту о задолженности по кредитке после каждой операции 0
Кредитные организации с 4 сентября обязаны будут сообщать не только о задолженности, но и об остатке лимита кредитования после каждой операции по карте. Сейчас в Законе о потребкредите нет такого правила.
Уведомлять клиента нужно будет так, как это установлено в договоре (например, направлять СМС, письма на электронную почту).
Федеральный закон от 07 марта 2018 года № 53-ФЗ, который регулирует данные положения вступает в силу 4 сентября 2018 года.
Обеспечение специализированными продуктами питания как одна из мер социальной поддержки детей-инвалидов 0
В силу требований статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи специализированными продуктами лечебного питания.
Правила формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2015 № 333.
Перечень ежегодно формируется специальной комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации. В состав комиссии входят представители министерств здравоохранения, финансов, труда и социальной защиты, промышленности и торговли, предстаивтелиФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства научных организаций, иных федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных образовательных организаций высшего медицинского образования, федеральных государственных медицинских научных организаций, а также общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, обращения специализированных продуктов и защиты прав детей-инвалидов.
Заседания комиссии транслируются на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Для включения в перечень специализированный продукт должен пройти процедуру государственной регистрации в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.
Кроме этого, специализированный продукт применяется в качестве диетического лечебного питания при лечении детей-инвалидов, больных определенными заболеваниями и имеет клинико-экономическое преимущество по сравнению с другими специализированными продуктами, используемыми в качестве диетического лечебного питания при лечении детей-инвалидов.
Комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечня специализированных продуктов лечебного питания проводится документальная оценка и назначается экспертиза предложения, заключающаяся в клинико-экономической оценке специализированного продукта, проводимой экспертной организацией. Экспертная организация составляет заключение и представляет его в комиссию Министерства здравоохранения Российской Федерации для составления проекта Перечня, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.11.2017 №2466-р утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2018 год. Перечень включает в себя 71 специализированный продукт для лечебного питания (в 2017 году такой перечень включал 69 продуктов).
О некоторых вопросах применения института присяжных заседателей 0
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ внесены существенные изменения в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, направленные на расширение применения института присяжных заседателей.
Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения вступают в силу и начнут применяться с 1 июня 2018 года.
Данная форма уголовного судопроизводства начнет применяться на уровне районных судов.
Согласно нововведениям, профессиональный судья и коллегия присяжных заседателей будут рассматривать, по ходатайству обвиняемого, уголовные дела об особо тяжких преступлениях против личности (ч. 1 ст. 105 - убийство и ч. 4 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), отнесенных к подсудности районных судов.
Кроме того, суды этого же уровня в составе судьи и коллегии присяжных заседателей смогут рассматривать и ряд иных дел об особо тяжких преступлениях (ч. 2 ст. 105, ст. ст. 277, 295, 317, 357 УК РФ), по которым, в соответствии с положениями уголовного законодательства, в качестве наиболее строгого вида наказания не может быть назначено пожизненное лишение свободы.
Другое существенное изменение заключается в сокращении количества присяжных заседателей, входящих в коллегию.
Так, коллегия присяжных, рассматривающая уголовные дела, отнесенные к подсудности судов субъектов Российской Федерации, будет состоять из 8 присяжных заседателей (в настоящее время коллегия состоит из 12 присяжных заседателей). Коллегия присяжных, сформированная на уровне районных судов, будет состоять из 6 присяжных заседателей.
Следует отметить, что указанная форма судопроизводства имеет свою специфику, значительно отличающую ее от процедуры рассмотрения уголовного дела судьей единолично.
К примеру, в присутствии коллегии присяжных заседателей не подлежат исследованию сведения о личности подсудимого, потерпевших, вопросы производства следственных действий, законности получения доказательств. Исследуются только те фактические обстоятельства дела, которые относятся к предъявленному подсудимому обвинению.
Приговор в отношении подсудимого выносится судьей на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, который считается обвинительным, если на вопрос о виновности подсудимого проголосовало больше половины присяжных заседателей. При равном разделении количества голосов присяжных заседателей «за» и «против» вердикт считается оправдательным.
Законодательством предусмотрена административная (ст. 7.27 КоАП РФ) и уголовная (ст. 158 УК РФ) ответственность, в том числе за мелкое хищение чужого имущества. 0
Критерием разграничения мелкого хищения, влекущего за собой административную ответственность, от уголовного наказуемого деяния является размер причиненного ущерба, который зависит от стоимости похищенного.
Административная ответственность наступает за мелкое хищение, размер которого не превышает 1000 рублей, а также если размер похищенного составляет от 1 до 2,5 тыс. руб. и правонарушение совершено путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков уголовно наказуемых деяний.
Максимальное наказание за мелкое хищение - 15 суток ареста.
Уголовная ответственность за мелкое хищение наступает при условии, если оно совершенно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, максимальное наказание за что составляет 1 год лишения свободы.
Административной или уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения деяния 16 лет.
Совершение правонарушений до достижения возраста административной или уголовной ответственности является основанием для постановки подростка на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних отдела полиции и проведении с ним индивидуальной профилактической работы.
Установлена уголовная ответственность за нарушения в сфере госзакупок 0
В целях устранения пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и противодействия коррупции в этой сфере Уголовный кодекс РФ дополнен двумя новыми статьями.
Так, статьей 200.4 предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило особо крупный ущерб, то за такое преступление предусмотрено наказание, в том числе, в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Статьей 200.5 установлена ответственность за подкуп лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение этими лицами денег, ценных бумаг, другого имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав. При этом определяются основания для освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение таким лицам.
Кроме того, в статье 304 УК РФ, переименованной и изложенной в новой редакции, предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа в сфере закупок в виде штрафа до 200 тыс. рублей, принудительных работ либо лишения свободы на срок до 5 лет.
Корреспондирующие изменения вносятся в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса в части, касающейся отнесения к подследственности следователей Следственного комитета дел о преступлениях, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5 Уголовного кодекса РФ.